Муниципальный транспорт Донецка постепенно избавляется от кондукторов в салонах, но никакой альтернативы нам, пассажирам, транспортники не предоставляют. Заходить через переднюю дверь, дожидаясь, пока водитель отсчитает сдачу, в час пик попросту невозможно. В то же время передавать полторы гривны в условиях традиционной толчеи – то еще испытание. Мелочь падает, живая очередь путает студенческие билеты с полными, крупные купюры не возвращаются назад…
- Пассажиры жалуются, - вздыхает Виктор Щербак, главный инженер "Донэлектроавтотранса". – Мы пока остановимся на тех маршрутах, где кондукторов убрали, а там видно будет.
Речь идет о маршрутах троллейбусов № 4, 7, 11, 14 и трамваев № 4, 15, 16. В автобусах новшество пока решили не внедрять, но не исключено, что в ближайшее время и там кондукторы могут исчезнуть.
В связи с изменениями на головы дончан свалилась еще одна беда – активизировались контролеры. Рассчитывая на легкую добычу, они выходят на работу даже в воскресенье, в чем убедились корреспонденты "КП", прокатившись в троллейбусе по 7 маршруту.
Салон троллейбуса обклеен распечатанными на принтере объявлениями, сообщающими о том, что билет нужно покупать у водителя. Однако чернокожие парень и девушка по-нашему читать не умеют, поэтому в ожидании кондуктора стояли с зажатыми в руках гривнами и протянули их внезапно появившимся контролерам.
- Ваш билет! – грозно потребовал контролер сначала на русском, а потом попытался перевести требование на английский.
Африканцы в ответ только руками разводили.
- Это мы можем прочитать, а они на подготовительном курсе только начинают изучать русский, - поддержали их пассажиры.
- Знаем мы их, все они понимают… - возразил контролер.
Но давлению общественности был вынужден уступить и ушел без штрафа в 30 гривен, который грозит каждому безбилетнику. Кстати, по правилам пассажир обязан купить билет не позже следующей остановки, что без кондукторов становится проблемой, так что на месте чернокожих студентов может оказаться каждый из нас.
В горсовете делают упор на экономию и обещают со временем вернуться к старой схеме в новой упаковке – электронным компостерам и терминалам по продаже билетов. Внедрять их начнут со следующего года, да и то не везде - начнут с "двойки", следующей по улице Артема, где от кондукторов пока не избавились. Логика транспортной реформы по-донецки не совсем понятна – не лучше ли сначала прикрутить компостеры, а уж потом увольнять кондукторов?
Кстати, в Европе водители также могут продавать билеты пассажирам, но лишь в виде исключения и значительно дороже, чем в других местах. Если нужно срочно ехать, а билет купить забыл – переплачивай. Поэтому водители не слишком загружены и довольно редко возятся с мелочью.