Какое кино мы будем смотреть в ближайшем будущем? К примеру, бессменный судья проекта «МастерШеф» Эктор-Хименес Браво вместе с британским режиссером Тони Хайнтафом готовит документальный фильм о том, как украинцы воевали на кулинарном фронте. Лента будет о людях, которые, несмотря на опасность, продолжали готовить, рискуя своей жизнью, для военных, раненых и гражданских. Ее покажут на Amazon, Netflix, по телевидению в Великобритании и США.
В свою очередь медиагруппа Starlight Media организовала Starlight Doc, который сейчас занимается разработкой документального контента о войне в Украине и ее героях. Кино будут снимать как для украинского зрителя, так и мировых платформ.
Мы поговорили с главой Starlight Doc, исполнительным директором телеканала ICTV Анастасией Штейнгауз о том, какими будут наши истории.
- Анастасия, над какими документальными проектами вы сейчас работаете? О чем ваши истории?
– Шесть наших проектов уже находятся на этапе активного предпродакшна и заходят в съемки. Из них четыре – посвящены разным людям и профессиям, которые в своей работе и жизни столкнулись с войной лицом к лицу.
Один из таких примеров – фильм о журналистах на войне. Эти люди не защищают нас с оружием в руках, но ежедневно выполняют свою миссию на информационном фронте.
Мы все понимаем, что, учитывая специфику этой войны, количество пропаганды и фейков, создаваемых агрессором, и роль, которую враг отводит информационным операциям, - это по-настоящему важный фронт защиты безопасности нашей страны.
Еще один проект – 9-серийный документальный сериал, в котором мы хотим комплексно раскрыть историю гибридной войны Кремля. В каждой серии мы будем поэтапно показывать историю ее создания и развития - от узурпации Путиным власти до сегодняшних событий. Эта документальная работа поможет открыть новые факты и шире посмотреть на картину российских вмешательств и преступлений. Окажется, что война в Украине – хоть и самая болезненная для нас, но лишь часть пазла, в котором есть и война в Сирии, Грузии, выборы Трампа в США и многое другое.
Над еще одним проектом мы работаем вместе с британскими коллегами. Он о том, как комик-мечтатель изменился на фоне своего президентства, и о людях в его команде, ставших главными политиками мира и лидерами в этой войне. В нем также пойдет речь о первой леди, человеке, который всегда был партнером Зеленского - в комедии, в телевизионном бизнесе, и теперь в президентстве. Она все время являлась членом его профессиональной команды, и я думаю, это отличает ее от многих первых леди мира.
Анастасия Штейнгауз рассказывает, что шесть кинопроектов уже заходят в съемки. Фото: предоставлен Starlight Media
– На ваш взгляд, какие темы будут востребованы зрителем? Потому что мы все сейчас видим войну своими глазами, ужасов хватает и в новостях.
- У нас есть гипотеза, что для того, чтобы смотреть на столь драматические для нас события, людям нужно отступить от этой боли на шаг в 10-20 лет. То, что мы сделаем сейчас, позволит сохранить национальную память об этой войне. Мы надеемся, что все фильмы, которые делаем мы и наши иностранные коллеги, с течением времени станут видеопараграфами в истории. Современными, аудиовизуальными формами «учебников», которые и спустя 80 лет должны напоминать всем о настоящем ужасе, который порождают войны и диктаторские режимы.
Пока мы концентрируемся на другой миссии – донесении правды об этой войне всему миру. Наш основной приоритет – рассказать эти истории зрителям в других странах, чтобы они смогли увидеть все, что происходило и происходит, нашими глазами.
Мы понимаем, что даже с учетом всего геополитического влияния и поддержки наших партнеров контекст в каждой стране свой. То, как граждане условно Германии, Италии или Франции видят эту войну, зависит от контекста.
К тому же мы должны признать, что украинский вопрос сошел с первых полос иностранных медиа. Это реальность, и какой бы досадной для нас она ни была, она типична для восприятия всех войн, происходящих не в стране зрителя. В том числе и поэтому мы верим, что создание таких продуктов о войне в Украине для иностранных стран - по-настоящему важно.
Что будет актуально в ближайшее время для украинского зрителя? Мне кажется, что сейчас нет четкого ответа на этот вопрос. Даже с телевизионной точки зрения, учитывая объем миграции и социально-демографические изменения, нам пока не на что ссылаться в таком прогнозировании.
– Кого из режиссеров привлекаете?
– Каждый наш проект имеет своего продюсера и свою креативную группу. В команде есть сотрудники Starlight Media, ранее создававшие совсем другие форматы контента. Но делали по-настоящему профессионально и круто, поэтому мы не сомневаемся, что документальные проекты для них станут новым телевизионным этапом развития. Мы работаем с внешними авторами и готовы сотрудничать с любыми украинскими профессионалами, которые принесут новое видение. Также мы открыты к сотрудничеству с коллегами из других государств, предложениям документальных проектов от авторов, режиссеров и продакшн-компаний. Можно обращаться с предложениями прямо ко мне.
Исключение из этой открытости к международному партнерству – граждане страны-агрессора. Недавно мы отказались от выгодного партнерского предложения по производству документального фильма из-за того, что наши иностранные партнеры настаивали на привлечении к проекту российского, хоть и оппозиционного, режиссера. Мы считаем, что сейчас не время для таких решений и полутонов.
Нам, конечно, хотелось бы, чтобы эти истории были рассказаны прежде всего украинскими авторами, потому что невозможно на словах объяснить те ощущения, которые испытывают украинцы. Даже те из них, которые на момент 24 февраля находились не в стране.
Приключенческий комедийный сериал «Козаки. Абсолютно брехлива історія» показали два года назад. Фото: ICTV
- Вы пока сосредоточитесь на документальных лентах или есть планы и о художественном кино о войне?
– У нас есть несколько художественных сериалов о войне, которые мы обсуждаем с западными партнерами. Но сегодня художественные истории – не наш главный фокус. И для этого есть ряд причин, одна из которых – бизнес-обстоятельства.
Мы не сомневаемся в том, что о полке «Азов», Мариуполе, российском корабле и многих других героических событиях этой войны будет снято множество полнометражных высокобюджетных фильмов в мире. Мы уверены, что Голливуд будет «кусать локти» и перекупать эти истории, чтобы сделать яркий и качественный материал. Но на это нужно время и победа.
- Речь шла как о собственных разработках вашей команды, так и о проектах, которые создаются по запросу европейских продюсеров и будут реализовываться в кодевелопменте и копродакшне. Что интересно о нас в Европе? Какие эти запросы?
– Мы получаем очень разные запросы. Но видим два направления, которые интересуют наших европейских партнеров. Первый – это пропаганда, как она устроена в россии, и как мы с ней боремся. Все хотят понять, как это работает, насколько зомбировано российское общество и как это произошло, учитывая, что до недавнего времени россияне имели доступ к диджиталу, другим медиа и не были за информационным железным занавесом. Это интересует разных зрителей из разных стран.
В этой теме нам нет равных, ведь 8 лет подряд телеканал ICTV имеет два проекта – «Антизомби» и «Гражданская оборона», которые развенчивают российские фейки и по факту уникальны. Теперь запрос мира на подобные форматы вырастет.
Также наших европейских партнеров интересуют истории отдельных городов – таких, как Буча. Ведь уровень зверства, который совершили российские оккупанты, вне современного сознания. Мировое цивилизованное общество не может понять, как в XXI веке могло произойти то, что произошло.
– Что касается копродакшна – европейцы начинают снова заходить на наш рынок?
– Европейцы заинтересованы в историях о нашей войне, но для них копродакшн – это общий креатив и продюсирование. Съемки и непосредственный продакшн производятся, конечно, в Украине. Во-первых, потому что мы здесь находимся, а они – нет.
Во-вторых, даже до войны для любого европейского или американского игрока вопрос страхования сотрудников проекта был очень важен. Ни один сериал Netflix, ни один голливудский фильм или рекламная кампания, которые производились в Украине или на любой другой территории, не входили в съемочный процесс без полной страховки проекта. Война в стране – это форс-мажор для любого контракта, поэтому мировые игроки не пойдут на этот риск.
Есть, конечно, частные случаи, как, например, американский режиссер, несколько месяцев волонтеривший в Украине, или сценарист «Карточного домик» Бо Виллимон, который приезжал в Бучу и делал какие-то подготовительные работы для своего фильма. Но это частные инициативы. В копродакшне, когда партнер - юридическое лицо, для них это об общем рассказе истории, совместном представлении этой истории за пределами Украины, а для нас - это, собственно, о самом производстве.
- Говорят, что у нас теперь можно создать свою вселенную киногероев, круче, чем даже уMarvel. Что вы скажете?
– Нам кажется несправедливым, что все дети, подростки и потом взрослые, которыми они становятся, видят примеры только вымышленных, ненастоящих супергероев, которые, кстати, были созданы после войны в другом государстве с другой культурой и запросом. В то время когда в нашей истории была своя Сечь, свои казаки – и крутые, и реальные. Именно поэтому, еще до войны, мы создали сериал «Козаки. Абсолютно брехлива історія».
А сейчас мне кажется, что воины ВСУ, ТрО, других легионов и спецслужб, защищающих страну, а также медики, волонтеры, пес Патрон и другие хвостатые смельчаки в очередной раз доказали существование в Украине настоящих супергероев. И еще многие последующие поколения будут жить с этими героями. Включая имена тех, о ком пока нельзя рассказать.
К тому же, наши коллеги по группе в следующих сезонах «Холостяка», например, уже не видят никого, кроме воинов ВСУ. Потому что слишком очевидно, кто теперь самые крутые ребята.
- Были мнения, чтобы в телемарафоне «Єдині новини» пустить документальные фильмы, лайфовые истории о военных, медиках, спасателях, а также концерты. Как вы думаете, что можно было бы добавлять в телемарафон, чтобы немного разбавить круглосуточные новости?
– Марафон создан и делается огромным количеством журналистов, операторов, режиссеров круглосуточно, потому что важно, чтобы вся страна и мир были корректно информированы о происходящем. Это особенно важно из-за специфики этой войны, в которой информация стала оружием с огромным влиянием.
Но при этом мы видим, что у людей психологически есть необходимость выдохнуть. Кто-то эту потребность удовлетворяет контентом на наших «сестринских» телеканалах, кто-то - чтением или просмотром кино. Во время войны Новый канал, например, стал каналом №1 именно потому, что в первые дни войны было принято решение транслировать контент для детей, подростков и семейного просмотра. Чтобы даже находясь в бомбоубежище можно было отвлечь детей от страшных событий вокруг.
В рамках марафона, где круглосуточно идут новости, есть определенные ограничения относительно того, какой контент будет уместен. Но любой развлекательный контент, основанный на показе и усилении украинской национальной идентичности, поддержке нашего общества, мне кажется, был бы органичным и украсил марафон «Єдині новини».