Забитое людьми тесное помещение абонентской службы Куйбышевского РЭС в Донецке производит гнетущее впечатление. Люди стоят, как в переполненном трамвае, задыхаясь в спертом воздухе, даже не часами - целыми днями. И все для того, чтобы опровергнуть ложное обвинение в задолженности. Практически у каждого в руках уведомление о долге в 200, 300, 600 гривен и угроза: не оплатите в десятидневный срок - отключим электричество.
- Но у меня нет никакого долга! - Чуть ли не со слезами на глазах пенсионерка Анна Боданина показывает свою расчетную книжку. - Тем не менее я уже пятый день здесь стою, и конца этому не видно.
Ее поддерживают товарищи по несчастью, которых подавляющее большинство. Отмучавшись в длинной очереди, униженные абоненты попадают к девушке-оператору и получают подтверждение, что это всего лишь ошибка, никакого долга нет. Объяснений и уж тем более извинений люди не слышат, нет и гарантий, что пытка не повторится через пару месяцев.
- Это изверги какие-то, мы же старенькие! - Пенсионерка Лариса Балыкина уже совсем отчаялась. - Тут одну бабушку забирала скорая, мы просто здесь погибаем. Я несколько раз очередь выстаивала, летом и зимой, у них тут постоянно такое: на два района всего два оператора и помещение совершенно не приспособлено. За что мы им платим с нашей маленькой пенсии? За издевательства?
Каждый из абонентов, ложно обвиненных в долге, находится в безвыходном положении. Если не отстоишь в очереди сейчас, то все равно придется делать это после того, как отрежут электричество. Причем плату за подключение никто не отменял. Кое-кто из занятых людей предпочтет расплатиться по "ошибочному" счету, чтобы не тратить времени, а некоторые расстаются с деньгами после первых часов стояния в душегубке Куйбышевского РЭС, не в силах выдержать изощренную пытку. Быть может, провоцируя столпотворение своими повестками, энергетики занимаются обыкновенным шантажом, чем и зарабатывают?
- Я не буду отвечать на ваши вопросы! - отрезала Евгения Голубничая, начальник абонентской службы Куйбышевского РЭС.
В своем кабинете начальница чувствует себя комфортно. Какое ей дело до стариков, которым она не распорядилась поставить хоть простенькие скамейки? Ответственности за "ошибки" своего РЭС она также, по-видимому, не чувствует.
Комментарий юриста
- Если вам приписали долг, а после стояния в очереди сказали, что это была ошибка и извинились, требуйте извинений и подробных объяснений в письменном виде, - советует Михаил Ройберг, юрист и член Академии экономических наук Украины. - Затем можно и даже нужно обращаться в суд, требуя возмещения морального ущерба. Вы потребитель, и в данном случае "Доноблэнерго" грубо нарушает ваши права. Если РЭС откажет в письменном объяснении, затребовать его также можно через суд. Возмещение морального ущерба может составлять несколько тысяч гривен, но иск подавайте на основании закона "О защите прав потребителей", потому что это позволяет не платить пошлину с полученной компенсации.