За год Анита Соловей открыла в себе «оранжевого блогера» и стала одним из самых популярных инфлюенсеров с почти полумиллионной аудиторией. Ей – 27, она магистр клинической психологии, 10 лет была предпринимателем в сфере недвижимости и гостиничном бизнесе, а сейчас успешно ведет свой блог в Инстаграм, учит других быть блогерами и уж точно знает, как «распаковать» себя и стать интересным для других.
С Анитой Соловей мы поговорили о том, как сделать свой блог успешным.
- Анита, почему вы называете себя оранжевым блогером?
- Я пыталась стать блогером года три, но у меня не получалось. Была супер экспертом, в моей методологии это сейчас зеленый блогер, но людям моя история не заходила. Я долго не могла понять почему – я же даю столько пользы, а охваты не растут, подписчики не приходят?! И когда начала проявлять себя больше как личность, когда признала свои слабости, начала показывать свои ценности, добавила себя как человека, а не просто эксперта, появился фидбек и подписчики.
Есть разные стили ведения блога. Существуют люди, которые хотят иметь блог, но ничего не постят. Максимум – фотографии и сториз в день рождения с цветами или из отпуска, и месяцами их нет. Иногда они показывают родным и знакомым, что живы. Таких людей я называю серыми блогерами.
Зеленые блогеры - это люди, которые в чем-то являются экспертами, но очень боятся показать свою личность. Мол, я же эксперт, не буду в трусах танцевать или еду фоткать –это меня обесценит, люди перестанут заходить, покупать, подумают, что я плохой эксперт.
Это и есть большая ловушка. Дело в том, что человеку нужен человек. Человек доверяет другому эксперту, если у них одинаковые ценности. И если мы соединим экспертность, личность, добавим к этому большую идею, мы получаем оранжевый цвет.
Есть еще красные блогеры. Красный блогер – это человек, который выбирает способ привлечения внимания к своему аккаунту с помощью хайпа. Это ни хорошо, ни плохо, просто человек таким образом привлекает внимание и держит охват. В чем минус такого вида блога? Люди, по сути, наблюдают за блогером, чтобы узнать – выжил он или нет. Красный блогер только хайпует и не проявляет личность.
В любом случае, нужны конфликты и провокации – публичный человек должен быть интересным и многогранным. Скучные в интернете не выживают.
Оранжевый тоже может хайпануть, но при этом он знает, зачем он это делает, зачем привлекает внимание и дальше показывает ценность личности и оставляет аудиторию лояльной, а не хейтеров.
- Вы часто говорите, что для создания успешного блога нужна распаковка личности. Что это значит?
- Перед стартом любого проекта важно делать анамнез. Когда пациент приходит к доктору, тот делает опрос, чтобы собрать ведомости о пациенте и его заболевании, и таким образом сложить картину того, что происходит. Так и в блогинге.
У всех людей есть интересные мысли, жизненные позиции, истории, убеждения, которые они могут транслировать. Но в чем парадокс? Мы имеем высшее образование, свои взгляды на политику, религию, отношения в семье, социуме, читаем книги, смотрим фильмы, мы можем часами сидеть с друзьями за столом и говорить свои речи, но когда нам говорят, напиши пост, у нас ступор - о чем писать? О себе, своей работе – что? И для того, чтобы побороть этот ступор, нужно выработать стратегию.
Как мы делаем распаковку блогера? У каждого человека есть прошлое, настоящее и будущее. У каждого человека есть большое количество ролей в жизни – мама, жена, активистка, феминистка, хороший человек, плохой человек, зануда… В блоге очень важно проявляться с разных ролей – чтобы вас узнали и как дочку, и как маму, и как активистку… И если аудитория будет знать вас в разных ролях, ей будет интересно за вами наблюдать. Блог – это, по сути, сериал.
В распаковке блогера есть большое количество психологических вопросов, которые помогают из человека достать истории из прошлого, настоящего, сформировать свои взгляды на будущее, и вписать эти истории в роли.
- Например?
- Например, такой вопрос: как вы относитесь к женственности? И вы рассказываете, как вы относились к женственности в прошлом в роли школьницы, вспоминаете, как в первый раз надели короткую юбку и вас, к примеру, засмеяли. Записываете эту историю себе в ячейку: прошлое, роль - девочка, и – сама история. И на эту тему вы уже можете поговорить со своей аудиторией, написать пост, узнать, какой у них был опыт.
Таким образом мы достаем из себя истории, ситуации и распаковываем себя объемно. Естественно, сразу не вываливаем 40 наших ролей и все прошлое. Выбираем себе на месяц три роли, которые будем активно проявлять. Например, предприниматель, блогер и жена.
У нас в кемпе ребята выписывают истории по 3-4 дня – это долгая работа, фундаментальная. Но эта работа закрывает возражения, что мне не о чем писать, я не интересный человек и у меня скучная жизнь. Не бывает скучных людей со скучной жизнью.
Как считает Анита, главное для оранжевого блогера – проявлять свою личность и нести большую идею. Фото: Личный архив Аниты Соловей
- Вы рассказывали, что пока не относились к блогу, как к бизнесу, у вас не получалось стать успешным блогером. Как из блога начать делать бизнес?
- Если мы ведем блог на пол шишечки – так и получается. У меня было агентство недвижимости, свой мини-отель, я работала по 16 часов в сутки и думала - где-то там в промежутках еще и блог буду вести. Так это абсолютно не работает.
С какого момента можно монетизировать? Начиная с первой сотни людей, которые вас ежедневно смотрят.
Инстаграм обесценивает ценность одного человека. Смотрим мы на свои просмотры и думаем: у меня - всего лишь 100 человек, а у кого-то – 100 тысяч. Но если в жизни мы соберем в одной аудитории сотню людей, поймем, что это огромное количество. И если вы правильно проявите вашу экспертность, у вас есть что продать - вы - доктор, пишете тексты или производите мед - вы продаете свою экспертность. При этом если вас смотрит сто людей, десятерым вы себя уж точно сможете продать.
Собственно, как мой блог и вырос – как только у меня начало получаться вовлекать людей, я продала первую рекламу в своем блоге и сразу же эти деньги вложила обратно в блог. Я ни копейки внешних денег не вкладывала, блог сам себя окупал. За последний год мы заработали больше 10 миллионов гривен.
- Много приходится вкладывать? И можно ли раскрутится без денег?
- Можно, но это сложнее и длиннее путь. Например, невозможно построить ресторан без инвестиций. Можно, конечно, если самому собирать кирпичи, но это явно не про бизнес и это будет очень долго.
В отличие от того же ресторана, блог может расти в процессе на тех ресурсах, которые он будет зарабатывать. Если, допустим, человек производит мед, то, продавая даже одну баночку, он эти деньги вкладывает в рекламу блога. Чтобы расти, нужно инвестировать.
На данный момент подписчик – это как биткоин. Вы его один раз привлекли, он будет вас кормить. И даже лучше, чем биткоин (улыбается).
Обратите внимание – многих блогеров блокируют, удаляют их аккаунты, но они заново начинают, никто не бросает, потому что понимают, насколько это выгодно.
Блогерство, кстати, это не просто про деньги, но и про безопасность. Год назад мои родители болели «короной», тогда мало кто понимал, что происходит, но благодаря своей аудитории мне удалось их спасти - мне дали докторов, мне привозили пульсоксиметры, которые на тот момент везде закончились, витамины, я понимала, что не одна, у меня есть тысячи людей, которые мне помогают и сопереживают.
- Ваша личная прибыль - сколько? И как работают эти деньги? Вы же не держите их просто в сейфе?
- Сейчас мой доход со всех моих проектов - приблизительно 20-30 тысяч долларов. Реклама мне приносит в среднем 10 тысяч долларов – их я сразу вкладываю обратно в команду, плачу зарплаты, и в рекламу продвижения блога. Вся реклама, которая у меня была на протяжении этого года, шла обратно в раскрутку проекта. Так же у меня есть образовательные платформы, я продюсирую других блогеров.
На своем бизнесе я зарабатываю 3 тысячи долларов - это чистый квантовый скачок за этот год.
Что касается сейфов, то сейчас в сейфах никто ничего не хранит. Все - в онлайне. Инвестирую, покупаю недвижимость, очень много денег отдаю на благотворительность. За этот год я смогла купить дом, машину, путешествовать. Поэтому дома в сейфе ничего нет.
- Вы работаете с психологом, хотя сама психолог, и ходите на курсы саморазвития. Почему это важно, чтобы добиться успеха?
- Мало знать, как делать, нужно прорабатывать свою кукушку, чтобы не было страхов, угрызений и ступоров.
Когда мне задают вопрос, почему у тебя хорошие отношения с мужем, а мы вместе с ним 10 лет, почему у тебя получается растить доход, не выгорать, почему с командой классные отношения, я отвечаю – потому что хожу к психологу. У меня есть амбиции и планы еще на миллион лет, и чтобы расти, чтобы это было экологично по отношению ко мне и всем остальным, мне нужен психолог. Я хожу к нему минимум 8 лет, и всегда это квантовые скачки в мышлении, отношении, доброте и так далее.
Монетизировать свой блог можно уже с первой сотни людей, которые за вами ежедневно наблюдают. Фото: Личный архив Аниты Соловей
- Дайте совет – как быть ярким, выделяться, но не скатится в хайп и скандалы?
- Я - человек, который в своем блоге поднимает те темы, на которые все боятся говорить, - темы религии, политики, феминизма, прав людей, ЛГБТ, вакцинации... Говорю в открытую. При этом в моем блоге практически нет хейта. Моя аудитория, даже имея другую точку зрения, слушает меня, уважает, и если ведет со мной диалог, то - конструктивно.
Выделяться нужно и ярким быть нужно, яркие люди запоминаются. Чтобы создать в себе яркость, нужно найти в себе провокацию в хорошем смысле этого слова. Это то, что будет цеплять и тригерить людей. Провокация есть абсолютно в каждом человеке. И чтобы найти в себе провокацию, нужно представить вашу роль.
Например, роль мамы. Если вы классная, сексуальная, уверенная в себе мама, которая считает, что она - главная в жизни, а не дети, что лучше пойти на массаж, чем убиваться, убирая дом, - наше общество такого не принимает. Но кто-то это не демонстрирует, чтобы не словить осуждение. А это и есть провокация, которую нужно проявлять. Возможно от каких-то людей, не твоих, и будет осуждение, но других это будет вдохновлять. Есть очень много мам, которые сидят дома и хотят взять няню на два часа, чтобы пойти на массаж, но не могут себе этого разрешить, потому что у них нет примера и внутреннего понимания, что так можно.
- И как вам это удается?
- Потому что моя провокация – не токсичная, я не оскорбляю чувства людей. Почему я могу свободно говорить на любые темы, на которые другие боятся говорить? У меня нет осуждения и разделения кого-то на правых и не правых. Я копаюсь в фактах, исторических фактах, доношу конструктивную информацию, без оценочно.
Конструктивизм нивелирует любой хейт. Я, например, говоря на тему вакцинации, не рассказывала, что те, кто вакцинируется, - молодцы, а кто нет – не молодцы, или наоборот. Я объяснила факты, в которых разбиралась на протяжении года как человек, который раньше был против вакцинации, объяснила, о чем жалею и как бы сегодня себя повела. Это можно принимать или не принимать, но осуждать меня за мои чувства и мысли – это будет странно. А осуждать меня за то, если я скажу, что кто-то - плохой, а кто-то – хороший, это будет справедливо.
Люди часто начинают говорить на острые темы, не разобравшись и не имея опоры. В моем случае я достаточно сильно глубоко копаю, и только потом говорю. Если есть конструктивизм, глубокий анализ, серьезный подход, то и провокация будет экологичной.
- В своем лагере «Путь оранжевого блогера» вы растите новых блогеров. Вы передаете ученикам всю ту информацию, которой пользуетесь сами. Не жалко отдавать наработанное?
- Абсолютно не жалко. Я обожаю свою работу, живу этим проектом.
Блогерство – это же очень токсичная профессия. У нас токсичность от себя, мы сами себя осуждаем, что не так что-то сделали, не так выглядим, не так написали, не получается продвигаться, охваты упали, значит, я не интересный. Ты постоянно себя за что-то пилишь. Тебя пилит семья – займись нормальной работой, не занимайся ерундой… На тебя могут напасть хейтреы, которые вообще ничего не поняли и решили вылить какую-то грязь. Самые большие хейтеры, кстати, это счастливые мамочки двоих детей.
Я прекрасно понимаю ребят, чувствую их боль, и мне кайфово от того, что я могу сказать им что сработало, а что не сработало, чтобы они тоже достигли результата.
Никакой свой кусок хлеба я не отдаю. Наш рынок блогинга в Украине очень недоразвит, у нас очень мало блогеров по сравнению со странами СНГ. Любой бренд, который закупает рекламу, вам это подтвердит, потому что они уже купили рекламу у всех, у кого только можно, и им нужны новые лица.
Что я делаю? Я делаю рынок интересным. Я несу свое видение, каким должен быть блогер, и меняю отношение людей к блогингу.
- Вы считаете, что блогеры – это, как и СМИ, четвертая власть, и они влияют на общество. И тут мне хочется вспомнить, к примеру, развод семьи Пустовит, когда всплыли реальные видео, и это оказалось совсем не той картинкой, которую все видели в Инстаграме. Та же вечеринка блогера Александра Залиско. Всем было весело, пока от них не ушли рекламодатели, и тогда они начали тыкать в другу друга пальцами и извиняться. Это разве не развод аудитории? Люди показывают то, чего на самом деле нет, таких себя, которыми не являются. Не разрушает это нас, кто смотрит, верит?
- Я немного знаю эти истории с обеих сторон, поскольку нахожусь внутри. У каждого блогера есть своя репутация, мы все знаем, кто хороший человек, а кто не очень. У нас такое же профессиональное сообщество, как и в любой другой профессии.
Например, в истории с Пустовит важно понимать, что человек не всегда показывает идеальную картинку, потому что хочет кого-то обмануть. Трагедия была в том, что они жили в этом обмане и в жизни, они сами для себя не понимали, что в их отношениях что-то не так. Они точно так же себя вели, когда приходили на вечеринку с друзьями в ресторан - они точно так же показывали, что все хорошо. Они не думали, что такие отношения между собой – это плохо.
Поэтому здесь вопрос не в том, что они пытались кого-то обмануть, а в том, что они сами жили в этом обмане. И это уже совсем другой смысл.
Касательно вечеринки Залиско. Это достаточно жестокая история. Во-первых, не все блогеры извинились тогда, когда от них начали отказываться бренды - многие извинились в первый же день, но этого никто не услышал. Во-вторых, было огромное количество перекрученных фактов. Фраза «голодная туса», которая облетела все СМИ, никак не высмеивала Голодомор. Так ведущий в сториз прокомментировал маленькие блюда от шефа. Темой вечеринки было казино, потому что Дом ученых, где праздновалось событие, - это ранее был казино. Все, кто был на той вечеринке, - хорошие люди. Ни у кого из них нет плохой репутации среди блогеров.
То, что они не знали, что это за день, не подумали или не прочувствовали важность Дня Голодомора, это вопрос, конечно же, на их ответственности. Но не такого масштаба и буллинга, которому они подверглись!
Во время Голодомора голодом украинцев морили украинцы, которые на тот момент были коммунистами, и считали, что они правы, а другие - не правы, и они имеют право проявлять жестокость по отношению к ним. Точно так же мы поступаем, когда считаем, что блогеры - не правы, а правы мы, и начинаем жестоко поступать по отношению к ним.
Всю эту движуху против блогеров начал один человек, которому это было выгодно. Этот человек лично знал этих ребят и был в этом же городе. Но не предупредил, не сказал – ребята, это будет не актуально. Если у человека есть искреннее уважение к этому дню, он бы поступил иначе. Но! Выждалось время, перекрутились факты – и о количестве людей, и о нарушении санитарных норм, - чтобы специально поднять хейт.
Ошибка ребят в том, что сначала они говорили не со своей аудиторией, которая их поймет, а отвечали на хейт. С первого дня им тоннами сыпались сообщения угрозы жизни, желания смерти и так далее. Это неправильно. Они никого не убили, ничего не сделали настолько криминального, чтобы надо было так жестоко их хейтить. Поэтому, имея такое давление, они огрызались на эти угрозы.
Я проводила опрос в Инстаграме, чтобы понимать, насколько глубоко люди знают, что происходило в 1931-32 годах. Как выяснилось, кое-что про Голодомор знают со школы, но никто не помнил про дату, поскольку она плавающая (отмечается в четвертую субботу ноября – Ред.). Это проблема не только блогеров, а всего общества.
Я против любого насилия. То, что происходило во время Голодомора, это было насилие над людьми. Люди убивали людей. Мы - ничем не лучше, когда кого-то хейтим.
Тот же Залиско часто поднимает в своем блоге местные проблемы. Танечка Самбурская постоянно делает благотворительные проекты, мы собирали массу денег на лечение детей. Но об этом все уже забыли и не помнят. Но когда можно спалить людей за то, что якобы у них больше денег и они кому-то что-то должны, это всегда пожалуйста!
Кстати, никто из брендов, которые отказались от блогеров, не опубликовал, что сегодня – День памяти жертв голодоморов. Все проводили распродажи в честь черной пятницы.
- Насчет травли полностью с вами согласна. Я о том, что человек начал извиняться тогда, когда потерял деньги. И это выглядело не очень искренне.
- Да, это выглядело так. Но они поначалу просто огрызались на людей, которые им угрожали. Например, звонили маме Залиско и говорили, чтобы ваш сын умер. Так ребята реагировали на хейт. Это была коммуникация с хейтерами, а не со своей аудиторией, и в этом была ошибка.
Почему изначально они не извинялись? Да они не хотели никого обидеть. Это было неумышленно, и они не понимали, почему так происходит. Жестокость никогда ничего хорошего не приносит, и национализм в том числе.
- Вы говорите, что эфиры и reels - главные методы продвижения в 2021 (reels - короткие ролики длинной до 60 секунд. И они не пропадают через 24 часа, как сториз, а сохраняются). Почему они?
- Речь про эфиры, когда там присутствуют несколько людей. В эфирах человек глубже чувствует тебя, то, о чем ты говоришь, чем в 15-секундном сториз. Вы делаете созвон со своими коллегами, обсуждаете какую-то тему, где каждый выражает свою точку зрения. И люди, которым будет резонировать ваша позиция, на вас подпишутся. Это органический процесс привлечения аудитории.
Reels - это новый вид контента в Инстаграм. Инстаграм работает по принципу того, что берет какие-то форматы из других соцсетей, и пытается их победить. Reels - это как Tik-Tok, проще говоря.
К примеру, эфиры в свое время заменили Periscope. Собственно, Инстаграм и победил Periscope, потому что ввел эфиры. А reels – это новый вид контента, чтобы победить Tik-Tok. Пока он новый, дает больше охват. Ваши reels могут выпадать в рекомендации, из-за чего может приходить новая аудитория и вас видеть больше вашей аудитории. И пока это актуально, этим нужно пользоваться.
В Инстаграм все очень динамично – ловим тренд и используем его. Рынок сильно меняется, меняются алгоритмы, поэтому постоянно нужно держать руку на пульсе, чтобы здесь развиваться.
- За какими методами продвижения будущее?
- Если мы говорим про методы продвижения в Инстаграм, они банальны и одинаковы все эти годы – это реклама у блогеров и таргетированная реклама. Вкладываете денюжку – у вас упакованный профиль, к вам приходят клиенты, подписчики, а дальше вы монетизируете блог с помощью рекламы своих продуктов и услуг.
Украинский рынок отличается тем, что у нас в основном монетизация идет через рекламу. Мы продаем рекламу и этим зарабатываем. Но, как мы видим по недавней истории с блогерами, в один момент ваш рекламодатель, то есть ваш источник дохода, может пропасть. В один день вы теряете весь свой доход, потому что зависимы от брендов.
Я, например, с января следующего года планирую отказываться от рекламы и уходить в развитие своих продуктов и продвижение своих бизнесов. Думаю, это один из основных трендов будущего.
Как я уже сказала, монетизировать себя с помощью своих продуктов можно с любого количества подписчиков, для этого не нужны большие охваты.
- А почему блогеры тянутся за большими охватами?
- Чтобы продаваться рекламным брендам. Но это будет уходить, это произошло в СНГ еще два года назад. Нельзя зависеть от одного источника. Яйца нужно раскладывать в разные корзины.
- Миллион подписчиков, я так понимаю, - это уже не так важно?
- Миллион уже не важен. Я долго страдала этой целью, но зачем я к этому шла, непонятно. Очнулась (смеется). Продолжу так же вкладывать в рекламу, создавать контент.
С января так же хочу взять в кураторство и разработать 2-3 проекта. Хочу выходить в офлайн в том числе. Мне бы хотелось, чтобы блогеров слышали, понимали, что они эрудированные личности, а не какие-то непонятные люди с телефоном, которые просто фоткают свою еду. С блогерами нужно дружить, а не гнобить, потому что, имея большую аудиторию, они могут сделать больше правильных вещей, нежели неправильных.
Анита с мужем вместе 10 лет и подумывает заключить с ним брачный контракт. Фото: Личный архив Аниты Соловей
- Вы с мужем вместе 10 лет. Оба - предприниматели, независимые. Никто не завидует популярности друг друга? Как вам удается быть счастливой?
- Мы - суперактивно развивающиеся люди, ходящие к психологу, я – 8 лет, он – 6 лет, и в нашей паре в принципе нет понятия, что кто-то из нас успешнее. Мы - абсолютно самодостаточные личности, у нас нет конкуренции, нет такого, что кто-то должен быть сверху, кто-то снизу. Для меня честь быть с таким интересным человеком рядом.
В любых отношениях – с мужем, командой, друзьями - я стараюсь выстраивать только горизонтальные отношения, когда человек говорит с человеком, когда нет никаких назиданий и конкуренции.
Мы с мужем работаем каждый над собой и каждый занимается своей жизнью. Мы не половинки друг друга, это все ерунда, мы абсолютно независимые друг от друга люди. У нас нет созависимости в отношениях, и это очень важно. Поэтому нам интересно друг с другом как с личностями.
Я со своим мужем могу обсудить свой бизнес, бизнес-процессы, перспективы, стратегии, и он со мной – так же. Мы партнеры и это круто. Кто-то по вечерам экстрасенсов смотрит, а мы свои бизнес-планы обсуждаем. А здоровые отношения с собой порождают здоровые отношения с людьми.
- Кстати, про брак. Вы признавались, что сейчас у вас в разработке брачный договор. Кто-то скажет - а как же искренняя любовь? Не верите, что будете счастливы в браке до конца своих дней?
- Не верю. А по какому принципу я должна верить, что мы будем счастливы до конца наших дней, если статистика разводов в Украине - 70%. Я – реалист. И как раз процесс создания брачного договора -это, во-первых, про юридическую грамотность, а, во-вторых, - про доверие. У нас есть закон, что при разводе имущество, нажитое в браке, должно делиться 50 на 50. При этом мы знаем, как работают наши законы и суды. Поэтому сейчас, будучи в здоровых, счастливых отношениях, я хочу показать свое намерение – я настолько доверяю и уважаю отношения со своим мужем, что готова закрепить это юридическим договором.
Помимо развода в жизни может случиться много и других событий. Если, не дай Бог, меня не станет, я бы хотела, чтобы моему мужу досталось все, что он должен получить, чтобы не нарисовались какие-то государственные процессы или не появились непонятные родственники, которые могут у него что-то отобрать. Или если у меня появятся дети, я хочу знать, что они точно получат все и будут распоряжаться имуществом по справедливости.
Надеюсь, что мы попадем с мужем в статистику 30%, очень хочу прожить с ним долго, очень его люблю, но и хочу показать, что доверяю ему настолько, что готова переписать половину своего имущества.