Евгений Синельников посетил более ста стран, но признается: родная Украина не менее удивительная, чем какие-то экзотические места. И самое интересное в таких путешествиях домом – наши люди.
Именно они и вдохновили Евгения снять тревел-шоу «Крафтові мандри», которое по будням выходит на канале К1. В нем ведущий раскрывает интересные локации для тех, кто ценит крафт. К примеру, где на Киевщине можно продегустировать кофе из колбасных бочек и пивные десерты? Где в Черкассах можно найти уникальное производство дубовой мебели и полакомиться сладким фаджем? Где в Ивано-Франковской области делают дубовые бочки для вина и виски, которые французы - как свои - продают втрое дороже?
В интервью Коротко про Евгений Синельников рассказал, что его поражает в путешествиях по нашей стране, как находит людей для своих программ, появляется ли конкуренция в украинском ютубе, что начал ценить после полномасштабной войны, о второй годовщине брака с женой Натальей, общении с сыном и о мечте снять полнометражное кино.
- Евгений, вас, как человека, который объездил немалую часть мира с «Орлом и решкой», что наиболее поразило в Украине? Ведь часто свое кажется привычным, от своего мы не так в восторге почему-то, как от каких-то заграничных путешествий.
- Пожалуй, не буду выделять что-то одно, потому что когда я начал активно путешествовать по Украине, больше всего меня поразила бездонность кайфовых мелочей или локаций, которые ты открываешь.
Когда мы только начинали снимать, мне казалось: «Ну что я еще в Украине не видел, я поездил и там, и там, все знаю. Это же не Мексика, не Эквадор, не какие-нибудь далекие неизвестные страны». Но чем больше погружался в украинский мир, тем интереснее становилось. И становится все интереснее. Оказывается, мы почти ничего не знаем о своей стране. И очень зря.
Мы очень разнообразные, интересные, колоритные. А как много у нас людей, действительно способных удивить! И это очень прикольно.
Мне очень нравится наблюдать, как мы, даже во время войны, развиваемся, как появляются новые отели или туристические места. Раньше к ним нужно было пешком идти, потому что не было дороги. А сейчас приезжаешь – и парковку сделали, и сувенирный магазинчик, и кафе открыли.
– Как вы находили своих героев?
- Срабатывает сарафанное радио. Приезжаем к одним героям, общаемся, расспрашиваем, что еще интересного есть рядом. Крафтовики – это уникальная прослойка людей, которые делают свое дело, несмотря ни на препятствия, ни на сложности. И каждый день стараются делать как можно лучше.
А когда ты что-то делаешь круто, тебе хочется, чтобы о тебе узнали, показать свой товар, показать, как ты это делаешь. У крафтовиков есть свое коммьюнити. Они все друг друга знают и все друг другом гордятся.
Поэтому ты приезжаешь снимать о крафтовом пиве, а тебе рассказывают, что есть человек, который создает какие-то уникальные штуки, которые, кроме него, никто больше не делает. Ты берешь контакты и едешь знакомиться. А тот человек, в свою очередь, рассказывает о бандуристе, который приехал в Украину из Америки и сейчас делает бандуры, лютни по старинным украинским чертежам. И это уже выходит история не просто о производстве бандур, а о человеке, который во время войны выбрал Украину, не побоялся приехать и считает это дело, как бы банально это ни звучало, своим фронтом - восстанавливать украинские старинные музыкальные инструменты и сохранять нашу культуру.
Мне интересно рассказывать именно о людях. Почему этот человек приехал восстанавливать украинские инструменты? Что его вдохновило на это? Почему он не останавливается? Самое интересное – это люди.
– Некоторым из ваших героев пришлось начинать дело сначала. Как, например, владельцам крафтовой пивоварни Ten Men, которая была в Волчанске. Или – производство вяленых томатов, которое находилось под Херсоном. Такие люди, которые не опустили руки, потеряв бизнес, невероятно вдохновляют. Вы сами сдерживали слезы, слушая их истории?
– Слезы не сдерживал. Конечно, были ужасные истории, как разрушался бизнес. Но все равно, истории людей, которые, несмотря ни на что, восстанавливаются и начинают все с нуля, это, скорее, истории силы, а не истории страданий.
Такие люди почти всегда достигают успеха, потому что внутри у них очень сильный стержень. Они знают, что они делают и для чего. Даже к своим потерям они относятся как к возможности что-то переосмыслить, сделать свое производство более современным и не совершать тех ошибок, которые были сделаны ранее.
У меня гордость за таких людей.
Евгений Синельников говорит, что ему интересно рассказывать в своих тревел-проектах именно о людях. Фото: пресс-служба К1
– «Крафтові мандри» сначала выходили на вашем УкрЮтубПроєкті. Это была сугубо ваша идея создать такое тревел-шоу?
– Нет, это не была сугубо моя идея. Несколько лет назад мы с партнером Сергеем Гулейковым делали проект «Дома лучше». Мы ездили по туристическим местам Украины, и я, как турист, рассказывал о своих впечатлениях. Но уже тогда мы поняли, что самое интересное – это люди, их истории.
Поэтому в «Крафтових мандрах» мы рассказываем о крафтовиках. Люди, которые делают что-то своими руками, всегда интересны.
Почему именно этот продукт? Как они его делают? Как вкладывают свою душу? Ибо в крафте невозможно сделать что-то качественно без души, без акцента на покупателя. Иначе ты сразу проигрываешь.
Если крафтовый бизнес, условно, преуспевает два года, то сто процентов это качественный и креативный крафт. А все это невозможно без интересного человека во главе этого бизнеса. Поэтому мы решили переформатироваться на крафтовиков.
И пошло-поехало – столько интересных историй, столько интересных мыслей, взглядов на этот мир! Это кайф. Ибо, повторюсь, самое интересное – это люди.
– Есть ли конкуренция в украинском ютубе на такие проекты? Как не повторяться? К примеру, тот же Дмитрий Комаров снимает выпуски об Украине.
– Конечно, конкуренция есть. Я не боюсь повторяться, потому что мы никогда ни на кого не смотрим, мы делаем то, что нам интересно. Разыскиваем тех героев, которые нам интересны. Если кто-то о каком-то человеке уже снимал, прекрасно, значит, герой уже достиг такого уровня мастерства, что он интересует многих.
Если никто еще не снимал – класс, мы будем первыми. Но все равно не нужно бояться конкуренции. Мы все делаем разные проекты о разных направлениях, о разных гранях жизни.
Дмитрий Комаров, например, не снимает о том, как возобновить производство или как открыть первую травярню в Украине. Интересно же! Придумать, что это будет не чайная, не кафе, а именно травярня, где будут заваривать всевозможные травы. Традиции пить травяные чаи у нас очень древние.
Но речь даже не о травярне, не о традициях, речь о том - как решиться, как попытаться сделать то, что никто до тебя не делал, привести бизнес в порядок, чтобы он приносил прибыль, работал. И все снова упирается в людей.
– Кстати, «Орел и решка» – это уже пройденный этап? Может ли это реалити когда-нибудь возродиться?
- Я вышел из руководства TeenSpirit (продакшн-студия принадлежит Нателле Крапивиной. Евгений был режиссером, соавтором шоу и одним из ведущих. – Авт.). Это больше не мой проект, я не занимаюсь «Орлом и решкой». Может, когда-нибудь восстановится. Может, нет. Ничего не знаю, поэтому сказать не могу.
– Что сейчас интересно зрителю в ютубе? Вы снимали, например, проекты «Як звучить Україна» с Евгением Филатовым, «Країна Героїв», вы делаете проекты об образовании, культуре, недавно вышел выпуск «Відбудова України». Это интересные, познавательные, но и серьезные проекты. Есть запрос на это?
- Конечно, запрос на серьезные темы очень большой. Мы с вами находимся на очень интересном этапе развития украинского контента.
Было время, когда делать на украинском было не модно. Все делали на русском. После полномасштабного вторжения очень многие перешли на украинский, понимая, что делать контент на русском - это, как говорят, зашквар.
Но было очень много контента, который зритель потреблял, чтобы только развлечься. А сейчас зритель уже немного вырос и хочет и серьезных тем. Поэтому понемногу появляется конкуренция не просто в развлекательном контенте, но и в содержательном.
Как по мне, сейчас набирает обороты познавательный контент. Тот же «Клятий раціоналіст» интересные вещи рассказывает. Виталий Гордиенко делает познавательно-развлекательный проект «Загін Кіноманів».
Я часто говорю эту фразу, она мне очень нравится: «Мы избавились от комплекса «меншовартості», мы уже понимаем, что мы большая классная страна, но украинцам нужно осознать, чем именно мы крутые». И мы вдохновляем людей двигаться вперед. Те же «Крафтові мандри» доказывают: не сидите, делайте!
Даже маленький бизнес – это и есть основа экономики нашего государства. И чем больше людей скажут, что я тоже так могу, тоже так умею, попытаются построить собственный бизнес, тем лучше будет чувствовать себя наше государство.
Мне всегда хотелось вдохновлять людей. Во-первых, чтобы они вдохновлялись тем, что в Украине делаются крутые вещи. Во-вторых – покупать украинское и тем самым поддерживать государство. В-третьих – попробовать собственный бизнес. Почему бы и нет?
А «Як звучить Україна» – это вообще мой самый любимый проект. Это наша идея с женой. Мне очень хотелось сделать максимально качественный контент по съемке, монтажу, подаче, содержанию. Это топчик.
С женой Натальей и музыкантом Евгением Филатовым во время съемок проекта «Як звучить Україна». Фото: Instagram.com/sound_of_ua/
– Как вы изменились за эти два с половиной года полномасштабной войны?
– Очень, очень изменился. Не хочется повторяться о языке, смыслах, патриотизме… Я начал очень ценить время. Время, которое провожу с детьми, женой, родителями. Я осознал, что деньги – это далеко не главное. Конечно, надо работать, зарабатывать, но когда у тебя на душе приятно – это важнее денег.
Начал ценить, честно вам скажу, маленькие производства. Например, овощи у бабушки с рынка, а не из супермаркета. Начал ценить даже самые маленькие мелочи.
Когда мы жили в оккупации, я чувствовал, что жизнь может закончиться (в начале полномасштабной войны Евгений Синельников с семьей находились в своем доме в Буче. – Авт.). И что? Ну, заработал ты денег. Ну, работал всегда. И что? Доволен ли ты? Поэтому ощущение того, что каждый день может быть последним и не нужно откладывать жизнь на потом, что нужно жить в мире с собой внутри – это, пожалуй, самое главное изменение.
- 12 августа у вас с Натальей была годовщина свадьбы. Позволили ли вы себе за эти два года медовый месяц?
– Медового месяца у нас еще не было. Все же мы планируем, как и хотелось когда-то, поехать в Перу, отдохнуть, сбежать от всех, чтобы это был именно медовый месяц, а не просто выходные или отпуск. Поэтому все еще впереди.
А годовщину отпраздновали вдвоем. Сняли номер и сбежали от детей, родителей (смеется).
– Ваша жена также автор и продюсер проекта «Як звучить Україна». Она соавтор во всех ваших проектах?
– Нет, не во всех. Я делаю достаточно много проектов. Например, «Як звучить Україна» мы делали с ней вдвоем – два автора, два продюсера. Сейчас мы начинаем проект «482. Зроблено в Україні». И здесь мы тоже с ней два автора.
Моя жена очень классный шоураннер. А шоураннер – это больше, чем просто продюсер, режиссер или сценарист. Она запускает проект и следит, чтобы этот проект стал таким, каким он и должен быть.
С ней одновременно и очень легко работать, и сложно, потому что у нее огромный опыт. Причем в другом направлении. У меня больше опыта в телевизионных тревел-шоу, а у нее – в кино, музыкальных клипах, рекламе.
Например, «Як звучить Україна» – это, с одной стороны, телевизионное шоу, а с другой – настоящее документальное кино, где все ритмично смонтировано, акцент на музыке, на динамике, на звуках. Она крутая у меня.
- В начале войны вы писали в соцсетях, как вам не хватает сына. В прошлом году Алексей приезжал к вам. В этом году виделись?
– Да, он приехал снова. Полтора месяца максимально старался не работать, потому что он здесь, хотелось с ним, с семьей провести как можно больше времени. Хотя все равно какие-то съемки заходят, подготовки, зумы.
Он очень любит путешествовать по Украине, мы ездили в Карпаты к родителям, в Закарпатье к друзьям. Много путешествовали, ему очень нравится.
Накупил себе вышиванок, барток, шляп... Кайфует. Да мы все кайфуем, потому что самое главное – когда семья рядом, когда ты засыпаешь и просыпаешься рядом со своим ребенком, рядом со своей любимой, когда рядом родители, сестра, брат. Это очень ценно.
– А чем он увлекается?
– Он очень хорошо рисует, играет в шахматы, учит языки. А еще – он настоящий выдумщик. Придумал свою собственную страну. Сейчас рисует на контурных картах, как эта страна развивалась, какие там люди живут, какие реформы там происходят, какие революции они проходят. Строит некую свою параллельную реальность.
Пишет свою книгу. Не уверен, что мы когда-нибудь ее издадим, но пусть пишет, ему нравится. Да и нам всем нравится! И это кайфово.
- Вы быстро отремонтировали свой дом в Буче, который был разрушен, обворован. В конце концов, вы там гуляли и свою свадьбу. Сложно было психологически возвращаться в дом, где много тяжелых воспоминаний?
- Да, вернуться в дом было сложно. Но мы целенаправленно это сделали. И сейчас это дом нашей любви. Там мы отпраздновали свадьбу, переделали террасу, купили новый телевизор, новый диван, посадили цветы...
Если бы мы убегали от этих воспоминаний, думаю, они могли бы укорениться и было бы сложнее их пережить. А мы, как хирурги, которые сначала делают людям больно, чтобы после этого было легче.
И нашу свадьбу мы решили сделать именно в этом доме, чтобы перекрыть те ужасные воспоминания.
– Разрешаете себе мечтать? В профессиональной жизни, в личной?
– Конечно. Я ведь творческий человек! У меня в голове, как минимум, четыре новых проекта. Один из них – «482. Зроблено в Україні», о котором я уже сказал. Это продолжение «Крафтових мандрів», но уже о больших производствах в Украине. У нас так много того, чем мы должны гордиться, но даже не знаем об этом. Те же украинские лифты «Евроформат», которые мы экспортируем в Европу. Как так случилось? Как владельцы решили вложиться в такой необычный бизнес? Как они вышли на мировой рынок? О таких людях и будет наш новый проект. Он скоро будет в эфире.
О других пока не буду рассказывать, потому что один – на стадии пилота, в других прописываю идеи.
Конечно, как у любого режиссера, у меня есть идея, которой я болею уже несколько лет. Хочу наконец-то дописать сценарий полнометражного фильма и снять кино. Так что идей и планов куча.