С Женей "Рыбой", бессменным лидером донецкой группы "Дуглас", основанной в 1994 году, знакомы давненько, но шапочно. Свою популярность Женя обозначил так: "Донецкая локальная группа широко известная в узких кругах". На выступление "Дугласа" в "Ганджюбасе" хотели пойти с подружкой, чтоб развеяться и (пабам!) не смогли попасть – не было мест. В июле. В Донецке. Когда во всех газетах писали, что из города уехали все. Как оказалась, "Дуглас" последние, кто играл в рок-заведениях города.
- У нас шутка появилась, что "Дуглас" - это клаб-киллеры, потому что после нас все закрывается. Мы последние отыграли в "Детройте", "Орешке", "Ганджубасе". Но тогда же, в июле, большинство кабаков закрылись. Зато мы первые отыграли 15-го на "Байкерс баре", будем надеяться, что порушили эту карму "последней группы". Видишь, открываются заведения, и это радует.
- И что, даже денег заплатили?
- "Заплатили" - громко сказано. Пустили шапку по кругу – ребята, кто сколько может. При той посещаемости кабаков в Донецке брать деньги за билет – это реальное кощунство. Отработали, как негры во время сухого закона. Чисто гарлемский прикол: когда собиралось джаз-пати, на входе ставили кружку – кому сколько не жалко, тот столько бросал. Вот и мы буквально так же.
- Я знаю, ты никуда не уезжал, почему?
- Не вижу смысла. Ну, вот зовут меня в Киев: приезжай, есть работа, зарплата – штука баксов. Вот давай посчитаем. Если вычесть расходы на съем жилья, дорогу, еду –останется долларов двести, которые я свободно заработаю, не вставая с дивана дома.
- А "Дугласы" разъезжались?
- Уехали, вернулись, покатались, посмотрели, что везде одно и то же. Уровень безопасности? Ну тут психология человека из осажденного города – тебя запросто может переехать трамвай в каком-нибудь мирном Бердянске. И что тогда?
- И сколько выступлений было в Донецке за лето?
- Два - в барах, на день города выступали, в Макеевку ездили на день города – двое нас оставалось на тот момент, так вдвоем и отыграли. В Донецке на фестивале кузнечного искусства – тогда нас уже более-менее собралось. И два выступления – в Мариуполе.
- Про взгляды на ситуацию не спрашивают?
- Музыка – вне политики. Политика остается в голове у тебя. Когда музыканты начинают высказываться, я поддерживаю, или – я не поддерживаю – меня хохот разбирает. Ребята, ну за тех вы или за этих – все равно все решат без вас. Я в таких высказываниях вижу только пиар: те пиарятся на этих, те – на тех. Чем вы конкретно поможете тем или этим?
- Ну как же? Твои фаны послушают тебя и пересмотрят свои взгляды и тоже станут поддерживать этих.
- Я тебе умоляю – ничего, кроме того, что человек потеряет людей, которые слушают его музыку, ничего не произойдет. Для меня в этом отношении пример великий русский шансонье Вертинский. Вот товарищу Вертинскому было глубоко пофиг на политику – он просто пел. Какую-то часть жизни провел в эмиграции и при этом оставался любимым исполнителем Сталина.
- А выступать в осажденном городе как? Все-таки не раз уже снаряды попадали в места скопления людей…
- Люди не перестают быть людьми в любом городе. Когда бахает и все издерганы, тем более время от времени надо почувствовать себя живыми, выйти куда-то, встретиться с друзьями, "оторваться" на концерте, вспомнить и наполнить жизнь прежними эмоциями, понять, что это не конец. Собственно, для этого и концерты. К нам на концерт в "Байкерс" приезжала девчонка с Октябрьского. Только не пиши – "чтобы послушать группу "Дуглас", люди вылезли из подвалов". Она просто приехала – людям даже в войну надо хоть что-то мирное.