Сегодня 9 дней, как не стало Русланы Писанки – она ушла из жизни 19 июля.
«У Руси был рак, к сожалению, агрессивная форма и немного запущен, но так, как боролась она, я бы не смог даже на половину. К сожалению, иммунитет не выдержал», - рассказал ее муж Игорь Исаков.
По его словам, прощание с актрисой и телеведущей состоится на следующей неделе в Кайзерлаутерне (Германия). Потом мы сможем проститься с ней в Украине.
В этот день мы вспоминаем нашу любимую Русю с ее другом Алексеем Дивеевым-Церковным – это они в 90-е сделали переворот в «Погоде».
- Алексей, как вы познакомились с Русланой? Это было во времена вашей «Погоды» или раньше?
- Первое мое знакомство с Русланой Писанкой состоялось дома в Чернигове, когда я включил телевизор и увидел Русю ведущей «Погоды». Я еще учился в университете, в общежитии не было телевизора, поэтому увидел ее только дома, будучи на каникулах.
Конечно, как и все тогдашние мужчины, я был поражен. Это было в диковинку - когда в эфире такая молодая, фигуристая дама. Если вы помните, на первых эфирах ее волосы были собраны в два пучка по бокам – а-ля Гаечка из популярного в то время мультфильма «Чип и Дейл спешат на помощь». И вот она с этой прической а-ля Гаечки, с очень красивыми пышными формами рассказывала стране о погоде.
Тогда программу для «Интера» производила продакшн-компания «Вікна» Николая Канишевского. И поскольку в те времена «Интер» был главной кнопкой страны, Русю знала вся страна. И я про себя подумал: «Вот бы когда-то познакомиться с этой женщиной»!
- И как вам это удалось?
- Заканчивая факультет кибернетики, я все же решил завязать с точной наукой, и чтобы зацепиться в Киеве, решил пойти ведущим новостей. Обзвонил несколько телеканалов и в результате получил приглашение на просмотр в новостную службу «Интера». Посмотрев меня, Анна Безлюдная, которая тогда возглавляла информационную службу канала, сказала: «Алексей, вы хорошо смотритесь, но для новостей вы очень открыты. У нас для вас есть другое предложение. Не хотите делать рубрику «Светской хроники»? У нас запускается утренний проект «Утречко». Вести его будут Руслана Писанка и Андрей Цаплиенко». Когда я услышал «Руслана Писанка» – я был согласен на все.
Но «Утречко» на «Интере» не прижилось – проект выходил с сентября по ноябрь 1998 года. Долгое время не складывалось у «Интера» с утренними программами.
Месяц-полтора после я делал культурные сюжеты для новостей. А потом захожу как-то к Русе, а она что-то печатает на компьютере. Спрашиваю: «Русь, чем занимаешься»? «Пишу концепцию новой «Погоды», «Интер» будет запускать собственную», - отвечает она. Руся сидела и разрабатывала проект новой программы.
«Нашла бы где-то место и для меня», - говорю ей. На что она мне выдает: «Не поверишь, как раз об этом и пишу: предлагаю вторым ведущим на «Погоду» взять Алексея Дивеева-Церковного. Я просто не хотела тебе пока говорить, ну раз сам спросил…» Оказывается, Руся в своей голове вынашивала план затянуть меня к себе на «Погоду».
Алексей и Руслана сделали «Погоду» такой, за которой следила вся страна. А еще всем, конечно же, было интересно, в каком образе выйдет в эфир Писанка. Фото: Личный архив Алексея Дивеева-Церковного
- Сложное это было дело?
- Что такое программа «Погода» и каково это - делать ее самому, я узнал уже позже, когда Руся уехала на НТВ. В те времена у нас же не было еще смартфонов, и прогноз погоды узнавали либо с экрана телевизора, либо из газет. На «Интере» погоду показывали 5 раз в день после каждого выпуска новостей. Поэтому каждый день ты должен был быть на работе и записывать свежую программу.
Раньше, когда, например, Русе надо было сниматься в кино или куда-то уехать, она приглашала вместо себя главу Гидрометцентра Николая Кульбиду, и он вместо нее иногда выходил в эфир. Теперь Руся предложила руководству молодое дарование - Лешу Дивеева-Церковного, которого она практически воспитала на телевидении, руководство одобрило, и мы начали готовиться. С новой «Погодой» из новой виртуальной студии мы вышли в эфир 1 апреля 1999 года.
Первые две недели эфир вела Руся, а мой дебют в эфире состоялся 12 апреля. С тех пор мы чередовали друг друга. У нас не было четкого графика, все было буквально так: «Что ты завтра делаешь? Проведи «Погоду»! Договаривались сами с собой, у кого какой график, и подстраховывали друг друга в любой момент.
И если вначале Русе приписывали роман едва ли не с Леонидом Кравчуком, то когда появился я, оказалось, у народа появилась новая счастливая влюбленная пара. Мы с Русей стали сладкой парочкой, которую в те времена любили и обожали все. Ведь мы были свои, домашние.
- Да, ее считали человеком из народа.
- Руся была уникальная. Это тот тип популярности, когда ты не просто известный и узнаваемый человек, а ты - девчонка из соседнего двора.
И когда Руся приезжала на Бессарабку, ей даже не надо было брать кошелек. Люди смотрели на Руслану Писанку, которая каждый день рассказывает им про погоду, и считали ее своей. И все ей – капусточку, свеклочку, кабачечки, колбаску… Когда на Бессарабке тебе все дарят и всем угощают - это показатель настоящей народной любви.
Или когда гаишники видели, что они остановили Руслану Писанку, – ни одного штрафа. Не потому что она правильно ездила, а потому что узнавали, любили, уважали и говорили: «Руслана Игоревна, ну как же так! Желаем счастливой дороги. Не нарушайте!».
Мама, помню, всегда говорила: «Ой, сейчас посмотрю, в чем же Руся сегодня появится, интересно, а что же она наденет». Всем было интересно, как наряжается женщина с такими пышными формами, коих у нас в Украине очень много, и мы этим очень гордимся. Все хотели быть такими, как Руслана Писанка.
Потом Руся получила приглашение вести на НТВ «Страну советов». Но русским не нужна была умная украинка. Им надо образ хохлушки, эдакой Верки Сердючки, им нужна была Руслана Писанка, которую рисовали хохотушечкой, простушечкой. И вот она – умная, образованная, интеллигентная - в России не зашла. Это показатель – как они к нам относились. Не случилась там всенародная любовь, которая была у нее в Украине.
Она проработала там года полтора-два, вернулась домой. Был период, когда она не выходила ни с кем на связь - она не могла понять, почему так произошло. Вдруг стала невостребована, без работы, без приглашений. Никто вообще не понимал, где она. Бывали у нее такие моменты, когда она закрывалась от всех и пыталась сама бороться со всем, что на нее навалилось. Как и сейчас с болезнью, никому ничего не говорила.
Потом потихоньку ее стали вытягивать в театральные постановки, она зажила новой жизнью в антрепризах, ездила по стране, ее продолжали любить. Хотя, конечно, это была уже не та массовость, которую дает телевидение. А через многие годы Руся получила новое дыхание, когда канал 1+1 пригласил ее вести свои дневные эфиры.
Писанка и Дивеев-Церковный вели не только «Погоду», но и были украшением любого мероприятия. Фото: Личный архив Алексея Дивеева-Церковного
- Вы лично давно виделись?
- Виделись в 2019 году на одном из ее спектаклей «Поезд «Одесса-мама». Я очень любил к ней не в Киеве ходить, а ездить в Чернигов. У меня там оставалась мама, они с Русей очень дружили. Писанка всегда звонила и говорила: «Леша, мы через два дня со спектаклем в Чернигове». Ехал вместе с ними и водил маму к ней на спектакль.
Я всегда был очень благодарен Русе, что она не забывала про мою маму - она в 2019-м тоже умерла от рака.
Когда Руся сломала ногу вначале февраля, я был за границей в командировке, написал ей сообщение. Она ответила, что тяжело, конечно, будет с поломанной ногой, но ничего – будем жить. Когда началась война, начал обзванивать своих, и Руся тоже ответила: живы, держимся! Не вдаваясь в подробности.
Она была мне подругой. Во многом учителем, но учителем, который стал другом. Помню, я затеял свою первую программу о кино. Поехал в Канны на фестиваль в 2002 году, снял, а за неделю мне надо было уже смонтировать двухсерийный фильм о Каннском кинофестивале. Не успеваю, тут заходит Руся в монтажную, видит, что у нас немножко ступор, я и тексты пишу, и монтирую, садится за монтажный пульт и начинает монтировать вместе со мной.
Она настолько была отзывчивым, добрым человеком, что могла со мной просидеть всю ночь в монтажной, чтобы помочь мне сделать проект.
И вот Руси не стало. Но как оказалось, она с режиссером и сценаристом Натальей Ворожбит скрывали, что в последнее время делали новое кино. Это так здорово, что Ворожбит оценила настоящую Русю, что разглядела в ней то самое, за что мы все любили Руслану. Поэтому будем ждать этот фильм, чтобы снова увидеть нашу Русю на экране и запомнить ее такой навсегда.
Алексей говорит, что всегда любил ходить к Русе на спектакли в родном Чернигове с мамой. Вместе с Русланой, Олегом Филимоновым, Виктором Андриенко и Яковом Гоппом после спектакля. Фото: Личный архив Алексея Дивеева-Церковного