За последние месяцы в Донецке разрослась огромная сеть "черных перевозчиков". Любой желающей попасть в крупные города области знает, что ехать на вокзал совсем не обязательно - достаточно выйти практически на любой остановке общественного транспорта, где водители набирают нелегальных пассажиров.
Система уже стала настолько популярна, что Донецкое управление службы безопасности инициировало проверки этого рынка вместе с ГАИ и Главтранспинспекцией.
"Перенос Путиловского - большая ошибка"
Первая часть рейда - негласная. Вместе с сотрудниками ГАИ высматриваем наиболее популярные точки. Как известно, практически все остановки, начиная от проспекта Мира, оккупированы так называемыми зазывалами. По-сибирски обмундированные "PR-менеджеры" заглядывают в каждый городской троллейбус или маршрутку и громко перечисляют: "На Горловку, Краматорск, Константиновку". Причем перечень городов на каждой остановке может быть разным.
- И сколько возьмете за дорогу? - имитируем заинтересованных пассажиров и спрашиваем у зазывалы на автобусной остановке на Ветке.
- В Горловку - 15 гривен. Едем сразу. Маршрутка стоит за остановкой. Уже почти набрали.
И действительно, небольшой микроавтобус на 17 мест забит полностью. И это, как говорит зазывала, всего за полчаса. При этом для постоянных клиентов есть такой приятный бонус, как запись на следующий день. Что и говорить: для пассажиров все удобно и не дороже, чем официальным автобусом с вокзала (там проезд в Горловку будет стоить 14 гривен).
Поблизости уже топчутся пассажиры, видимо, из таких постоянных клиентов, которые видят в журналистах новичков и сразу идут на откровения.
- А что? В Донецке сами виноваты - зачем было переносить Путиловский на Западный? Я не мог туда добраться, когда снимал квартиру на Текстильщике. Нужно было с тремя пересадками по городу два часа ехать. А так добираться куда удобнее, - откровенничает 19-летний Михаил, студент из Горловки, который ездит в Донецк на учебу.
"Сарафанное радио"
После того как все точки набора пассажиров отслежены, вся оперативная группа, которая ведет рейд, разоблачается. И прямо с Ветки начинает облаву на всех водителей микроавтобусов. Здесь и появляются первые проблемы.
- Это мой личный автомобиль. Никого я не вожу! - спокойно отказывается водитель, после того как у него проверили права и техпаспорт. Все оказалось в порядке, и, в общем-то, никаких оснований предъявлять претензии нет. Но уже в течение 10 минут нелегалы срываются с места и залегают на дно. По "сарафанному радио" водители уже успели оповестить друг друга об облаве.
Срочно меняем тактику. Группа проверяющих выставляет пост ГАИ на выезде из города на Путиловском мосту. Там начинаем останавливать подряд все микроавтобусы без опознавательных знаков. Есть внутри будут пассажиры - есть уже все основания привлекать к ответственности. Но опять сбой: несколько часов кропотливой работы - и все вхолостую. Автобусы-нелегалы либо уходят из города дворами, либо показательно идут пустыми!
Погоня
Предусмотрительно оставшиеся на остановках участники рейда "по гражданке" высмотрели парочку микроавтобусов с пассажирами, зафиксировали номера и передали нарядам ГАИ. После чего и завязалась погоня. Сорвавшись с места, начинаем преследование уже за городом, через поселок Пески, и первый автобус машинам ГАИ удается согнать на обочину и заблокировать уже перед Первомайским. Внутри 15 человек. Пассажиры сразу признались, что едут в Доброполье. Первым делом находят, что лицензия водителя просрочена еще с 2011 года... А потом и весь "букет" нарушений перевозчика-нелегала. В течение следующих 5 минут здесь же попались на горячем еще 3 микроавтобуса, набитых людьми.
- Нелегальные перевозчики стали большой проблемой и мешают работать легальным перевозчикам, которые трудятся в законодательном поле, обеспечивая безопасность и неся социальную нагрузку в виде льготных категорий. Перевозчики наносят ущерб и недоплатой налогов и сборов в бюджеты, - резюмирует Юрий Яросевич, председатель Укртрансинспекции в Донецкой области.
КОММЕНТАРИЙ ГАИ
Александр Саенко, старший госавтоинспектор УГАИ в Донецкой области:
- Такие рейды мы намерены проводить регулярно. Основная опасность нелегальных перевозок в том, что полностью отсутствует контроль за водителем, который работает на линии. То есть нет медосмотра самого водителя и технического состояния транспорта.