"Райские птицы", которая уже успела собрать множество наград, включая "Нику", как "Самый лучший фильм стран СНГ и Балтии", но пока так и не вышла в прокат. Допремьерный показ дончанам режиссер решил провести лично, рассказав перед тем о том, как ему впервые было сложно работать с Олегом Янковским, о трехкомнатной квартире, которую ему хотел презентовать Александр Абдулов, о том, почему он так и не переехал в Москву и почему считает себя не талантом, а везунчиком.
"Райские птицы" - итог полетов во сне
Сюжет драмы трагичен: главный герой - молодой писатель, чей роман в 1981 году стал самым популярным среди "самиздата", - знакомится со своим коллегой-диссидентом, который после захватывающих дискуссий не наставляет его на путь истинный, а учит... летать.
- Многие спрашивают, зачем я вообще снял этот фильм. Но ведь не все знают, как это всё было. Молодежь уж точно. Но наше поколение помнит - в нас это сидит, боль еще не ушла. Поэтому получилось это кино об идеалистах, которые плохо понимают, в какой стране живут. Таким, кстати, был и я сам. Правда, я был везунчиком, поэтому многие ужасы меня не коснулись. Снимал даже что-то. А сегодня есть много народу, полагающего, что раньше жилось лучше. Да, так оно и было для рабоче-крестьянского класса, включая всяких служащих, чиновников. Им на еду хватало, на курорты. А вот творческая интеллигенция всегда страдала от цензуры. В общем, этот фильм - наивное обращение к тем, кто хочет всё вернуть назад. А вообще, я снял этот фильм, потому что до 33 лет, как все молодые люди, я летал во сне. И во всех моих фильмах если нет сцены полета, то обязательно есть слова о нем. А, прочитав этот рассказ ("Вальс для К." Дмитрия Савицкого, на основе которого снята картина - прим. авт.) о том, что там герои будут летать, я подумал, а почему бы и нет? Вот так прозаично все на самом деле.
- Одну из главных ролей в "Райских птицах" сыграл ваш талисман Олег Янковский. После первого фестивального показа картины вы признались, что вам впервые было сложно с ним работать. Почему?
- Да, это так. Но, слава богу, не из-за того, что "забронзовел". Он стал меньше сниматься и долго со мной не работал, однако по-прежнему остается для меня лучшим артистом, поэтому как товарищ и коллега я заметил у него некоторые мелкие недостатки. Плюс у Янковского еще очень сложный голос.
Чтобы изобразить тембр и интонации друга, режиссер перешел на бас.
- Он совсем не умеет сам себя слушать, когда говорит в микрофон. Ему вообще медведь на ухо наступил - Олег даже петь не может. Зато когда он молчит - с ним легко. Правда, в начале съемок он всё время возмущался: "Почему мы должны летать? Все будут смеяться". А я отвечал: "Ну и замечательно!". Янковский боялся, когда мы его подцепили на веревки. Но когда задрали вверх - начал орать от восторга. В итоге Янковскому так понравилось витать в облаках, что я его еле уговорил оттуда спуститься!
Я или трусливый или порядочный. Не могу решить
- В вашем фильме герои получают способность летать в протест вынужденному отсутствию свободы. Сейчас кризис тоже ограничивает людей в возможностях. По вашему мнению, можно ли сейчас научиться летать?
- Сейчас даже проще. Можно накопить денег и улететь. Главное, в процессе не залететь. Вот я сам только недавно начал зарабатывать деньги, но по-прежнему делаю не то, что прибыльно, а то, что нужно. Я в этом плане или трусливый, или порядочный. До сих пор не могу решить.
- Почему вы не променяли Киев на Москву? Ведь у вас была такая возможность.
- С 82 года меня Янковский, Абдулов и Михалков насильственно пытались увезти в Москву. Мне это было не нужно, потому что я замечательно живу в Киеве. Мне очень нравится - это лучший город. У меня тут семья, дети.О том, что в Киеве цензура была еще ужаснее, чем в Москве, даже анекдоты ходили. Помните, о том, что, если в Москве стригли ногти, в Киеве отрезали пальцы. Был даже как-то случай. В 1992 году раздается звонок, звонит Сашка Абдулов и говорит: "Послушай, только не перебивай! Самотечный переулок, 17, трехкомнатная квартира. Для того чтобы она была твоя, тебе нужно только пойти в российское посольство и написать заявление, что ты принимаешь российское гражданство". Я ему кричу в трубку: "Саш, ты что, с ума сошел?! Как это мне, уже, нескромно говоря, в те времена, когда я уже был достаточно известен в Киеве, идти в российское посольство за гражданством затем, чтобы получить квартиру?". На что Абдулов обозвал меня дураком. Через месяц я приехал в Москву, мы с Сашкой пошли в тот дом - Абдулов хотел мне показать, что я потерял. Это действительно была очень хорошая квартира. Но я люблю Киев, я ему предан, обожаю этот город. Не знаете - приезжайте, я вас повожу. Второй после него город, к которому я питаю трепетную любовь, это Рим. Но на Москву я так и не согласился, хотя попытки меня туда заманить продолжаются и нынче.
У Вакарчука протестное лицо!
- Ваши "Райские птицы" получили множество наград. Его признали критики. Насколько для вас важна "титулованность" картины?
- Был такой знаменитый режиссер Михаил Ромм, и он считал, что есть три степени признания режиссера. По его теории, начиная снизу, это было так: сначала признание зрителя, потом критиков, а уже самый верх - признание коллег. Раньше я тоже думал так. Теперь считаю совершенно наоборот - просто мечтаю о признании большим количеством зрителей и никак не могу его добиться. Я сейчас в том возрасте и мировоззрении, что мне больше бы понравилось, если бы зрители были довольны, чем какой-то критик. Но, правда, получается, что ни коллеги, ни критики недовольны. Ведь все ассоциируют меня с "Полетами во сне и наяву", как будто бы я ничего другого и не снимал. Хотя следующий мой фильм будет очень похож на "Полеты...", только гораздо интереснее.
- А каких актеров вы хотите видеть в новой картине?
- Большой секрет, потому что герой с пятой минуты фильма в запое, и я пока еще думаю, кто из артистов сможет сыграть эту роль. Потому что в кино, как и на сцене театра, играть пьяного - это очень сложно, почти высший пилотаж. У меня есть на уме один человек, но я пока о нем молчу. Скажу только, что я его никогда еще не снимал. А имени не скажу - а то вдруг мои друзья-артисты обидятся, что я не их снимать хочу. Я очень хотел снимать Святослава Вакарчука, но, к сожалению, у него начался тур, из-за которого он не смог. Хотя пробы прошел, и все могло бы получиться. С ним фильм получился бы восхитительным - у него такое протестное лицо, ему даже играть ничего не надо. Хотя один минус есть - играй у меня Святослав, из фильма пришлось бы убрать все любовные сцены. Не думаю, что он пока готов их играть.
- А в чем-то еще меняли бы сценарий под Вакарчука?
- Несомненно, с ним бы мои фантазии были бы интереснее. Всегда, когда видишь артиста, которого ты готов взять на главную роль, сценарий корректируется под его образ. Это может быть даже в процессе съемок. В "Полетах во сне и наяву" я вообще снимал очень много случайных людей. Мог во время съемок на улице выдернуть прохожего и попросить его сделать что-то перед камерой.
Не могу начать снимать то, что хочу
- Со времен Союза ваш режиссерский почерк изменился кардинально?
- Знаю только, что до 1986 года я четко знал, что я снимаю, зачем, для кого, что хочу снимать. После 1986 я понял, что снимаю то, что могу, но не всегда то, что хочу. И никак не наступит время вот этого "очень хочу". А если даже очень хочу, то получается "как могу", как говорил Черномырдин. Со многими людьми моего поколения произошло, наверное, так же: дали нам свободу, а мы и не знаем, что с ней делать, куда лететь. Поэтому возвращаемся обратно. Сейчас я точно знаю, что лучшие свои фильмы я снял до 1986 года. Поэтому, даже когда их ругают, я не обижаюсь, потому что знаю, что они хорошие.
Я считаю, что, если на "Райских птиц" загнать людей силком, в Америке это умеют делать, то с него сложно уйти посередине. С других моих фильмов люди уходили, я и сам бы уходил со всех фильмов, которые мне показывают, но это неудобно. Поэтому хорошее промо важно для того, чтобы заинтересовать народ, чтобы люди шли. Главное только, чтобы те, кто видел раньше, не смогли рассказать никому, что им не понравилось.
Справка "КП"
Роман Балаян - советский и украинский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Родился в селе Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджанской ССР. Был актером Степанакертского театра. Учился на режиссерском факультете Ереванского театрального института, позже окончил режиссерский факультет Киевского государственного института театрального искусства имени И. Карпенко-Карого. Как режиссер дебютировал в 1973 году, поставив фильм "Эффект Ромашкина". Снимал телеверсии спектаклей Московского театра "Современник". Прославился лентами "Каштанка", "Полеты во сне и наяву", "Леди Макбет Мценского уезда".