13 ноября
Загрузить еще

Как круглая голова помогла Виталию Соломину стать Ватсоном

Как круглая голова помогла Виталию Соломину стать Ватсоном
Фото: globallookpress.com

В актеры - «по блату»

Юрий и Виталий Соломины родились в Чите с разницей в шесть лет. Родители были музыкантами: отец прекрасно играл на скрипке (а еще на гитаре, домре и других инструментах), мать училась на певицу, но не смогла закончить вокальное отделение консерватории из-за того, что оглохла на одно ухо - ей пришлось переквалифицироваться в пианистку.

Юрий, повзрослев, первым отправился в Москву поступать в Щепкинское училище. Вслед за ним о карьере актера начал мечтать и его младший брат. Тогда сотрудники театральных училищ ездили по разным городам, отсматривали талантливую молодежь. Виталий в Чите пошел на прослушивание - и его срезали, сочли недостаточно одаренным (причем срезал его знакомый Юрия, знавший, что имеет дело с младшим братом приятеля). Виталий не отчаялся: приехал в столицу, жил в одной комнате общежития с Юрием и его женой. И на вступительных экзаменах в Щепкинское училище ему повезло: в приемной комиссии сидела актриса Вера Пашенная, которая к Соломину-старшему относилась очень тепло. Она присмотрелась к абитуриенту с необычным отчеством, поняла, что видит младшего брата Юрия. Вопрос о его зачислении был решен. Так что в каком-то смысле Виталий пришел в искусство «по блату», хотя практически сразу доказал, что достоин и учиться в Щепкинском, и работать с лучшими режиссерами.

В 20 лет он впервые мелькнул на киноэкране в «Заставе Ильича» Марлена Хуциева, потом получил роль побольше в картине «Улица Ньютона, дом 1». А еще через несколько лет стал известен всей стране, сыграв в «Старшей сестре», «Женщинах», «Крепком орешке». Да и в дальнейшем было много популярных фильмов - от «Даурии» и «Сибириады» до «Летучей мыши» (где он снялся с братом), «Сильвы» и «Пиковой дамы». Но для большинства людей он навсегда останется доктором Ватсоном.

Самые народные роли артиста - неотразимый ловелас Вадим из «Зимней вишни» (кадр вверху) и простоватый доктор Ватсон из телесериала о Шерлоке Холмсе. Фото: кадр из фильма

Самые народные роли артиста - неотразимый ловелас Вадим из «Зимней вишни» (кадр вверху) и простоватый доктор Ватсон из телесериала о Шерлоке Холмсе. Фото: кадр из фильма

«Вылитый Конан Дойл»

Режиссер Игорь Масленников полагал, что Шерлока Холмса должен играть актер с «черепом долихоцефала» - то есть сравнительно длинной и узкой формой головы. А Ватсона? «К долихоцефалу, естественно, надо было искать брахицефала, то есть круглоголового». Масленников начал рассматривать фотографии в актерском отделе «Мосфильма» - и нашел фотопробу Соломина к какому-то другому фильму. Он там был с наклеенными английскими армейскими усами. «С этой фотографии на меня смотрел вылитый Конан Дойл в молодости, - вспоминал режиссер. - Это была порода эдинбургских англичан - рыжеватых, курносых, веснушчатых» (шотландцы обиделись бы на Масленникова за «эдинбургских англичан»; а сам Конан Дойл, хоть и родился в Эдинбурге, был ирландцем. - Ред.).

Правда, редакторы не хотели утверждать Соломина, считая, что «у него русская курносая физиономия», но их поначалу не устраивали и Василий Ливанов («слишком непредсказуемый характер»), и Рина Зеленая («стара, не доживет до конца съемок»), и Борислав Брондуков («Федул из «Афони» в роли Лестрейда?!»). Масленникову пришлось биться за каждого артиста, и, как мы знаем, он в этой битве выиграл.

А потом Соломин снялся у Масленникова в другом хите - «Зимней вишне», где не должен был играть. На главные роли утвердили Наталью Андрейченко и Сергея Шакурова. Но Андрейченко на съемки просто не приехала - у нее начался роман с Максимилианом Шеллом. Ее в экстренном порядке заменили Еленой Сафоновой, но с ней отказался работать Шакуров, сказав: «Не мой человек». И Масленников обратился к Соломину, как к «палочке-выручалочке».

Самые народные роли артиста - неотразимый ловелас Вадим из «Зимней вишни» (кадр вверху) и простоватый доктор Ватсон из телесериала о Шерлоке Холмсе. Фото: кадр из фильма

Самые народные роли артиста - неотразимый ловелас Вадим из «Зимней вишни» (кадр вверху) и простоватый доктор Ватсон из телесериала о Шерлоке Холмсе. Фото: кадр из фильма

«Горячий суп и жена рядом...»

Другая роль Соломину, наоборот, не досталась - в фильме Петра Тодоровского «Городской романс» вместо него снялся Евгений Киндинов. Но в подготовительном этапе Соломин участвовал и объяснял нюансы профессии молодой непрофессиональной актрисе Марии Леонидовой, которая должна была стать его партнершей. А в итоге стала его женой.

Мне важно, чтобы в три часа, когда я прихожу с репетиции, дома был горячий суп и жена рядом

Он мечтал расписаться с ней в родной Чите, но не получилось - съемки «Городского романса» шли в Одессе, там из-за холеры объявили карантин, и вместо Читы Марии пришлось улетать в родной Ленинград. Там они с Виталием и отправились в загс.

Свадьбу отпраздновали на «Ленфильме», где Виталий - да и прочие мужчины - без конца отвлекался на боксерский матч Мохаммеда Али, который показывали по ТВ. А вечером новобрачный уехал в Москву на репетицию.

Не особенно удачное начало супружеской жизни в дальнейшем на нее не повлияло: Виталий и Мария прожили вместе тридцать лет. По его требованию она завязала с кинокарьерой, а в интервью вспоминала: «Виталий оказался абсолютным домостроевцем… Он сказал прямо: «Мне важно, чтобы в три часа, когда я прихожу с репетиции, дома был горячий суп и жена рядом». Спустя десятилетия в одном из последних интервью, в разговоре с кинообозревателем Стасом Тыркиным, в ответ на вопрос: «Говорят, вы жене запретили сниматься?» - Соломин отшутился: «Она красивая женщина, пришлось бы много ездить, а в поездах мужики - храпящие, грязные. Пришлось бы оба места ей в СВ покупать. Накладно. В кино платят мало».

Мария стала, по ее словам, «примерной домохозяйкой» и смирилась с непростым характером мужа. Правда, она работала стилистом в журнале, а впоследствии еще и байером, закупая одежду в Милане, - этой карьере муж не препятствовал, она его даже восхищала.

30 долларов за три часа на сцене

Соломин не только играл в кино и в театре, но был еще и режиссером. Правда, единственный фильм, который он поставил, историческую драму «Охота», мало кто видел: он вышел в уже почти развалившийся постсоветский кинопрокат в 1994 году.
В театре постановок было больше, и одна из них - мюзикл «Свадьба Кречинского», где Соломин сам играл главную роль, - стала роковой. Спектакль отнимал массу сил: в том же интервью, которое Соломин дал в конце 2001-го, накануне своего 60-летия, он жаловался: «У меня, народного артиста, зарплата меньше, чем у уборщицы! Знаете, сколько я получаю за «Свадьбу Кречинского»? 30 долларов! А спектакль сложнейший - мюзикл, три часа идет. Я ставил его, чтобы доказать, что актеры Малого театра могут играть все - и драму, и мюзикл...». Деньги приходилось зарабатывать сериалами и антрепризой - и это тоже было большой нагрузкой.

У меня, народного артиста, зарплата меньше, чем у уборщицы!

Но в дни празднования юбилея никто и подумать не мог, что играть Соломину оставалось меньше полугода. В апреле 2002-го он вышел на сцену в «Свадьбе Кречинского» в последний раз. После первого акта его унесли со сцены - инсульт.

Больше месяца он провел в больнице, то впадая в кому, то приходя в себя и общаясь с навещавшими его братом и женой.

Вроде бы ситуация улучшалась: Соломин отправлял записки в театр, собирался вскоре туда вернуться, просил не останавливать репетиции. А 27 мая после рутинных медицинских процедур уснул в больничной палате - и через полчаса сердце остановилось…

Новости по теме: Утраты Актеры