С 6 февраля в кинотеатрах Украины наконец-то выходит «Парфенопа» Паоло Соррентино, прогремевшая еще на прошлом Каннском фестивале. Критики оценивают фильм как произведение искусства, исследующего тему судьбы, сексуальности и силы женщины. Но прежде всего – это изысканная, чувственная картина с флером ностальгии: признание в любви родному городу режиссера – Неаполю.
Парфенопа согласно древнегреческой легенде – одна из сирен, дочь речного бога Ахелоя и музы танца Терпсихоры. Считается, что именно благодаря ей был основан Неаполь. По одной версии – сирена не переживает отказ Одиссея, которого она пыталась соблазнить, и выбрасывается на каменистый берег, где образовался город. По другой – боги разгневались на любовь кентавра Везувия и Парфенопы и превратили его в вулкан, а ее – в город. И отголоски обоих этих мифов прослеживаются в фильме.
Тему любви будет исследовать и героиня фильма Парфенопа, благодаря своей божественной красоте легко влюбляющая в себя мужчин: от друга детства до мафиозного главаря или расточительного миллиардера, или даже нахального епископа. Для девушки же любовь – это лишь способ познания себя или других.
Недаром своей специальностью она выбирает антропологию – и всю жизнь исследует людей, пытаясь их понять и найти в них красоту. Даже в самых некрасивых ее проявлениях. Но тянется она не к тем, кого привлекает сама, а к недоступным - как сирена, которой отказал Одиссей. И во всем этом старается отыскать и себя, и смысл жизни.
Казалось бы, с рождения Парфенопа поцелована самими богами – красивая, умная, из богатой семьи – ее крестный сам мэр города. Но несчастный случай превратил красоту девушки в своеобразное проклятие, так что Парфенопа тщетно пытается избавиться от груза вины, превращаясь из живого человека (да и была ли она им?) в своеобразный памятник или символ Неаполя.
Продолжая тему воспевания города, которую Соррентино начал еще в своей оскароносной «Великой красоте» – оде Рима, режиссер сквозь призму Парфенопы рассказывает нам о Неаполе. Показывая нам жизнь главной героини - с рождения в 1950-м до выхода на пенсию в 2023-м, - Соррентино вплетает в него и важные факты из жизни самого города: и эпидемию холеры в 1973-м, и неаполитанскую мафию - каморру, и исключительно местное "Чудо святого Януария", и студенческие бунты 70-х, и ликование горожан после выхода ФК «Наполи» в Лигу чемпионов в сезоне 2022/2023…
Так что следует понимать: главный герой - не Парфенопа, а город. Город – с его роскошными палаццо из мрамора и видами на Везувий, узенькими грязными улицами кварталов бедноты, старинными аудиториями университета,помпезными и в то же время мрачными католическими храмами, Средиземным морем – колыбелью и Неаполя, и Парфенопы (в фильме девочка рождается прямо в море). Парфенопа в фильме - лишь красивый фон для Неаполя.
Некоторые сцены будут снимать на Капри – озаренные солнцем скалы, солнечные зайчики на морской голубизне, сочную зелень, подчеркиваемую бельем зданий, – они сыграют свою роль и в судьбе героини, и подчеркнут контраст с более мрачным и тяжелым городом.
Паоло Соррентино – режиссер, не рассчитывающий прямо на массового зрителя. Ему нужен зритель, не просто видящий, а чувствующий – поэзию течения времени, эмоции, красоту, тонкие шутки, даже легкие намеки.
Так что если зритель ожидает четкого сюжета – с понятной завязкой, развитием событий, кульминацией и развязкой – такого не будет. Как ни будет и легких интересных диалогов. Разговоры персонажей тяжелы, как скалистые берега Средиземноморья, витиеваты, как улицы Неаполя, пафосные и бессодержательные, как католические храмы.
Это фильм не о сюжете или смысле, это о созерцании. И если вы готовы почти 2,5 часа наслаждаться красотой Средиземноморья, красивыми человеческими телами и просто красотой главной героини – а это все невероятно завораживает, - это кино именно для вас.
Страна: Италия
Режиссер: Паоло Соррентино («Великая красота», «Рука Бога», «Молодой папа»)
Студия: А42
В главных ролях: Селеста Далла Порту («Рука Бога»), Даниэле Риэнцо (сериал «Рипли»), Сильвио Орландо («Молодой папа»), Гарри Олдмен («Темные времена», сериал «Хромые лошади»), Стефания Случелли.
Продолжительность: 02:16