Кризис донецкого метро снова на пике. На этот раз ситуация вполне реально угрожает безопасности города. В первую очередь речь идет о том, что метро сейчас стало бомбой замедленного действия. Рекордно снежная зима обеспечила метростроевцев и рекордным количеством воды в выработках. Не откачивать воду невозможно - слишком велики риски подтопления целых жилых микрорайонов, поблизости которых проложена ветка метро. Само собой: подтопления – это прямая угроза многоэтажкам, которые могут не выдержать смешений почвы.
Спасение утопающих
- Ситуация просто тупиковая, - говорит главный инженер "Донецкшахтометростроя" Владимир Щенньков. - Нам нечем платить энергетикам, потому что в бюджет не заложены расходы на метро из-за того, что нет программы развития метрополитена. Теперь мы энергетикам должны почти 1,9 миллиона гривен. Позавчера нам отключили наземные объекты. Откачивать воду мы не можем. И теперь котлован в Пролетарском районе просто топит. А там поблизости – жилмассив, телефонные линии, дорога. Меры нужны самые срочные!
Котлован, который сейчас угрожает спальному району Донецка, – протяженностью 108 метров и глубиной 13,5 метра. Однако заполняется водой из-за потепления стремительно, и как поведут себя почвы под жилыми домами предсказать фактически невозможно. Сейчас метростроевцы говорят о том, что обезопасить этот участок можно примерно за 280 тысяч гривен и пытаются выбить их у чиновников.
Однако пока метростроевцы хватаются за голову и пытаются спасти выработки, опасность подошла уже с другой стороны:
- Мы узнали о том, что с нашего предприятия хотят снять экологическую броню!Энергетики уже подготовили документы для предоставления в органы власти. А что это значит для нас? Да начнется же не только подтопление выработок, но еще и загазирование, - говорит начальник дирекции строящегося метро Анатолий Тучин.
Метростроевцы сидят без зарплат и пенсий
Еще одна сторона вопроса здесь социальная. Финансирования нет не только на работы строителям, но и на зарплаты.
- Долг – более 4,6 миллиона грн. С июня прошлого года зарплаты не было и перспектив нет. Люди и пенсии не могут оформить, потому что 1,2 миллиона гривен отчислений мы должны в Пенсионный фонд, - говорит главный инженер "Донецкшахтометростроя" Владимир Щенньков. Сейчас метростроевцы написали письма мэру города, в Министерства экономики, финансов и инфраструктуры, а также лично премьер-министру. Реакция пока минимальна - переговоры ведет только донецкий градоначальник. И строители пока надеются, что помощь Александра Лукьянченко позволит не выходить им на улицы с последней отчаянной мерой - акциями протеста.
Между тем все громкие проекты о строительстве наземного метро, похоже, так и остались на словах. "КП" удалось дозвониться в ЧАО "Харьковметрострой", чтобы узнать, на какой стадии находится проект подземки для Донецка. Там оказались как минимум в недоумении, ведь никто у них проект не заказывал…