7 ноября
Загрузить еще

Ректор ДонНАСА Евгений Горохов: "Кризис дает Донецку шанс"

Ректор ДонНАСА Евгений Горохов:

Так считает академик Российской академии архитектуры и строительных наук Евгений Горохов, ректор ДонНАСА. Корреспонденты "КП" встретились с ученым и поговорили о бездарности строителей, региональной специфике и ближайшем будущем строительной отрасли.

 

Фальшивое сегодня отсеется

 

- Евгений Васильевич, все говорят о том, что стройки останавливаются, специалисты оказываются не у дел, жилье уже никто не покупает. Что будет дальше?

 

- Европа, например, давно шла к кризису, как и Америка. Они совершенно забросили инженерию, перекупали новые технологии, новые умы, но пренебрегали технологической частью. Есть люди, которые создают новые идеи, внедряют новые разработки в области математики, физики, химии. Но в Европе специалистов практически не готовят, все держалось на нас. Когда упал железный занавес, начали вытаскивать отсюда именно инженерию, самые толковые уехали на Запад. Однако в конце концов кризис все равно разразился и они опомнились, начали сокращать специальности всяких там юристов и экономистов в пользу  технических специальностей. Но спохватились поздно, понадобится время, чтобы все восстановить. Конечно, кризис будет усиливаться, связано это с банковской системой, которая паразитирует на жизни людей. Кто у нас самый богатый? Банкир. Не тот, кто создает блага, а тот, кто считает деньги. Банки наживаются на производственниках, а потом, когда возникают проблемы, тянут их за собой, вот в чем трагедия. Но у кризиса есть и положительная сторона.

 

- Трудности делают нас сильнее?

 

- Да, отсеивается все фальшивое, на рынке остаются только профессионалы. Идет пересмотр: так жить нельзя, нужно дать работу тем, кто подготовлен для сегодняшнего дня и завтрашнего, а не живет старым багажом. Под кем у нас сегодня строительные фирмы? Они специалисты? Нет, они нахапали в другом месте и пришли в строительство за еще большими барышами. Но сейчас будут востребованы только те, кто работает для людей, а не ради заработка, настоящие мастера своего дела. Остальные неизбежно разорятся, и я даже рад этому. К нам понаехали зарубежные фирмы, которые не нашли себя на родине и стремятся только к наживе. За последние годы понастроили вроде бы красивые здания из стекла и бетона, но на поверку оказывается, что они совсем не подходят нашему региону или возведены с серьезными нарушениями.

 

жэки - это уже вчерашний день

 

- Но чем наш регион отличается от других?

 

- Все говорят, как у нас тепло и хорошо, но это не так. Степная зона, ветры такие, что выдувают все тепло из домов. При температуре -3 -5 удержать тепло в помещении очень трудно. А мы приглашаем турков, которые используют свои технологии! Красиво, недорого, но в итоге увеличиваются расходы на эксплуатацию и отопление. Мы что, такие богатые? Строить нужно так, чтобы жильцы не думали, как окна заклеить или котел помощнее купить, это же глупо. У нас нужны окна с тройным остеклением или двойными переплетами, а не то, что нам пытаются навязать турки и поляки.

 

- Судя по всему, эту особенность никогда не учитывали, взять хотя бы хрущевки.

 

- Вот поэтому сегодня стоит задача провести утепление, примерно в 1,5 раза усилить теплозащиту. Только в 2009 году у нас появился обязательный энергетический паспорт. В нем отражено, насколько ограждающие конструкции, инфраструктура отопления и кондиционирования дает эффект с минимальными затратами. Раньше, к примеру, плиткой дома облицовывали, это считалось красиво. В итоге от морозов плитка трескалась и осыпалась - ни тепла, ни красоты. Только деньги зря тратили.

 

- Какие еще распространенные ошибки допускают при строительстве?

 

- Например, разновысотная застройка. Мы создали специальную станцию для слежения за ветровыми давлениями. К нам уже и киевляне обращались: при хороших ветрах буквально выдавливает окна в высотках, а между зданиями создаются такие завихрения, что человека сбивает с ног. Но опаснее всего, когда высотка, построенная во дворе между более низкими домами, подавляет в них систему вентиляции, которую задувает ветер. Из-за этого порой даже газовые приборы не зажигаются и есть опасность, что люди угорят. В Донецке за гостиницей "Дружба" такие дома понастроили. Кстати, законодательство эти важные вещи не отслеживает, их даже в нормах нет.

 

- Евгений Васильевич, в прошлом году вы подняли проблему отсутствия квалифицированных кадров в ЖКХ области. Среди руководителей оказалось крайне мало людей с высшим образованием, не у всех есть даже среднее образование. Вы взялись за их переподготовку, она идет успешно?

 

- Без специалистов реформировать ЖКХ невозможно. В прошлом году было решение облсовета подготовить 500 человек. Мы готовили, а деньги не дают. Ждали их в апреле прошлого года, а получили в феврале этого года. Посылали преподавателей в города, где собирали чиновников, чтобы сэкономить им деньги на командировочных. В этом году та же история, денег нет, но мы будем продолжать переподготовку, потому что делаем это не для чиновников, а для людей.

 

- Чему их учите?

 

- Хотим доказать, например, что ОСМД эффективнее, чем жэки, которые уже отжили свое, но есть некоторое противодействие властей. Жильцы платят одинаковые деньги, но сотрудник жэка работает абы как, а в кондоминиуме он заинтересован сделать один раз хорошо, чтобы уже больше не возвращаться. Примеры есть в Макеевке и Донецке. В микрорайоне "Широкий" работает частный жэк, обслуживает все дома, и сам зарабатывает, и людей обслуживает. Правда, он взял новые дома, а по городу в основном старые, поэтому не все так просто.

 

Для Донбасса идеально метро на эстакадах

 

- А как обстоят дела с наземным метро, проект которого предложили ваши студенты?

 

- Да никак. Легче деньги в землю закапывать, чем финансировать действительно перспективные проекты. От площади Ленина в Донецке до нашей академии всего 12 километров, а вы за какое время сегодня преодолели это расстояние?

 

- За полчаса примерно.

 

- Что это за скорость? Когда запустят стадион и другие объекты, движение вообще встанет. Подземное метро быстро не построят, к тому же необходимо делать его полностью герметичным, чтобы не откачивать воду, иначе эксплуатационные расходы будут слишком высокими. Метро на эстакадах - идеальный вариант для нашего региона.

 

- На ваш взгляд, в Донецке есть здание, выдающееся с архитектурной точки зрения?

 

- Нет, таких зданий нет. Но в этом смысле кризис дает Донецку шанс. Благодаря обострившейся конкуренции могут появляться действительно уникальные проекты, потому что в борьбе выживут только талантливые и профессиональные люди.