Взорвавшая общество тема съемок развлекательных сериалов в военное время, да еще и за бюджетные деньги, вызвала многочисленные вопросы. Главный из которых – а как правильно? Нужно или не нужно их снимать? За чьи деньги? В каком формате? Востребован ли такой продукт сегодня обществом вообще? Или это «пир во время чумы», еще больше раздражающий и угнетающий, чем звуки воздушной тревоги? С большой вероятностью можно предположить – дискуссия еще не закрыта, поэтому обратимся к историческим примерам. Есть, кстати, чему поучиться.
Обойдем опыт СССР стороной, ибо и нарративы нам эти чужды, да и просто противно в него (в опыт) погружаться. Впрочем, один пример привести все же стоит, тем более речь идет о фильме украинского режиссера. Вспоминается эпизод из картины Леонида Быкова «В бой идут одни «старики». Комполка (актер Виктор Мирошниченко) стоит на кромке летного поля в ожидании возвращения Маэстро (Леонида Быкова), к нему подбегает киномеханик и жалуется на соседей, стащивших у него из-под носа фильм «Джордж из Динки-джаза». И столько в его голосе боли и отчаяния, что даже непонятно, кого в этот момент накрыло большее горе - его или комполка, уже почти смирившегося с потерей друга.
Британская комедия "Джордж из Динки-джаза", снятая в 1940 году, была популярна на протяжении всей войны. Фото: Ealing Studios/ru.wikipedia.org
«Джордж из Динки-джаза» - британская лента, снятая в 1940 году. Ее популярность зашкаливала у зрителей антигитлеровской коалиции на протяжении всей Второй мировой войны и шлейфом прошла при аншлагах уже в послевоенном показе. Сюжет этой комедии-мюзикла прост и незамысловат. Идет контригра английской и нацистской разведок, с убийствами агентов, шпионскими ухищрениями - и все это под музыку и топорный юмор. Все вроде бы просто, но позитивно и оптимистично. Естественно, в финале немцы проигрывают.
Крен на патриотизм и легкость в кино поощрялись в правительствах стран антигитлеровской коалиции на высочайшем уровне. Самым показательным в этом отношении был Голливуд. Уже в первые дни войны президент США Франклин Рузвельт объявляет, что киноиндустрия в стране переходит на военное положение. При правительстве была даже создана специальная должность координатора по делам кино. Следовало очень жестко придерживаться идеологически верных норм, принятых в обществе. Добавьте к этому еще и действовавший на тот момент «кодекс Хейси» - сборник этических правил, обязательных при работе над картиной. По ним, в частности, не рекомендовалось показывать сцены с умышленными оскорблениями любой нации и любого вероисповедания; сцены, вызывающие сочувствие к преступникам; мятежи и восстания; и попроще - мужчину и женщину, лежащих в одной постели.
Комики Эббота(слева) и Костелло снялись с 1941 по 1945 годы в десятках картин NBC Radio. Фото: commons.wikimedia.org
Нарушить эти правила теоретически было возможно, страна-то свободная. Вот только в прокат кино с нарушениями просто не взяли бы. А это крах – никаких кассовых сборов. Был введен и просуществовал с 1941 по 1945 год комитет по цензуре (The Office of Censorship). Контроль был многоуровневый, определявший главные критерии кино - поддержка воюющих солдат-героев, акцент на важность боевых действий и осуждение тиранов и агрессоров. И при обычном неприятии свободного общества каких-либо ограничений эти были одобрены и приняты. Кстати, к этому самому обществу в США традиционно прислушивались.
Шерлок Холмс выступил в необычной роли борца с нацистскими преступниками Джон Ролинс, Юниверсал. Фото: ru.wikipedia.org
В 1943 году за океаном бурно обсуждалась тема – какое кино нужно американскому народу? Такое, чтобы и идеологически правильным было, и в то же время жизнеутверждающим. Сошлись на важности производства развлекательных фильмов с военизированной составляющей. Фашистов просто показывали мерзкими недоумками, вызывающими внутреннее отторжение и неприятие. В противовес им «привлекались» популярные и любимые у публики образы. Так, например, вышла серия фильмов о Шерлоке Холмсе: «Шерлок Холмс и голос террора», «Шерлок Холмс и секретное оружие» и т.д. Тогда же на пик популярности вышел и дуэт комиков Эббота и Костелло, до этого бывших известными лишь у поклонников мюзик-холлов. С этой парочкой в главных ролях за годы войны было снято около 20 фильмов. Каждый из них становился лидером проката и неизменно собирал полные залы. Людям нужны были фильмы, пусть не поражающие своей глубиной, но смешные, позитивные, с четким определением «свой-чужой».
Но даже этот простой (иногда на грани примитивного) развлекательный жанр дал возможность снять фильмы, названия которых на слуху и сегодня. Сразу вспоминаются:
- «Касабланка» - обладатель трех "Оскаров", снят в США в 1942 году. Блистательная игра Ингрид Бергман и Хамфри Богарта в этой романтической мелодраме стала эталоном жанра.
"Касабланку" с Ингрид Бергман и Хамфри Богартом до сих пор называют одним из лучших фильмов о любви. Кадр из фильма
- "Серенада солнечной долины". Картина вышла в прокат в 1941 году, когда в США еще только наблюдали за бушующей в Европе войной. При этом удивительно тонко удалось передать атмосферу времени и отношений между людьми в то, уже далекое, но столь похожее на сегодня время. А музыкальные номера из "Серенады" вообще стали мировой классикой.
А ведь были сняты еще и «Палачи тоже умирают», "Тридцать секунд над Токио» да и много другого, что и сегодня хочется рекомендовать к просмотру.
Ключевой вопрос, связывающий ту, далекую, и нашу нынешнюю истории – «откуда деньги»? В случае с Голливудом правительство США заключало контракты на производство тех или иных картин. Очевидно, что без господдержки выстроить единую концепцию кино было бы невозможно. Но, кроме прямого финансирования, существовала очень гибкая система налогообложения киностудий, льготы в рекламе и ослабление прокатных расходов. Обходились без громких скандалов с отставками министров.