20 декабря на СТБ выходит сериал «Кава з кардамоном», который мы ждали пять лет. Это история любви украинки и польского шляхтича, которая разворачивается во Львове во времена революции «Весна народов» - молодая девушка Анна, дочь священника, связывает свою жизнь с намного старше женатым шляхтичем Адамом. Их отношения - неслыханный для XIX века поступок. Главную роль в этой костюмированной драме сыграла актриса театра и кино - Алена Лавренюк, она же выступила в качестве продюсера, а ее партнером стал польский актер Павел Делонг.
Авторы сценария не пожалели главную героиню, и ей придется пережить немало: и любовь, и осуждение, и предательство, и ненависть… Но наш разговор с Аленой Лавренюк мы начали о любви
- Алена, вскружит зрителю голову ваша история любви?
- Точно вскружит голову, зрительницам - особенно. Мне кажется, нам всем, кому-то в большей степени, кому-то в меньшей, не хватает таких эмоций в жизни. Каждая женщина увидит в этом фильме что-то свое, то, что она в жизни уже переживала. Эта история точно коснется каждого.
- А вы любите кофе с кардамоном?
- Очень люблю. Кардамон не так дает вкус, сколько запах. И во Львове часто добавляют в кофе корицу или кардамон, чтобы добавить ему пряности.
- По картинке, как по мне, это очень схоже с «Крепостной» - примерно одни и те же годы, красивые наряды... Или я ошибаюсь?
- Мне кажется, очень ошибаетесь. Да, мы рассказываем про тот же период, это та же мода, та же эстетика, и, конечно же, само слово «исторический» вроде как сразу отсылает к «Крепостной».
Но эти истории – кардинально разные. Мы показываем период, когда Львов входил в состав Австро-Венгрии, это был европейский город, где жили и украинцы, и поляки, и евреи, и немцы, а в «Крепостной» показывается Украина под Россией.
Я бы не сравнивала, потому что это две разные истории и по эстетике кадра, и по повествованию. Хотя я очень благодарна «Крепостной», потому что свой проект я задумывала еще до этого сериала, и мне все говорили, что это невозможно, исторические драмы у нас не идут. И когда выстрелила «Крепостная», это открыло мне двери на многие рынки, все поверили, что исторические драмы могут быть интересны.
- Вы как продюсер можете сказать: такие сериалы – это очень дорогое удовольствие?
- Очень дорогое удовольствие. И это очень сложно. Как ни крути, у нас не так много исторических локаций, где можно снимать. Даже в том же Львове уже настолько все переделано, что ты не можешь снять кадр масштабно, нужно снимать по уголочку, много чего надо достраивать. К тому же города осовремениваются - пластиковые окна, вывески, реклама – все это впоследствии надо затирать. У нас очень много локаций: каждая серия – новая локация. В каждой серии меняется картинка. Это роскошь для сериалов. В общем костюмы и локации удорожают проект минимум в 2-3 раза.
- Да, наряды завораживают, но в них же очень сложно играть – они тяжелые, корсеты давят! Вы как справлялись?
- С одной стороны, наоборот, вся эта атрибутика дает актеру ощущение правды и помогает играть в историческом кино. Даже когда у нас были репетиции с режиссером, я до конца не понимала пластику героев, и только когда меня одели в платье, кринолины, тогда все пошло по-настоящему и совершенно по-иному.
Конечно, физически это сложно и вредно для здоровья. Поскольку корсет сильно затягивается, у меня, например, начались проблемы с почками, потому что их передавливали. Сейчас я уже восстанавливаюсь, но для здоровья это не очень хорошо.
Летом - жарко, зимой - холодно. Не знаю, как в то время женщины в таких нарядах выживали!
- Есть ли у вас любимый образ – наряд, аксессуары?
- Каждый раз, когда мне художник по костюмам приносила новое платье, я говорила: «Вот оно, мое любимое!». Поэтому выделить не могу, они все любимые.
Хотя всем очень нравится красное платье – то, в котором я изображена на постерах. Анна надевает его на специальную встречу с главным героем, оно очень знаковое по сюжету фильма.
- Какова потом судьба этих платьев?
- Сейчас они хранятся в нашей костюмерной. Если зрителю понравится наша история, мы бы хотели снять следующий сезон. Надеюсь на это. А поскольку платьев у нас очень много, их можно использовать и в продолжении, поскольку они менялись очень быстро.
Моя героиня проживает большую жизнь. За одну серию у нас может пройти два года, поэтому героиня не может появляться в одном и том же платье дальше. Странно, если бы она два года носила один и тот же наряд. Зимние и летние платья тоже отличаются между собой. Я сама ужаснулась, когда подсчитала, сколько у нас нарядов.
Неплохо было бы сделать выставку – они невероятно красивые. Но то, что я их никому не отдам, это факт (смеется). Все мои платья будут храниться у меня.
- Вы говорили, что на главную роль вас уговорила автор книги Наталья Гурницкая. Как это было?
- Я влюбилась и в Анну, и в Адама еще в процессе чтения книги. Наверное, как и многие, - у книги «Мелодія кави у тональності кардамону» много фанатов. И мне, конечно же, очень, хотелось сыграть Анну. Но так как поиски финансирования проекта затянулись, я понимала, что мои годы идут, поэтому все больше видела себя в роли Анели, жены главного героя.
Мы даже проводили кастинг. Дело в том, что в книге история героини начинается с 14 лет. Поначалу думали брать девочку, чтобы показать начало ее отношений с Адамом, а я бы сыграла Анну уже повзрослее, но Наталья сказала, что видит в этой роли только меня. Я сейчас не кокетничаю, Наталья действительно меня уболтала. Поэтому в кино в итоге мы сделали героиню чуть старше и показали их отношения с другого периода.
Для меня это была большая ответственность, потому что зритель должен верить в то, что видит. Это самое важное, а не амбиции - сняться в главной роли.
По сюжету молодая девушка Анна (Алена Лавренюк) связывает свою жизнь с намного старше женатым шляхтичем Адамом (Павел Делонг). Фото: Instagram.com/cardamon_movie/
- У картины – две версии: одна для телевидения, вторая, более откровенная, - для YouTube. Она настолько откровенная?
- Книга же просто пропитана эротикой. Поэтому в интернете эротические сцены будут показаны более реалистично. А для ТВ, естественно, мы будем обрезать сцену перед очень пикантными моментами.
- Это ваш первый опыт съемок в эротических сценах?
- В Украине вообще не так много снимается кино с эротическим уклоном, поэтому это первый опыт в таких съемках. Но партнер на площадке был хороший, нам было скорее весело, чем неловко.
- Вообще не было смущения? С одной стороны, актеры всегда говорят, что это просто работа, с другой – мы же все люди, и все равно от смущения не убежать.
- Мы с Павлом к моменту старта съемок были знакомы уже полтора года, все это время общались и были в хороших дружеских отношениях. В каких-то первых кадрах, конечно, неловкость присутствовала, но потом это и правда стало просто работой.
- Что нужно, чтобы появлялась химия между партнерами, чтобы зритель верил в любовь на экране?
- Говорят, у Вивьен Ли и Кларка Гейбла был большой конфликт на площадке «Унесенных ветром». Не знаю, насколько это правда, но я часто читала, что они ненавидели друг друга. Но от этого у них тоже была химия. Главное, чтобы была эмоция.
- У вас с Павлом как было? Он, конечно, харизматичный мужчина – из тех, на которых просто смотришь, и уже какая-то влюбленность появляется.
- Да, в Павла трудно не влюбиться. Он сложный, как и все творческие люди, которые уже чего-то добились в этой жизни, но он прекрасный партнер, у нас хорошие отношения.
Павел на сто процентов попадает в персонаж. Думаю, в него влюбится каждая женщина. Смотришь - и его фактура уже работает, что бы он ни делал. Но для меня это все равно работа, у меня есть любимый муж и двое детей.
- Вам в этом случае повезло – ваш муж тоже киношный человек, понимает, как работает кино. Тем не менее, не против таких сцен? А то мужья по-разному реагируют.
- Мне кажется, если бы он не реагировал, это было бы ненормально. Мой муж понимает, как все устроено на съемочной площадке, и когда он отсматривал сцены, мы общались только на тему «верю или не верю».
Да, это очень неприятно, и мне было бы неприятно. Но это, повторюсь, работа.
- Если в фильме присутствуют эротические сцены, прописывается ли в договорах, что вы соглашаетесь играть, а что нет?
- На самом деле, актер всегда может сказать «нет». Он либо соглашается сразу, либо не соглашается. Да и в любой момент может сказать, что не будет играть какую-то спорную тему, никто его не будет принуждать.
Актриса говорит, что все ее платья из сериала любимые. Но всем очень нравится красное платье, в котором она изображена на постерах. Героиня Лавренюк, Анна, надевает его на специальную встречу с главным героем, по сюжету оно очень знаковое. Фото: СТБ
- В «Каві з кардамоном» ваши герои сталкиваются с осуждением, потому что поступают так, как было не принято в то время. Вы себе в жизни что-то запрещаете только потому, что так не принято в обществе, потому что осудят?
- Я как Алена Лавренюк пойду наперекор. Буду скорее изгоем, чем слушать мнение общества, с которым не согласна.
- У нас же могут и захейтить за свое мнение. Вы с хейтом как справляетесь? Часто бывает не важно, как ты, допустим, сыграл, тебе все равно напишут гадости.
- Есть такое. Даже сейчас, когда я делала этот проект, столкнулась с осуждением только за то, что я просто что-то делаю.
Я какой-то период своей жизни жила за границей, училась там, и помню, как в Европе патриотично относятся к своему продукту. У нас, к сожалению, это не так. Не знаю, почему мы не любим свое, нам всегда кажется, что где-то лучше.
У нас не умеют похвалить, поддержать, и в такие моменты абсолютно пропадает желание что-либо делать. Захейтить могут просто потому, что так кому-то захотелось. И это ужасно.
Поначалу мне было сложно. Сейчас стараюсь меньше читать, но иногда рука сама тянется. Потом думаю – и зачем я это делала?!
- Вы с мужем Сергеем вместе уже более 15 лет. У вас две дочери. Как не терять страсть в отношениях?
- Мне кажется, страсть всегда перерастает во что-то иное, и от этого отношения становятся еще крепче. Нам интересно друг с другом – это нас и держит.
- Поскольку часть актеров – поляки, покажут ли «Каву з кардамоном» в Польше?
- Я очень удивилась, что поляки, которые приезжали на съемки во Львов, считают его своим городом, они не считают его украинским. А в тот период и вовсе считали украинцев бедными и несчастными, которые ходят в слугах. И когда мне пришли правки от польских каналов, я их просто не могла принять. Я снимала другое кино, я люблю свою страну и не могла пойти на их условия. Они очень хотели зайти в ко-продукцию, но с такими правками это было невозможно (сериал создавался телеканалом СТБ и Solar Media Entertainment при поддержке Государственного агентства Украины по вопросам кино и Украинского культурного фонда. – Авт.). Поэтому будем вести переговоры уже с готовым продуктом.