26 декабря
Загрузить еще

"Билетные войны": нашествие контролеров и драки на остановках

Фото: Неработающий аппарат так расстроил пассажира, что он вступил в рукопашную с проверяющими. Фото автора

Первый день отмены кондукторов на автобусно-троллейбусном маршруте № 2 в Донецке прошел со скандалами и потасовками. С понедельника пассажиры должны были покупать билеты в киосках и автоматах, но последние не работали, а киосков оказалось всего 7 на весь маршрут. Билеты можно было купить у водителей, однако они почему-то продавали по 4 или 10 штук и принимали только купюры без сдачи. Кроме того, заниматься билетами водителям разрешено лишь на остановках.

Месячный план по зайцам за один день

В результате только за один день контролеры выявили на "двойке" более 300 безбилетников, 118 из которых заплатили штраф, а остальные делать этого не захотели. Скорее всего, многие из них оказались зайцами поневоле, поэтому и не согласились отдавать 30 гривен штрафа.

- По нашим приблизительным расчетам, около 30% пассажиров проезд не оплачивают при любых системах контроля, - отметила Людмила Черненко, начальник службы движения и эксплуатации ККП ДГС "Донэлектроавтотранс". – Добропорядочные граждане тихо заходят и покупают билет, а остальные скандалят.

Форумы и блоги в Интернете действительно заполнены видеозаписями общения с контролерами на "двойке". На остановке у ДонУгИ взбешенный пассажир даже набросился на контролера с кулаками. Завязалась перепалка, перешедшая в драку, которую удалось прекратить силами сотрудников "Донэлектроавтотранса".

- Мы не станем наказывать своего сотрудника, потому что пассажир был пьян и куда-то убежал, - объяснила Людмила Черненко. – С его стороны никаких заявлений не поступило, а контролеры, очевидно, были вынуждены защищаться от агрессии.

Аппараты испортили сами пассажиры

В понедельник жители Донецка заметили, что контролеров на "двойке" стало намного больше, что могут подтвердить и корреспонденты "Комсомолки", которые пользуются этим маршрутом. Если раньше проверяющие встречались не реже одного раза в месяц, то в понедельник во время одной поездки они зашли в салон дважды.

Эту информацию подтвердили и сами контролеры, объяснив, что их направили на "двойку" с других маршрутов. Однако официально эту информацию в "Донэлектроавтотрансе" не подтверждают: работаем, мол, в обычном режиме.

Билетные автоматы по какой-то причине не работают до сих пор. По версии транспортников, все четыре терминала были испорчены горожанами.

- Наши люди понатыкали туда даже не деньги, - посетовала Людмила Черненко, - всякие бумажки, жевательные резинки. Мы не имеем права вторгаться внутрь, потому что автоматы на гарантийном обслуживании. Сейчас ждем специалистов, которые займутся ремонтом, и точно не знаем, сколько он продлится.

Возможно, так оно и есть, но достаточно взглянуть на неработающие автоматы, чтобы усомниться в этой версии. Терминалы не похожи на объекты вандализма и выглядят нетронутыми. К тому же абсолютно все установленные автоматы вышли из строя меньше чем за сутки.

Только цифры

Только за понедельник выручка на маршруте № 2 составила 63 200 гривен при средней выручке в мае на этом же маршруте 61 150 гривен в день. Только на штрафах транспортники заработали в первый день эксперимента 3 540 гривен.

Комментарий юриста

- Контролеры не имеют права даже притрагиваться к пассажиру, - предупреждает адвокат Дмитрий Коробко. – Если вам угрожают или куда-то пытаются вытянуть, сразу же вызывайте милицию и пишите заявление. Если по какой-то причине вы не хотите платить штраф, контролерам не позволено применять по отношению к вам силу. А причин сейчас множество, потому что пассажиры маршрута № 2 поставлены в условия, когда они не могут приобрести билет и вынуждены становиться зайцами.

Взгляд с 6-го этажа

А ведь можно и по-человечески

Хаос и истерия на главном маршруте города – тема, не раздутая журналистами.

Ведь касается она большинства дончан. То есть нас с вами. Такие нововведения, скорее, могут обидеть горожан, чем вызвать чувство, что сделаны они во благо. Причем во благо всех: самих пассажиров, транспортников, города.

Потому что можно было это сделать "по уму", а не "как всегда". Например, что мешало в первые дни работы билетоматов оставить на маршруте кондукторов и переходить на новую систему плавно? Или, если какой-то аппарат не работает, поставить рядом с ним (опять же на время) снятого с маршрута кондуктора, который продавал бы билеты на остановке? Новшество с продавцами-водителями вообще, кажется, придумал тот, кто в троллейбусах никогда не ездит. Попробуйте-ка в час пик пробиться к кабине водителя за билетом! Ну а нашествие контролеров - это уже этакий "контрольный выстрел в голову" загнанному в угол пассажиру. Чтобы знал! И вертелся! И в следующий раз где-то раздобыл злосчастный билетик! Где хочет, пусть там и ищет! Много лет назад один из корифеев нашей журналистики объяснил молодым репортерам, почему большинство из них никогда не будет получать на своей работе много денег. Месседж гуру заключался приблизительно в следующем: "Если вы заработает столько, чтобы купить свою машину, то как вы сможете  донести мысль простому читателю, например, о том, что в трамвае зимой холодно, а на таких-то остановках можно простоять час в ожидании троллейбуса. Если сами на себе не испытаете - и рассказать не сможете".

Кажется, что некоторым "реформаторам" нужно платить меньше...