4 ноября
Загрузить еще

"Я и Феликс": возвращение в 90-е, "афганский синдром" и рефлексия настоящего

Фото: кадр из фильма

В прокат вышла дебютная работа в игровом кино режиссера Ирины Цилык "Я и Феликс" по мотивам автобиографического романа ее мужа, писателя и военнослужащего Артема Чеха, "Кто ты такой". Рассказываем, каким получился дебют и почему, несмотря на то, что фильм был снят в 2021 году, он и сегодня выглядит актуальным.

О чем фильм

Младший школьник Тимофей живет с мамой и бабушкой, папа где-то на заработках и домой наведывается крайне редко. Как-то бабушка Лида приводит своего кавалера, который теперь будет жить с ними – Феликса Петровича. Он бывший «афганец», травмированный 10 годами войны, поэтому поведение его часто неадекватно, особенно если Феликс злоупотребляет алкоголем.
Но в моменты просветления он так или иначе влияет на Тимофея, уча его жизни с точки зрения взрослого мужчины, возможно, даже больше, чем постоянно отсутствующий отец парня. Иногда Тимофей пытается «троллить» Феликса, мол, никто тебя не заставлял идти на ту войну, но в конце концов он сам оказывается в похожей ситуации и начинает понимать, почему этот человек стал таким сломленным.

В течение фильма Тимофей взрослеет, проходит через типичные подростковые проблемы 90-х: отсутствие денег, модной одежды, влюбленность, рост без отца и столкновения с бандами, которые могут легко побить тебя ни за что, а вокруг взрослые, которые не могут тебя поддержать, потому что на них самих свалилась новая реальность – так называемая перестройка с ее последствиями, и многие не смогли справиться.

Финал фильма – то, каким взрослым в конце концов стал и сам Тимофей.

Первое знакомство семьи Тимофея с Феликсом Петровичем. Кадр из фильма

Первое знакомство семьи Тимофея с Феликсом Петровичем. Кадр из фильма

Атмосфера 90-х

Если вы читали книгу «Кто ты такой», то можете заметить, что фильм, в отличие от первоисточника, не оставляет после себя удручающего и тяжелого ощущения. Кинокартина получилась гораздо легче и светлее. Хотя те, кто рос в 90-е, понимают, что тогда вообще как-то речь не шла о понятии «легко и светло» - не до жиру, быть бы живу.

– Мы с Чехом, как авторы, совершенно разного типа, – рассказывала Ирина Цилык на допремьерном показе фильма, – мы по-разному видим мир. А от авторской оптики зависит многое. Я режиссер, которая, видимо, не умеет снимать очень жесткие фильмы, хотя важно было не скрывать всей той травмы, которая чувствуется в этой семье. Но я пошла по другому пути, мне хотелось дать больше намеков, чем конкретики, о том, как порой грязно выглядит эта ежедневная семейная рутина, где бывают разные моменты. Чех мне дал на это добро, полностью отдал мне свой материал и сказал – «делай, что хочешь».

Но поскольку режиссер тоже росла в 90-е и помнит атмосферу тех лет, она постаралась воспроизвести ее в фильме, хотя часто видно, что бюджета не хватало, и собирали, что называется, с мира по нитке. Кстати, в титрах не указан художник-постановщик, возможно, его и не было, и работать над оформлением приходилось другим членам команды.

Чтобы передать дух и состояние небольшого города 90-х (а денег, чтобы поехать в провинцию, где это все еще сохранилось, не было), команда выискивала старые локации в Киеве – преимущественно в одном из самых отдаленных районов - ДВРЗ. Что-то снимали на станции «Дачная», что-то – в Житомире. И можно сказать, что благодаря малому бюджету ощущение безденежья того периода передано очень ощутимо.

Более того, именно из-за показа 90-х фильм ощущается частично даже документальным.

Андрей Чередник (маленький Тимофей) сразу нашел общий язык с Юрком Издрыком (Феликс Петрович). Кадр из фильма

Андрей Чередник (маленький Тимофей) сразу нашел общий язык с Юрком Издрыком (Феликс Петрович). Кадр из фильма

Актеры – профессиональные и новички

На большинство ролей Ирина Цилык утвердила непрофессиональных актеров. Это, во-первых, писатель и поэт Юрко Издрык, сыгравший роль Феликса. Несмотря на нехватку актерского опыта, он сумел передать тот надлом, который впоследствии будут называть ПТСР, а затем в 90-е – передавали одним словом «афганец», и все было понятно. Феликс Издрыка – несчастный ветеран-алкоголик, которого терзают кошмары прошлого, но иногда они отступают, и тогда на переднем плане появляется добрый, интеллигентный, образованный и очень глубокий человек. Кстати, за эту роль Юрий Издрык получил премию «Золота дзиґа» в номинации «Лучшая мужская роль второго плана».
Главного героя – Тимофея – сыграли три актера трех возрастных категорий. Младшего – 10-летний Андрей Чередник, сын Артема Чеха и Ирины Цилык.

На роль Тимофея-подростка команда выбирала, вероятно, из сотен юных претендентов. Роль досталась 17-летнему Виталию Балюку, а уже взрослого Тимофея играл актер сериалов Владимир Гладкий. Также среди новичков и любимая девушка Тимофея Тома – в исполнении Александры Семенко.

Из профессиональных актеров в фильме снялись Анастасия Карпенко (мама Тимофея), Андрей Исаенко (отец) и Галина Веретельник-Стефанова (бабушка Лида).

В подростковом возрасте Тимофей (Виталий Балюк) сталкивается с типичными подростковыми проблемами, например первой любовью, Томой (Александра Семенко). Кадр из фильма

В подростковом возрасте Тимофей (Виталий Балюк) сталкивается с типичными подростковыми проблемами, например первой любовью, Томой (Александра Семенко). Кадр из фильма

Травма войны

В фильме «афганский синдром» перекликается с нашим современником, бойцом, воевавшим в АТО на востоке Украины. Сейчас нам это отзывается еще и из-за полномасштабной войны, из-за того ада, через который проходят наши друзья, знакомые, родственники. И поэтому в общении с командой фильма одним из самых болезненных вопросов было: как общество должно готовиться к адаптации ветеранов в настоящем и в будущем?

– Эта тема – одна из ключевых в фильме, – говорит Ирина Цилык. – Все эти 10 лет мы ищем способы, как говорить о том, что с нами происходит, произошло и будет происходить дальше. Тема возвращения и тема того, как мы должны помогать возвращающимся – это отдельный большой разговор. Я думаю, мы как общество учимся, как это делать. К сожалению, это происходит не так быстро, как хотелось бы, потому что мы потеряли слишком много времени. Есть много видов поддержки для ветеранов и ветеранок, но их недостаточно. Недостаточно даже разговоров по этой теме, часто это остается в зоне невидимого и непроговоренного. Это большая работа с обеих сторон. У меня есть маленький опыт, я жена военного, который дважды возвращался (с фронта. Артем Чех воевал с 2015-го по 2016-й, в 2022-м снова вернулся в ряды ВСУ. – Ред.), и это было непросто. Но я понимаю, что таких семей много, и предстоит много принятия, диалогов, терпения. Это то, чего хотелось бы. И мне кажется, что фильмы, книги – это тоже один из способов поднимать такие вопросы и пытаться говорить друг с другом.

Ирина Цилык и Артём Чех вместе работали над картиной. Фото: ФБ

Ирина Цилык и Артём Чех вместе работали над картиной. Фото: ФБ

Немного личного

Ода из особенностей картины - она заставляет невольно вспоминать, что происходило в 90-е с тобой… Стихийные раскладки, огромные базары с «челночниками», где примерять вещи надо, стоя на картонке. Заброшенные гаражи, где принимают и макулатуру, и что угодно. Старые туфли вместо модных кроссовок. Банды, которые готовы тебя избить просто потому, что проходишь мимо. Ларьки с сигаретами, алкоголем и дешевым кофе, которые росли в то время как грибы после дождя. Навязчивые мелодии типа 2 Unlimited – No Limit, которые до сих пор заставляют вспоминать школьные дискотеки. Заброшенные и ободранные когда-то людные заводы и дома культуры – все это, изображенное в фильме, иногда срабатывает, как триггер, и пробуждает давно похороненные чувства, которые хотелось бы навсегда забыть.