Долгожданный мультипликационный фильм «Мавка. Лісова пісня» и историческую ленту «Довбуш» с Сергеем Стрельниковым в главной роли мы увидим в следующем году. Ну а первым в 2023-м в прокат выходит «Щедрик» – лента о жизни обычных людей во время войны и оккупации в Станиславове (ныне Ивано-Франковск), начиная с 1938 года.
Какое украинское кино мы увидим в прокате? Как проходят съемки в войну? Какие фильмы у нас могут сниматься? Эти и другие киновопросы мы обсудили с директором направления кинотеатральной дистрибуции Film.ua Group Надеждой Коротушкой.
- Надя, ваши коллеги из Film.ua говорили, что хотят выпускать в прокат по ленте каждый месяц. Где взять эти фильмы? Или на «полках» что-то есть?
– Собственно Film.ua Distribution уже выпускает по релизу в месяц. Такое решение мы приняли еще летом. Конечно, можно было все стопнуть из-за войны, как это сделали некоторые дистрибьюторы. Но нам кажется, что останавливаться не стоит, нужно работать, чтобы индустрия могла жить, а зрители – потреблять контент. Кино не должно лежать «на полочке». Тем более, запросы на него были, поэтому мы решили двигаться дальше. И в июле стартовали с проектом «Скажені сусіди. Нові історії» – это был наш первый релиз в кино с 24 февраля.
За два дня до полномасштабной войны Film.ua Distribution представил 12 полнометражных фильмов, которые мы хотели выпускать в 2022 году. Война внесла в наши планы нереальные коррективы, но, поскольку эти фильмы были запланированы, мы решили не откладывать. Уже во время войны в наш портфель добавились еще несколько лент. Сейчас продолжаем переговоры с украинскими продюсерами, и фильмы понемногу прибывают.
Мы не хотим, чтобы кино лежало и ждало, когда наступят лучшие времена. Надо идти дальше.
– Судя по анонсам, в следующем году нас ждут фильмы «Щедрик» Олеси Моргунец-Исаенко (5 января), «Памфір» Дмитрия Сухолиткого-Собчука (26 января), «Мирний-21» Ахтема Сеитаблаева (22 февраля). Они были готовы к 24 февраля?
– «Мирний-21» пришел к нам на дистрибуцию во время войны. Бумаги Ахтем Сеитаблаев подписывал весной буквально на коленках, будучи где-то «в полях» на войне. Я еще думала: где он смог эти бумаги распечатать? Вот в таких условиях иногда приходится работать.
«Мирний-21» сейчас уже на финальной стадии постпродакшна. «Щедрик» был закончен до войны. «Памфір» дорабатывался во время войны и активно путешествовал по фестивалям, где собрал немало наград.
– «Мирний-21» на постпродакшне, а Ахтем – «в полях». Как это все делается?
– Постпродакшн – это уже более техническая работа. Ахтем, как я понимаю, сейчас много времени в Киеве, все это контролирует. И у него есть сопродюсер Мария Дончик, которая тоже контролирует все вопросы. Мы видели монтаж, все хорошо получается. Уверена, «Мирний-21» – история ко времени. Надеемся, люди придут смотреть кино.
– А какова судьба у «Мавки» и «Довбуша», которые должны были выйти в этом году? Все ждут.
– А как мы ждем и «Мавку», и «Довбуша»! Они уже готовы. Планируем, чтобы эти два проекта точно вышли в прокат в 2023 году. Когда именно – пока сказать не могу. Но даты уже определены.
– Почему «Мавку» снимали так долго? Презентация мультфильма была еще в 2015 году, выйти он должен был в 2017-м, но производство затянулось на 7 лет.
– Это больше вопрос к продюсерам «Мавки», они могут рассказать обо всех технологических моментах создания мультфильма. Но со своей стороны могу сказать, что «Мавка» – это совершенно новый уровень анимации в украинском производстве. Такого еще не было. Это очень сложный процесс. Представьте, у вас была одна планка, а потом вы замахиваетесь на планку повыше, и во время работы пытаетесь все организовать, найти нужные технологии, программы, параллельно – самим учиться, найти соответствующих людей и научить их. Покорение непокоренных высот – очевидно, сложный процесс. Поэтому на производство «Мавки» и ушло столько времени. Но скоро все увидите.
– Вы были партнерами Star Media, которая теперь сменила название на UP Hub, относительно фильма «Я, «Побєда» і Берлін», и еще до полномасштабной войны начали делать промо этого проекта. Что с этой лентой?
- Мы больше не занимаемся этим фильмом. Мы закончили наше сотрудничество со Star Media, UP Hub как они теперь называются. Мы разорвали наши договоры, и я, честно говоря, не знаю, что с этим фильмом – планируют они его выпускать или нет. Мне нравилось кино, я очень хотела с ним работать, но, к сожалению, этого не будет.
– Это была их инициатива или ваша?
– Это была наша инициатива. Мы не хотим больше работать с этой компанией.
– Сейчас снимаете фильмы? Съемки вообще возможны?
– Съемки возможны, главное – найти деньги на эти съемки. Люди – есть, команда – есть, все могут работать. В конце лета мы закончили съемку полнометражного фильма «Дві сестри». Это наша копродукция с Польшей, мы выступаем сопродюсерами. Около 80% съемочных дней всего фильма проходили именно в Украине – Киеве, окрестностях столицы и Харькова. Сейчас идет постпродакшн ленты. Также недавно закончили съемки второго сезона сериала «Скажені сусіди». Все возможно.
На «Дві сестри» польские актеры приезжали в Киев. Сначала они, конечно, опасались приезжать, поэтому мы страховали их на большие деньги. Но когда они уже приехали на место, видели, что у нас жизнь продолжается, и было легче. Съемки были в августе, тогда не был такой относительно стрессовый период, как сейчас. Все прошло очень хорошо.
Я уже смотрела отснятые сцены и, скажу я вам, кино имеет все шансы получиться очень интересным.
– Война очень сильно усложняет съемочный процесс? Например, при воздушной тревоге вы должны остановить съемки, а один простой в кинопроизводстве уже стоит очень дорого.
– Все мы адаптируемся к реалиям – и съемочные команды, и партнеры, и актеры. Во-первых, мне кажется, мы начали быстрее снимать. Если раньше мы могли позволить себе определенное количество дублей, то сейчас уже нет. Конечно, тревоги вносят свои коррективы. Но все идут друг другу на встречу, потому что мы все сейчас в одной лодке.
– Это как сейчас сварить суп. Мы шутим, что если раньше можно было настраивать себя на кухонный процесс и целый день, то теперь только включают свет – у тебя уже все очищенное и порезанное, чтобы быстро бросить все это в кастрюлю.
– Да, у нас тоже что-то подобное происходит. Когда тревога – все идут в бомбоубежище, и там режиссер отрабатывает с актерами все то, что он хочет в ближайшие дни с ними снять.
– Сейчас вся страна живет за меньшие деньги, чем когда-то, зарплаты срезали, кажется, всем. Наверное, гонорары у актеров тоже упали. Соглашаются ли они за меньшие деньги работать?
– Мы со всеми договариваемся, и всегда приходим к комфортным для всех условиям. Разумеется, мы не можем сильно срезать актерам гонорары, потому что люди работают, но до средних показателей всегда доходим. Все заинтересованы в работе и понимают, что сейчас такое время. Можно не работать вообще, а можно работать. И все выбирают работать.
– А сценарии присылают? Может быть, сами режиссеры приходят с предложениями? Что предлагают снимать?
– Историй много, главное, как я уже говорила, чтобы были деньги на реализацию и девелопмент всех этих историй. У нас сейчас в разработке есть любые жанры – и комедии, и драмы, и хорроры… Есть и сериалы, и полный метр. Со всем работаем, ищем партнеров. Сейчас все уже далеко не так, как было - когда ты можешь даже самостоятельно вытащить проект, когда есть финансовые и человеческие ресурсы и есть выбор потенциальных источников финансирования и каналов монетизации. Сейчас этот выбор очень сузился. Однако мы девелопмент не останавливаем и продолжаем разработки, ищем истории, исполнителей и финансирование.
– То есть разножанровость все же присутствует? Потому что у многих такое мнение, что нас ждет только кино о войне.
- Конечно, кино о войне тоже нужно. Но когда у тебя война в жизни, то приходить в кинотеатр и еще раз смотреть на войну – это не всегда ок. Все-таки нужно миксовать. И мы, например, это видим по сборам.
«Я працюю на цвинтарі» – это черная комедия, собравшая 2,7 миллиона гривен в прокате. На сегодняшний день это очень хороший показатель. Комедия «Скажені сусіди. Нові історії», с которыми мы вышли в июле, собрала 2 миллиона гривен в прокате. Это тоже сегодня сумма ого-го!
Когда перед этим мы общались с представителями кинотеатров, мнения тоже разнились. Кто-то говорил: «Да ну! Комедия во время войны – что вы такое делаете»! А кто-то поддерживал, говорил, что наоборот народу надо как-то развлечься.
В августе мы выпустили фильм «Снайпер. Білий ворон» – и он собрал 5,5 миллиона гривен. Вот вам и ответ. Людям нужны наши истории, герои, которых они понимают. Они понимают этого снайпера, его мотивации, действия, им перекликается его состояние с их. И они понимают «Скажених сусідів», потому что это та жизнь, которой они живут каждый день. Поэтому разножанровость нужна, без нее никак, нельзя снимать фильмы только о войне.
– Выходит, что «Снайпер. Білий ворон» самый кассовый фильм за это время?
– Да, среди наших фильмов, которые мы выпустили с 24 февраля, «Снайпер. Білий ворон» стал самым кассовым. Здесь все сложилось, невзирая на то, что было много проблем. Фильм слили в сеть за месяц до релиза. К тому же, первая «пиратка» была еще и с русским дубляжем. Очень намучились с этим. Но все же люди пошли в кинотеатры: они выбрали вариант не качать на торренте, а пойти в кино.
– Вы говорите, что с контентом проблем нет, главное – найти деньги на кино. Где вы эти деньги ищете?
– Есть копродукция, фонды, партнеры из европейских стран и партнеры в Украине.
– Я уже поняла по цифрам, что люди идут в кино, несмотря на сложные обстоятельства. Где самая большая посещаемость?
– По нашим цифрам география особо не изменилась. В топах посещения – Киев и Львов. Киев – первый, Львов – второй, иногда Львов прорывается немного вперед, но очень редко. Добавился еще Хмельницкий, там кинотеатры хорошо работают с украинскими фильмами. Немного сейчас просели Днепр и Одесса по очевидным причинам, потому что у них ситуация со светом еще хуже, чем в Киеве и Львове. И если им дают свет, то понятно, что люди в эти часы не в кинотеатры пойдут, а дома помоются и приготовят себе еду.
– Недавно в прокат вышел фильм «Коза Ностра. Мама їде». Читала в Фейсбуке публикацию вашей маркетинг-директора Полины Толмачевой, где она возмутилась, что у украинского кино очень плохое расписание сеансов в кинотеатрах. На что гендиректор «Планеты кино» Наталья Байдан ответила, что хотела хотя бы увидеть план промо этого фильма. В чем все-таки проблема?
- Да, несколько человек прокомментировали, что промо не видели. Но, люди, мы сейчас живем в войне! Каждый из нас сидит в паутине военных новостей, и нам еще труднее пробиться туда со своим кино.
У меня встречный вопрос к кинотеатрам. Почему у фильма «Меню» с Аней Тейлор-Джой больше сеансов, чем у «Коза Ностра»?! Да, там есть Аня Тейлор-Джой, которую публика любит и пойдет на нее. Но у нас есть Ирма Витовская, которая здесь, в Украине, и ее можно пригласить на какие-нибудь культурные промо-мероприятия. Но кинотеатры в большей степени ограничиваются тем, что вешают постер и ставят трейлер, хотя мы вместе смогли бы сделать что-то интересное.
Почему у «Лютої нічки», проходного фильма, у которого вообще не было промо, больше сеансов?! У меня диссонанс. Нам говорят, что у нас мало промо. Тогда у меня еще один вопрос к кинотеатрам: а что вы сделали для промо этого конкретного фильма? Да, Film.ua, как дистрибьютор и как производитель, может потратить кучу денег на промо, но кинотеатры тоже демонстратор, у них есть свой ресурс, страницы в соцсетях, и даже сам кинотеатр - они тоже могут промотировать. В том числе и из-за этой дискуссии мы решили собрать все кинотеатры в начале января на большую встречу. Мы покажем, что планируем делать в 2023 году, и хотим услышать, что они планируют делать. Ведь мы все связаны, сборы зависят от работы всех сторон - не только от дистрибьютора или производителя, но и от кинотеатров.
- А какое промо сейчас самое эффективное?
– В диджитале мы таргетируем рекламу, чтобы она «била» в нашу целевую аудиторию. Поэтому если вы попадаете в целевую аудиторию фильма, вероятнее всего вам где-нибудь эта реклама попадется на глаза.
Нам кажется, что сейчас больше всего работает диджитал, правильно таргетированная реклама и работа с лидерами мнений. Когда ты привлекаешь к проекту людей, которых читает большая аудитория, и они пишут свои рецензии и призывают сходить на фильм, - это действительно работает.
Мы стараемся развивать это направление, но, конечно, в нынешних обстоятельствах это становится все труднее и труднее, не все могут прийти на допремьерный показ.
Но, кстати, когда мы на второй неделе показов «Коза Ностра» делали творческую встречу с Ирмой Витовской в кинотеатре «Жовтень», это был аншлаг. Пришли Святослав Вакарчук, Наталья Сумская, Наталья Васько… Фото разлетелись в прессе, понеслись заголовки «Вакарчук сфотографировался с Витовской» (смеется). Святослав написал отзыв о кино, и это тоже разлетелось в сети.
Такие штуки работают, но этих всех людей нужно еще довести до кино, из-за их занятости не всегда выходит всех собрать в одно время в одном месте.
Ну и, конечно, партнерские программы тоже работают. К примеру, наше украинское кино поддерживают «Розетка», «Новая почта», Wog, «Киевстар», «Фокстрот» – пишут о премьерах на своих страницах, промотируют кино в своих отделениях. Приходит человек в отделение получить посылку и видит наши трейлеры, если работают плазмы, или постеры. Через такие точки проходит очень много людей, поэтому это тоже очень эффективный канал коммуникации.
– Не может не радовать, что украинские фильмы появляются на Netflix. Один из недавних – ваш «Я працюю на цвинтарі». Но, насколько я понимаю, для показа только на территории Украины?
- Да, мы продавали фильмы только на территории Украины.
– Есть шансы, что тот же Netflix покажет наши фильмы, к примеру, в Америке?
- Еще год назад мы только мечтали о любом соглашении с Netflix. Теперь такие соглашения уже есть. Думаю, всему свое время, нужно просто немного подождать. Это очень большая структура, которой тоже нужно посмотреть на эффективность и тому подобные вещи. Кстати, недавно увидела новость, что «Я працюю на цвинтарі» входит в топ-10 фильмов на украинском Netflix. Так что, думаю, все у нас будет в ближайшем будущем.
– Наши фильмы берут в прокат другие страны, покупают сейчас?
– Много продаж. Тот же «Я працюю на цвинтарі» в октябре вышел в прокат в Чехии. Я общалась с чешским дистрибьютором, и они очень довольны прокатом. Мы даже обсуждали следующие фильмы, которые они могут взять к прокату в Чехии. Та же «Мавка» продана в десятки стран. Наш контент покупают – как полный метр, так и сериалы.
- От режиссеров, продюсеров я часто слышу размышления о том, что нам надо научиться снимать истории, которые были бы понятны во всем мире, потому что локальные истории не всем интересны, не все, например, над чем смеемся мы, будет смешно другим. Или это уже не так?
- Возможно, есть что-то, что где-то не понятно, но, мне кажется, сейчас мы точно интересны миру. Думаю, сейчас именно тот момент, когда можно прощупать универсальность наших историй. Очевидно, что мы более понятны странам Восточной Европы, возможно, менее понятны США и некоторым странам Западной Европы, но точно к нам есть интерес.
К примеру, фильм «Памфір». Это локальная история – это драма об украинском пограничном селе на Западной Украине и людях, которые живут в этом селе. Но сколько он наград собрал по всему миру! То есть, нашу историю поняли. А абсолютно универсальных историй не бывает.
- Лично вам какой фильм хотелось бы снять в Украине?
– Очень хочу снять хоррор. Мечтаю о нашем украинском фильме ужасов и желательно, чтобы там делали очень плохо русне (смеется). Почему-то мне кажется, туда можно излить всю свою ярость.
- А какое кино вы бы порекомендовали посмотреть на рождественско-новогодние праздники?
– Я, например, хочу успеть посмотреть к Рождеству все части «Гарри Поттера». Поэтому и другим посоветовала бы посмотреть эти магические фильмы. Если говорить об украинском кино, 5 января выходит наш «Щедрик». Это очень важная для нас история – приходите смотреть кинотеатры! А чтобы получить легкое и приподнятое настроение, можно посмотреть «Зірки за обміном».