«20 дней в Мариуполе» номинирован на «Оскар» как «лучший документальный фильм». Лента уже получила более 20 наград, в том числе и премию BAFTA, которую называют британским аналогом «Оскара».
Почти год режиссер Мстислав Чернов показывает фильм по всему миру, дает интервью, чтобы засвидетельствовать, что Россия сделала с когда-то красивым украинским городом и его жителями.
«Мы надеемся выиграть «Оскар». Потому что Мариуполь – это история не о том, что прошло и закончилось. Мариуполь – это история о «сейчас», о том, что сейчас происходит с Украиной. Мариуполь стал не просто городом, который разрушила Россия, Мариуполь стал символом всех украинских городов: Соледара, Угледара, Марьинки - всех городов, разрушенных российскими бомбами. Он несет этот месседж в себе. И даже больше, он стал универсальным символом потери и боли, через которые проходит гражданское население, когда на его страну нападает сосед и убивает людей, – сказал Чернов в интервью «Голосу Америки».
Военный корреспондент Associated Press Мстислав Чернов вместе со своими коллегами Василисой Степаненко и фотографом Евгением Малолеткой документировали первые недели бомбардировки российскими войсками Мариуполя в 2022 году. На 21-й день после полномасштабного вторжения им удалось выехать из осажденного города и вывезти фото и видео российских преступлений против украинцев. Теперь все, что видели они своими глазами, видим и мы.
Почему не только весь мир, но и каждый украинец должен посмотреть «20 дней в Мариуполе» - в размышлениях тех, кто фильм уже посмотрел.
– Это больно, но каждый должен посмотреть этот фильм. Сходите на это кино. Прошу! Вчера вышел из кинотеатра около 11-ти вечера. Ехал в машине молча. Без радио. Приехал домой, побеседовал с семьей максимум 5 минут на этот раз. Больше не мог говорить. Затем лег на кровать и еще минут 40 лежал с выключенным светом и открытыми глазами. И молчал. Это самое сложное, что я смотрел в своей жизни, - делится в инстаграме телеведущий и актер Андрей Бедняков, который родом из Мариуполя. – Я много раз видел короткие видео из Мариуполя. Я много общался с людьми, которые смогли уехать. Поэтому я вроде был готов ко всему… Но нет. Видеть, как уничтожают твой родной город – больно. Видеть эмоции людей во время осады – больно. Видеть погибших детей и слезы родителей – невероятно больно. Врачи… Огромное уважение и любовь. Мне хотелось обнять каждого. Просто пожать руку. Военные… Молодые ребята, которые прикрывали, выводили… Спасибо! Пожарные… Спасибо!
Опустошение. Слезы. Много слез. Большая переоценка. Это то, что вас ожидает от просмотра. Но каждый житель нашей страны должен посмотреть этот фильм. Каждый!
После просмотра этой работы я лишний раз понял, что все те проблемы, которые я испытываю сейчас, это такая херня. Вся эта «усталость» – это такая херня.
«Андрей, можно с вами сфотографироваться?» – спросила девушка после сеанса, не сдерживая слез.
«Конечно», – едва держась, отвечаю.
«Блин, такая теперь заплаканная буду на фото».
Вспышка от телефона.
«Спасибо. Мы тоже это пережили. Смогли уехать. Знаю о вашей маме. Примите соболезнования», - сказала она и уже не смогла сдержать слезы. Обнялись.
Я безгранично благодарен тем, кто сделал этот фильм. Это даже не фильм. Это – документация военных преступлений. Без этих съемок мир бы и не увидел того ужаса, который делала Россия. Мстислав Чернов, Евгений Малолетка, спасибо!
Господин полицейский Владимир, низкий поклон. Надеюсь, с вами все хорошо.
Многим сложно. Многие устали. Но мы должны сжать зубы и работать на нашу победу. Поддерживать друг друга. Спасибо тем, кто защищает нашу страну. И донатить! Не переставать. Потому что такое, как в Мариуполе, может быть повсюду.
Это больно, но каждый должен посмотреть этот фильм. Сходите на это кино. Прошу!
Мстислав Чернов, Евгений Малолетка и Василиса Степаненко были последними журналистами, выехавшими из Мариуполя. Фото: arthousetraffic.com/
– Это пронзительный, точный и страшный репортаж о начале войны. Он буквально заставляет почувствовать ужас войны людей, находящихся за тысячи километров от нее. Все происходит как-будто рядом и вызывает состояние, близкое к панической атаке, - пишет режиссер, продюсер Александр Роднянский. – Многие жители уничтоженного российской армией города с горечью пишут, что лучше бы не было повода для этого фильма. Это правда.
Но война началась не по воле авторов. Мстислав Чернов вместе с фотожурналистом Евгением Малолеткой проработали в осажденном Мариуполе 20 дней, но были вынуждены уехать, когда российские войска подошли слишком близко и захватили часть города. Они смогли вывезти драгоценные фото- и видеоматериалы, на основе которых и был сделан этот фильм.
За него Чернов вместе с Малолеткой и продюсером Василисой Степаненко получили самую престижную среди журналистов Пулитцеровскую премию. Фильм был награжден и призом зрительских симпатий на знаменитом американском фестивале в Сандэнсе.
Но самая главная награда, беспрецедентная для украинского кино - номинация на «Оскар». Украинские фильмы никогда прежде не входили в пятерки лучших фильмов года по версии Американской Академии кинематографических искусств и наук.
Были фильмы иностранных режиссеров, снятые частично в Украине, как «Восток-Запад» классика французского кино Режиса Варнье, одним из продюсеров которого посчастливилось быть мне.
Были фильмы о событиях в Украине, снятые при поддержке украинских производственных компаний, как «Зима в огне» американского документалиста Евгения Афинеевского. Но еще никогда не было фильма украинского режиссера, пробившегося в номинацию. Первым стал фильм Мстислава Чернова.
Сейчас несколько тысяч членов Академии, лучших кинопрофессионалов мира, должны будут выбрать победителей.
Мне трудно предсказать результат, а как член Академии я связан обязательством не раскрывать свои предпочтения. Могу лишь сказать, что номинация фильма на «Оскар» - колоссальный успех для кинематографиста, успех, остающийся на всю жизнь.
Уверен, что он поможет фильму выйти на мировые экраны. И стать важнейшим свидетельством того, что происходит сейчас в Украине.
Авторы рассказывают об адской жизни мариупольцев после начала полномасштабной войны. Фото: arthousetraffic.com/
– Мир рухнул, а мы курим.
– Мир не рухнул.
Это диалог врачей из документального фильма Мстислава Чернова «20 дней в Мариуполе». Они спасают жизнь, они закрывают глаза маленькому ребенку, которого не спасли, потому что они в аду, а в аду нет спасения, но все равно они возвращают надежду, что ад не навсегда, - делится после просмотра ленты актриса Римма Зюбина. - А я смотрю на это, слушаю, и у меня один вопрос: «Почему мир не рухнул, не разрушился, не разлетелся вдребезги после того, что было в Мариуполе»?
Или этот мир уже давно не свет, а тьма, или он уже давно разлетелся, как зеркало в одной сказке, которая якобы для детей, а на самом деле для взрослых. Я не помню в себе такого состояния. Так больно еще не было. Это какая-то другая боль. И ее не может быть после этого фильма.
Я больше года думаю о том, что будет с нами, со мной, когда вся правда о Мариуполе откроется.
Свой день сегодня я начала с фильма «20 дней в Мариуполе». Я не понимаю, как мариупольцы, которые пережили это… Не знаю, какими словами это назвать, как они находят силы в себе начинать свой новый день.
Сколько лет нужно привыкать к гудению самолета в небе и не бояться, что он будет сбрасывать бомбы? Как себе объяснить – почему россия поступила так и делает до сих пор? Как смириться со смертью ребенка, своего или чужого, когда этому ребенку 16 или когда ему было 8 месяцев в животике мамы, и когда они умерли вместе? Как эти рашисты, эти твари с ампутированными сердцами могут продолжать жить?
Говорить, что эту «массовку завезли в роддом для постановочных кадров»…
Каждый из тех, кто в россии дает приказы и выполняет их, кто «извергает ложь, открывая рот в эфире», даже тот актер или диктор, который записывал для мариупольцев обращение, что они «в кольце и теперь в россии» - каждый пусть получит роль в подобной «массовке».
Мир не рухнул, мир – исчез.
«Мир» переводится как «світ».
Но «світ» – не мир, и совсем не свет.
Фильм «20 дней в Мариуполе» смотреть каждому.
Это больно!
Но смотря на это, должно быть больно.
«20 дней в Мариуполе» – это очень жесткий документальный фильм, – пишет режиссер Ирина Цилык. – В нем можно увидеть почти все, чего больше никогда не хотелось видеть. Разные кадры ударили под дых, но больше всего поразила неявная параллель между двумя младенцами: уже восковое крошечное тельце среди других мертвых взрослых тел в подвале больницы, куда сносят погибших, и живое только что рожденное в нереальных условиях дитя, которое врачи бесконечно пытаются заставить дышать. И когда эта девчонка наконец выдыхает свой первый неопределенный крик, в зрительном зале все выдыхают вместе с ней. Катарсис. Жива, фух... Как она дальше будет жить в этом мире, не очень ясно, но она все-таки пришла.
«20 дней в Мариуполе» – это очень честный фильм тоже. Автор не пытается играть в аллегории и метафоры, а показывает все прямо. Вот так умирают дети, вот так люди превращаются в тела и оказываются в братской могиле, вот так еще живые люди звереют постепенно, и большой город в ловушке накрывает густым коллективным животным страхом. А вот так другие люди - врачи, полицейские, военные - продолжают делать свою работу и остаются сильными и человечными, несмотря ни на что.
Кадры с животными всегда трогают. Но хочется отдельно поблагодарить автора за то, что после эпизодов с беззастенчивым мародерством ты видишь вдруг кадры с черепахой в руках пожилого мужчины («она ведь тоже хочет жить!») или морской свинкой, которая сбежала и носится ошалело среди этого бесконечного мрака, а ее пытаются поймать так, будто мир еще держится, будто спасать морскую свинку не менее важно, чем людей, которые постепенно сходят с ума от горя.
Без всяких преувеличений можно с уверенностью сказать, что эта лента - чрезвычайно мощное оружие для иностранной аудитории. Здесь очень хорошо видно, что в кадре все настоящее и что этика документалиста заключалась как раз в том, чтобы показать все как есть, без ширм. Но, на мой взгляд, многим украинцам этот фильм смотреть еще рано. Хотя я удивительным образом вышла из кинотеатра не подавленной и раздавленной, а наоборот. Не знаю почему. Возможно, от осознания того, что этот уникальный документ вообще был снят, а теперь работает на всех нас. Это удивительно, что его авторам удалось не только зафиксировать всю эту нереальную реальность, но и выжить самим, вывезти хард-диски через 15 блокпостов, смонтировать фильм и показывать его теперь по всему миру.
Что мне не понравилось? Лишь несколько моментов, где автор расспрашивает некоторых людей в кадре об их чувствах и видении происходящего. Мне это мешало, порой даже отталкивало, как в моменте, где автор настойчиво спрашивает мужчину, который только что сбрасывал мертвые тела в братскую могилу, о том, «что он чувствует». Видно, что мужчина не хочет об этом говорить, и так все понятно. В такие моменты я вижу за этими вопросами журналиста, стремящегося получить нужную реплику в кадре. И это контрастирует с остальным материалом, в котором чувствуется личность автора и его уважение ко всему, о чем он рассказывает. Не знаю, зачем эти кадры вообще вошли в монтаж. Не поняла. Но такого очень мало.
Одним словом, я очень благодарна авторам, что этот фильм случился с ними и с нами. И еще... Один из героев фильма, полицейский Владимир, который помогает съемочной группе и в конце концов вывозит их из города, рискуя своей семьей и собственной жизнью, очень верит в то, что материал нужно спасти любой ценой, что миру нужно показать всю правду, и тогда война будет скорее закончена.
Я вчера думала, что эта война, возможно, задокументирована, как никакая другая. Но, к сожалению, она до сих пор продолжается. Миру можно демонстрировать сколько угодно мертвых украинских младенцев, но это не закончит войну намного быстрее, чем хотелось бы. И все же я верю, что такие документы, как этот, действительно глубоко влияют на людей, которые уже потом давят на лидеров своих государств и требуют действенной поддержки Украины. Это супермощный инструмент и просто сильный фильм.
Браво, Мстислав Чернов, Евгений Малолетка и все члены вашей команды и герои фильма.