По сюжету, с началом полномасштабной войны психолог Лидия остается в Украине и становится перевозчицей для людей, которые вынуждены покинуть свои дома в горячих точках и ехать в более безопасные места. Так начинается 10-серийная украинско-европейская лента «Перевізниця», главную роль в которой играет Анастасия Карпенко.
KP.UA побывала на съемочной площадке военной драмы, премьеру которой мы ждем в феврале 2024 года на СТБ.
Шоураннер Евгений Туник, который несколько лет назад снял успешный сериал «Первые ласточки», внимательно наблюдает за игрой актеров в монитор. Говорит, что пытается очень осторожно затрагивать тему войны в кино.
- В каждом герое есть частичка меня, моих знакомых, родных, близких, друзей. В первой серии прототипами героев стали мои знакомые, в четвертой – мой близкий друг, – рассказывает нам Евгений. – Но все-таки герои «Перевізниці» – это художественные образы. Наша история о том, как меняются люди во время войны, как их меняют события, в которых мы сейчас живем. Мы живем в реальности, о которой нужно говорить во всем мире, но важно найти пути и способы, как об этом говорить правильно. Я не ставил целью отражать события, которые еще слишком болезненны, мне кажется, еще не время. Мы не акцентируемся на том, чтобы погрузить зрителя в страшные трагедии. Мы рассказываем истории о людях, которые живут в Украине во время войны.
Идея сериала «Перевізниця» появилась у шоураннера еще в апреле 2022 года.
– Мне помогали с переездами, я кого-то перевозил, – вспоминает режиссер. - И однажды, когда я ехал забирать маму из Черновицкой области, у меня и родилась такая идея. Также я много советовался с профессиональным психологом, о чем с помощью нашей ленты могу сейчас говорить со зрителями.
Исполнительница главной роли Анастасия Карпенко рассказывает, что многие сцены снимаются именно в авто: здесь проходят своеобразные сеансы психотерапии для попутчиков Лидии.
– На самом деле такие съемки – это очень интересно, – делится Анастасия. - И мне гораздо ближе именно такой подход, потому что ты можешь максимально сконцентрироваться на партнерах, тексте, месседже, который хочешь донести, а не на других деталях. Это позволяет максимально наполнить пространство собой. Вот снимаем мы сцену и слышим настоящую сирену. И в этот момент ты начинаешь еще переживать и за своего ребенка и маму, как они и где. Думаю, это придавало подлинности во всем – в игре, ощущении страха, переживаниях. Это шло на пользу и персонажам, и нашему проекту. Здесь много драмы, печальных историй, но они правдивы, и каждая в финале получает надежду на перемены, на что-то лучшее. И юмора у нас достаточно. Мне кажется, что он поможет зрителю легче воспринять наше кино. Ведь смотреть о себе во время войны – это еще то испытание!
– Это неотъемлемые жанры, – добавляет Туник. – Конечно, «Перевізниця» – это драма, но чтобы лучше понять драму, нужно вовремя улыбнуться. Иногда нужно выдыхать.
От работы Анастасии Карпенко на площадке в восторге все. Режиссер признается: заметил Настю еще после просмотра фильма Кристины Тинькевич «Як там Катя?».
– Еще до начала кастингов мне посчастливилось посмотреть ленту «Як там Катя?», – рассказывает Евгений. - Тогда сразу же подумал, что в первую очередь мы должны попробовать Настю, хотя у меня и были предостережения. Знаете, бывает, что-то себе нафантазируешь, а потом разочаровываешься. Но не в этом случае. На кастинге я только убедился, что роль Лидии должна воплотить на экране именно Настя.
А вот французских актеров пришлось поискать. В одной из серий, по сюжету, французская семья оказывается в Украине. Когда начинается полномасштабная война, муж с женой разыскивают сына, чтобы вместе выехать, однако происходящие с ними события заставляют их не только остаться на какое-то время, но и изменить отношение к некоторым событиям.
– Поскольку это копродукция, мы хотели сделать одну из серий, посвященную французам, – продолжает Туник. - Мы подходили к кастингу, прежде всего, с точки зрения того, кто готов на этот шаг. Мы ведь живем в этой реальности уже давно и приспособились к ней. Иностранцы, даже понимая, что мы соблюдаем правила безопасности, могут бояться. Поэтому искали тех, кто готов приехать в Украину. И нашли замечательных актеров – Антуана Эрбе, Катерину Бут Орр и Андриена Роба. Мы им объяснили, как будет происходить весь процесс, где они будут жить, как мы их будем доставлять на съемку, как будем действовать, если начинается воздушная тревога, и так далее, и их предостережения исчезли. К счастью, в эти пять дней, пока они были в Киеве, не было воздушных тревог. Но коллеги признались, что для них это был поразительный опыт.
Анастасия Карпенко говорит, что съемки в авто позволяют максимально сконцентрироваться на месседже, который хочешь донести, а не на других деталях. Фото: Starlight Media
Одну из сцен – флешбэк в события 2014 года – снимают в Октябрьском дворце в Киеве. По сюжету, это Луганский драматический театр. В кадре – актер Игорь Колтовский, который играет мужа главной героини.
– История Лидии тесно связана с Донбассом, она оттуда родом, – объясняет нам Евгений Туник. – Поэтому финальная серия будет непосредственно посвящена ей, мы увидим, что же ее так сильно триггерит в настоящем времени, что именно заставило ее стать перевозчицей и какая загадка кроется в ее прошлом.
В перерыве между съемками заводим разговор с Игорем Колтовским о его герое.
– Я играю Дмитрия, это муж главной героини Лидии. Это человек, который предал свою родину, – рассказывает актер. - Хотя и причина, почему он так поступил, по-человечески достаточно весома. Не могу сказать, какая именно, потому что это раскрывает сюжет. Как актер, адвокат своей роли, я должен как-то оправдывать для себя своего героя. Но сейчас, чем больше мы играем, тем больше понимаю, что измена всегда остается изменой. Здесь уже никакие оправдания не работают. Кстати, актриса Екатерина Григоренко, которая играет здесь мою дочь, сказала: «Если бы у меня был такой отец, не знаю, смогла бы я вернуться в Украину, зная, что он сделал, даже имея такую причину».
- Но есть измена сознательная, когда ты становишься коллаборантом, а есть ситуации, когда в оккупации ты должен подстраиваться под какие-то обстоятельства, чтобы выжить. Как у Дмитрия? – пытаемся понять героя Игоря.
- Это история об измене, но таковы предлагаемые обстоятельства этого персонажа. Мне кажется, здесь больше история о человеческой слабости. Нужна сила, чтобы сопротивляться или остановиться. Он не смог остановиться. Это человеческая слабость, но он все равно остается предателем. И это его крест.
– Предателей и наводчиков трудно вообще называть людьми. Играть таких персонажей не противно?
- Мне интересно. У меня такая физиономия, что мне часто каких-то бандюков предлагают играть, – продолжает Колтовский. – Я уже начал отказываться от таких ролей. Потом в какой-то момент последовали более человечные роли, как я себе их называю, когда не только убивать надо. Сейчас снова отрицательный персонаж, но я пытаюсь найти в нем остатки человечности, ведь есть некоторые причины, почему он такой.
Игорь – родом из Луганщины. Сейчас актер снова войдет в кадр и будет воспроизводить в кино события 2014 года.
– Я родился в Краснодоне, это город недалеко от Луганска. Из дома уехал еще в 15 лет, когда поступил в театральное училище в Днепре. Но до 2014 года каждый год в августе приезжал туда к родителям, - рассказывает свою историю Колтовский. – С 2014 года я родителей не вижу – уже десять лет. До полномасштабного вторжения с ними еще была телефонная связь, сейчас нет. Лишь иногда какие-то эсэмэски прорываются. Иногда у меня возникает вопрос, увижу ли я их вообще, успею ли, они уже старенькие. Отец очень болеет, мама еще как-то держится. Я им предлагал выехать, но отец сказал: «Я здесь родился, я здесь и сдохну». И я его понимаю. Мама готова была уехать, но сказала, что без отца никуда не поедет. Это болит уже очень давно. Для кого-то война началась в 2022-м, для меня - с 2014-го. У меня просто украли дом, просто украли дом…
Размышляя о ролях, Колтовский, как и некоторые его коллеги, признается: сегодня сыграть украинского военного не смог бы.
- Во-первых, думаю, сегодня я не имею права играть военного. А во-вторых, это не в моей природе – бегать с оружием, убивать героически, – объясняет Игорь. – В военной истории я могу, например, сыграть какого-нибудь учителя. У меня уже были «Погані дороги» Наталки Ворожбит, и та ситуация мне знакома, я знал таких учителей, они у нас в школе были. Или – бандюка. В «Перевізниці» мы не показываем боевые действия, наша история происходит в тех обстоятельствах, в которых мы живем. Думаю, время подарит и сюжеты, и сценарии интересные, но нам нужно всем осмысливать, что с нами происходит, с каждым из нас.
Международная премьера «Перевізниці» состоится в феврале 2024 года. Украинские зрители увидят ее в эфире телеканала СТБ. Для европейской аудитории сериал выйдет под названием In Her Car. Драму снимают Starlight Media совместно с французской кинокомпанией Gaumont, 7 европейскими партнерами-вещателями из Франции, Германии, Швеции, Норвегии, Исландии, Финляндии, Швейцарии и партнером по международным продажам компанией Beta Film.