Загрузить еще

Что должен «уметь» первоклашка

Что должен «уметь» первоклашка
Фото: Фото из личного архива Светланы Тарасенко-Конюшенко

Казалось бы, не успели отзвенеть «последние звонки», а каникулы уже на исходе. Всего три "законных" недели осталось отгулять детворе. Переход от летнего "разгильдяйства" к размеренному школьному режиму, даже старшеклассникам даётся нелегко. Что уж говорить о малышах.

Нынешней осенью, только в одном Донецке «в первый раз в первый класс» отправятся более 33 000 мальчишек и девчонок. Как сгладить горечь расставание с беззаботным детсадовский детством и помочь ребёнку адаптироваться к школе? За этой крайне важной для читателя информацией мы обратились к психологу управления образования Донецкого городского совета Светлане Тарасенко-Конюшенко.

- Подготовка к учёбе шестилетки должна носить систематический и целенаправленный характер, учитывать индивидуальные особенности ребенка. Примерно в этот период заканчивается формирование всех психических новообразований, свойственных дошкольному возрасту, - уверена наша собеседница. – Итак, переступая порог школы, ребенок должен уметь…

Мыслить и говорить

В современной школе вашему «первачку» понадобится целый набор знаний и навыков. А для этого дошколенок должен без труда владеть такими базовыми  интеллектуальными операциями, как анализ, синтез, обобщение, классификация; умениями строить графические схемы и предметные модели(звукового состава слова, структуры текста и прочее).

- Ребёнок должен правильно произносить все слова и звуки; Обладать  словарным запасом, позволяющим выразить мысль, описать событие, уметь самостоятельно рассказать сказку или составить рассказ по картинке, задать вопрос и ответить на него, - перечисляет Светлана Викторовна.

Ухаживать за собой

Это очень важный навык. Хорошо подготовленный к школе шестилетка, как правило, сам одевается, чистит зубы, шнурует ботинки. Он активен - умеет ходить, бегать, прыгать, кататься на велосипеде. У него прекрасно развита координация и пространственная ориентация выражающаяся в способности выполнять движения туловищем, руками и ногами вправо, влево, вверх, вниз, вперед, назад. 

Для развития развитие у ребёнка моторики, наш эксперт советует можно практиковать совместные занятия с несложными для вашего чада заданиями. К примеру,

* попросить малыша нарисовать простой узор;
* поиграть с ним в игру "трудные виражи" - вы рисуете
дорожки разной формы, в одном конце которых - машина,
а в другом - дом. Потом говорите ребенку: "Ты -
водитель и тебе надо провести свою машину к дому.
Дорога, по которой ты поедешь, не простая. Поэтому
будь внимательным и осторожным". Ребенок должен
карандашом, не отрывая руки, "проехать" по изгибам
дорожек.
* играть в "Съедобное-несъедобное" и любые игры
и упражнения с мячом.

Общаться

- Не менее важный момент - готов ли психологически ребёнок к школе. Здесь на первый план выходит умение вашего чада общаться, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Принять точку зрения другого человека и взглянуть на себя и свои действия со стороны - это дает первоклашке возможность усваивать обобщенный способ решения целого ряда учебных задач, - продолжает Светлана Тарасенко-Конюшенко.

Не болеть

При этом родителям нельзя выпускать из внимания состояние здоровья будущего школьника - его физическую готовность к школе, включая устойчивость организма к хроническим заболеваниям.

- Вы спросите: «Неужели и это должен уметь шестилетка?» Возможно, нет. Родители сами могут проанализировать готовность своей крохи. Попросите ребенка согнуть руку в локте, завести ее назад за голову, а пальчиками этой руки дотронутся до противоположного уха. Или если у вашего чада еще нет, хотя бы четырех постоянных зубов, то к школьным нагрузкам пока он не готов, - отмечает психолог управления образования Донецкого горсовета.

К слову, иногда родители перегибают. Даже у их сына или дочери отличный запас физической выносливости, если игнорировать возрастную специфику при обучении, навязывать несвойственные шестилетке несвойственные виды деятельности, можно запросто в прямом смысле слова измотать малыша.  Это чревато в дальнейшем проблемами со зрением, иммунитетом. Общее самочувствие ребёнка значительно ухудшается, он становится болезненным. И вдобавок чрезмерные нагрузки, которые не под силу крохе, приводят к возникновению у ребёнку стойкой неприязни к учению вообще.

Важно!

Узелок на память для родителей
 
* Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, которые превышают его интеллектуальные возможности;

*  Повторяйте упражнения. Если какое-то задание не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите малышу более легкий вариант;

* Не допускайте, чтобы чадо скучало во время занятия. Если ребенку весело учиться, он учится лучше;

* Не заставляйте отпрыска делать упражнение, если он расстроен, устал, вертится, в этом случае стоит сменить вид деятельности. Определите пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на небольшое время;

* Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных, на ваш взгляд, успехов или "топтания на месте;

* Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится;

* В этом возрасте чаще всего на занятиях лучше выбирать игровую форму;

* Учите своего отпрыска дружить с другими детьми, делиться с ними;

* Обязательно отмечайте успехи, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. При этом избегайте сравнения с другими детьми. Формируйте у малыша уверенность в своих
силах;

* Не бойтесь проявлять нежность по отношению к ребёнку. Он должен чувствовать вашу поддержку и тепло. Как минимум 4 раза в день малыша нужнообнимать, поцеловать, погладить;

* Ну, и самое главное - постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелую ношу, радуйтесь вместе с вашим малышом, получайте удовольствие от самого процесса общения, воспринимайте первые возможные неудачи с юмором. Больше веры в себя и возможности своего ребенка!