На днях мэр Донецка Александр Лукьянченко съездил в столицу на очередное совещание по "Евро-2012" с коллегами - мэрами Киева, Львова и Харькова. Там он и поставил точку в вопросе строительства метро, закончить которое планировали через 3 года. Как без обиняков заявил донецкий градоначальник, на подземку просто нет денег. А обещанные в этом году правительством 500 миллионов гривен так и остались на бумаге. Ни одной копейки в строку "метрополитен" так и не попало. Поэтому, если реально смотреть на вещи, метро у нас не будет. Ни в следующем году, ни к 2012-му.
Напомним: стройка медленно умирала и периодически возрождалась в течение 16 лет. А в 2009-м для ее окончательного завершения пытались даже найти инвестора. И даже упоминали о некой японской компании, готовой вложить средства в этот проект. Однако дальше разговоров дело не пошло, а деньги из госбюджета, как уже говорилось, в Донецк так и не попали.
Сами метростроевцы шокированы.
- Мы 16 лет на этом объекте! Ни закончить, ни бросить его просто не можем. Сколько же можно издеваться над людьми? Где еще в стране такое есть? Министерство транспорта и связи 8 месяцев держит нас без зарплаты. Вы можете себе представить, что такое сидеть в кризис без копейки и все равно ходить на работу! Пешком, потому что денег на проезд нет! - возмущается главный инженер дирекции строящегося метро Анатолий Козаренко. - Скажу одно: мы в отчаянии.
Сейчас из почти тысячного коллектива метростроевцев осталось едва ли 200 человек, и то большая часть из них уже пенсионеры.
- Отказ от стройки грозит Донецку техногенной катастрофой! Каждый день выработки нужно проветривать, откачивать оттуда воду. Вот когда тут начнет все рушиться и полгорода провалится под землю - видимо, только тогда о нас вспомнят! Куда мы только ни писали - от Кабинета Министров до МЧС. Никто не реагирует. А я каждый день слышу от работников, что терпение на исходе и со дня на день они просто не выйдут на работу. Значит, никто не станет откачивать воду, никто не будет охранять стройку. Поверьте, последствия этого рискует ощутить весь город, - предупреждает Анатолий Козаренко.
Как уверяют в дирекции, с каждым годом простоя объект растет в цене. Так, по самым грубым расчетам 2007 года, на первый пусковой комплекс нужно было 3,5 миллиарда гривен. Сейчас эту сумму можно легко умножать на два.
Кстати
Сама заморозка строительства тоже требует средств: нужно составить проект, привлечь для этого научный институт. И сам процесс заморозки долгоиграющий. Потом, если к идее метрополитена все-таки вернуться, расконсервация влетит еще в сотни миллионов гривен.
- Через 10 лет после сдачи метро в эксплуатацию ему нужно делать капремонт. Так нам уже все сроки подошли делать его, а мы еще и закончить не можем! – сокрушается Анатолий Козаренко.
Одно хорошо, считают в дирекции строящегося метро: никто не сможет сказать, что о техногенной катастрофе никого не предупреждали.