Официально жанр 4-й части культовой франшизы относят, как и предыдущие, к фантастике. Конечно, антураж весь и остался фантастическим - а вот суть, скорее, можно отнести уже к лавстори.
После гибели Тринити и Нео, пусть даже ради победы, в «Матрице: Революция» у поклонников фильма осталась горечь потери. Спустя 20 лет эта потеря притупилась, у молодого поколения Киану Ривз стал ассоциироваться уже не с Нео, а с Джоном Уиком из одноименной франшизы. Оставались цитаты из фильмов, превратившиеся в мемы: «На самом деле ложки нет», «Следуй за белым кроликом», «Добро пожаловать в реальный мир» - и прочие, которые начали жить самостоятельной жизнью. Казалось, Матрица отпустила нас в свободное плавание.
Но вот спустя 20 лет режиссер Лана Вачовски решила вернуться к проекту. Смысл возрождать то, что давно умерло, не видела даже ее родная сестра Лилли, с которой (которым? - ведь тогда они еще были братьями) они вместе работали над созданием «Матрицы». Но у Ланы были свои причины…
Это у нас прошло 20 лет. В мире Нео прошло все 60. Теперь он не Нео, а успешный геймдизайнер Томас Андерсон (Киану Ривз), написавший мегапопулярную трилогию игр «Матрица», у него роскошный пентхаус, прекрасный офис, активная команда, бизнес-партнер по фамилии Смит (Джонатан Грофф). Смит настаивает на 4-й части игры, но Андерсону все не в радость. Его мучают странные видения, он едва не покончил с собой, пытаясь прыгнуть с крыши, он ходит к психотерапевту (Нил Патрик Харрис), советы которого, впрочем, еще больше усугубляют душевные терзания. А еще в кофейне знакомится с интересной женщиной, к которой его странно тянет. Ее зовут Тиффани (Кэрри-Энн Мосс), у нее красавчик-муж, трое детей и мотоциклы в качестве хобби. Но она сама не понимает, была ли семейная жизнь ее выбором или так навязало общество, и явно чувствует себя чужой в этой роли. И в разговоре с Андерсоном признается, что она сама себе страшно напоминает Тринити из игры.
Неизвестно, как бы развивались отношения некогда Нео и Тринити, забывших в новых ипостасях, кто они такие, если бы не повстанцы. Молодая Багз и совершенно новый Морфеус (Яхья Абдул-Матин II).
У партнера Томаса Андерсона фамилия Смит совершенно не случайно. Фото: Скрин youtube Warner Bros. Pictures Ukraine
Они находят Томаса Андерсона и объясняют, что на самом деле Матрица по-прежнему существует, и все мы находимся в ней. И Нео не погиб, а по-прежнему лежит в коконе, а система высасывает из него энергию. В соседнем коконе - точно так же лежит Тринити, то есть и она не погибла. И привычная жизнь по-прежнему лишь иллюзия. Но если Нео хочет воссоединиться с любимой, то ему (а потом и ей) нужно снова вернуться в реальный мир. Вот только нужно ли это теперь Томасу и Тиффани?
Начало фильма мутное и тягомотное, как и мысли самого Томаса Андерсона. Нас то и дело погружают во флеш-бэки и напоминалки из предыдущих частей: и черная кошка, и белый кролик (теперь в виде татуировки), и резиновая уточка, и драки, не учитывающие законов гравитации - грубыми штрихами и набросками нам словно дают понять, что все это лишь прелюдия к главному полотну.
И это еще одна проблема - практически вся «Матрица: Воскрешение» - это грубые и скомканные мазки к не менее смазанной концовке. И по темпу фильма очень чувствуется, как не терпелось режиссеру к ней добраться. Жертвовалось всем - и раскрытием персонажей, и диалогами (вместо философии первого фильма - какие-то пафосные рубленые цитаты), и смазанными боями - нет знакомой хореографии, на которую мы в свое время смотрели, как на отдельное искусство, более того, жертвовалось даже здравым смыслом - то развитие событий банально до противного, то настолько неоправданно запутано, что теряешь нить происходящего.
Живописный Яхья Абдул-Матин II в роли нового Морфеуса. Фото: Скрин youtube Warner Bros. Pictures Ukraine
Даже излюбленные моменты - например, как Морфеус все в том же восточном домике заставляет Нео вспомнить кунг-фу - несмотря на роскошное красное кимоно Морфеуса, выглядят довольно печально. А несколько удачных шуток, каким-то странным образом затесавшихся в диалоги, из-за общего настроя звучат даже чужеродно.
Но весь этот мятый и спутанный клубок из воспоминаний, философских лозунгов целенаправленно ведет нас к главной теме: любовь - вот что самое важное. И не просто любовь, а только твои чувства. Какое дело до людей, запертых в коконах? Им так удобнее, они сделали свой выбор. Если даже повстанцы расслабились, подружились с машинами и выращивают клубнику - для чего жертвовать ради них всем? А вот за возможность остаться с самым близким и дорогим человеком стоит бороться.
И такое отчаяние и надежда вибрируют в фильме, что любимые должны остаться вместе, что у зрителя нет даже возможности засомневаться в хеппи-энде. Хотя перед Тиффани-Тринити стоит очень серьезный выбор: Нео или трое детей, пусть даже эти трое детей - мираж, навязанный Матрицей, но Лана Вачовски крушит все препятствия, неаккуратно, с размахом ломает все преграды на пути влюбленных.
Конечно, такая бронебойная прямолинейность ни разу не делает фильм лучше. Но ей есть логичное объяснение. Недавно у Ланы Вачовски умерли с небольшим промежутком мать, отец и близкий друг. Трагедия выбила режиссера из колеи настолько, что она искала любое средство заглушить душевную боль. И нашла его в 4-й «Матрице», которую и посвятила родителям. И зная об этом, начинаешь понимать это навязчивое желание воскресить пусть кого-то, пусть даже экранного персонажа, вернуть любовь выдуманным киногероям, раз уж ты не можешь сделать этого в реальной жизни.
Что ж, в итоге у нас есть любовная история повзрослевших героев (глядя на пусть и великолепно выглядящую Кэрри-Энн Мосс, и на моложавого Киану Ривза - все же понимаешь, что ты состарился вместе с этими героями, что время не щадит тело, хорошо еще - не властно над чувствами). Есть настоящее рождественское чудо воскрешения культовых персонажей и их воссоединения. И еще один шанс на новую, лучшую жизнь.
Что ж, ради такого стоило смотреть 2,5 часа довольно скучноватого фильма.
КОНКРЕТНО
Жанр: фантастика, боевик.
Режиссер: Лана Вачовски.
Сценарий: Дэвид Митчелл, Александр Хемон, Лана Вачовски.
В ролях: Киану Ривз, Кэрри-Энн Мосс, Яхья Абдул-Матин II, Джессика Хенвик, Джонатан Грофф, Приянка Чопра Джонас, Джада Пинкетт Смит, Нил Патрик Харрис.
Длительность: 02.28