Таллиннский кинофестиваль "Темные ночи" отказался исключить из программы фильм "Глухие любовники" по просьбе Украины. Директор PÖFF Тиина Локк сказала эстонскому изданию ERR, что фильм еще никто не видел, но, по ее мнению, началась огромная клеветническая кампания.
- Фильм будет показан на PÖFF, потому что он художественно и содержательно очень яркий и дает возможность говорить о проблемах, которые являются горячими в этот момент, - заявила она.
Директор фестиваля добавила, что "этот фильм подвергается ожесточенным нападкам со стороны российских оппозиционеров, белорусов и украинцев, чьи взгляды, конечно, очень разные, и этот фильм также можно интерпретировать очень по-разному, в чем и заключается его обаяние".
Тиина Локк отметила, что "Глухие любовники" не является российским фильмом, поскольку его режиссер Борис Гуц покинул Россию после начала полномасштабного вторжения и ныне живет в Сербии. Также он неоднократно выступал против войны, развязанной Россией, и против режима Путина. Лента была создана за деньги режиссера, с минимальным бюджетом и международной командой. Сопродюсером выступила эстонская студия Max-Grip.
– Фестиваль «Темные ночи» всегда поддерживал многообразие взглядов и был открыт для всех независимых кинематографистов, чьи работы отражают демократические ценности. Наш фестиваль - это пространство для разных взглядов, для дискуссий и споров - так, в программе этого года представлены фильмы Израиля и Палестины. Мы также показывали фильмы российских и белорусских режиссеров, живущих в изгнании и представляющих взгляды, противоположные официальным доктринам их стран. То же касается и грузинских режиссеров, которые выступают против цензуры у себя на родине, - заявила директор PÖFF.
Сюжет ленты разворачивается вокруг встретившихся в Стамбуле россиянина и украинки. Их отношения начинаются с симпатии, но война в Украине приносит конфликт и в их жизнь, который завершается актом насилия со стороны молодого человека. Девушка уходит от него.
- Фильм приводит к выводу, что любовь между украинской девушкой и российским парнем в условиях войны невозможна и, как говорит героиня в финале, изменится это не раньше, чем через 100 лет. Желающие могут увидеть в этом метафору, где Украина отказывается от России как от использующей насилие империи, - сказано в пресс-релизе.
В пресс-релизе к ленте отмечается, что фильм также затрагивает вопрос - какова идентичность российского режиссера в изгнании, каково его место в мире и могут ли его фильмы использоваться в пропагандистских целях.