«Судьбы ее героинь рождены из сугубо обыденной жизни, а не из милых сердцу утешительных киногрез». Так писали о Руслановой ровно 35 лет назад, в ноябре 1986 года, в журнале «Советский экран». И не врали: совсем не похожей на звезду актрисе на роду было написано играть «простых женщин» - домработниц, колхозниц... Другое дело, что она все равно видела в них очень сложных человеческих существ, что с огромным мастерством и передавала на экране.
Самой своей фамилией Русланова была обязана исполнительнице народных песен («Валенки, валенки») Лидии Руслановой. Ни в каком родстве с нею она не состояла. Просто выросла в детдоме в Богодухове (Харьковская обл.), не имея представления о родителях, и инспектор окрестила ее в честь певицы. Отчество Ивановна тоже взяли с потолка, а день рождения девочка выбрала себе сама, руководствуясь детской логикой: 5 декабря отмечали День сталинской Конституции, и он был выходным, к тому же в календаре была красивая картинка с шариками.
Детских домов она сменила много. Выучилась на маляра-штукатура. А потом взяла да и подала документы в Харьковский театральный институт. «Почему? Да потому что математику плохо знала!» - отшучивалась она потом в интервью. Вскоре решила переехать в Москву, где поступила в Щукинское училище. В училище добирали только мальчиков, но абитуриентка с украинским говором приглянулась одной преподавательнице, и та настояла, чтобы Нину приняли по «мужской» квоте.
У преподавательницы был глаз-алмаз: из Руслановой выросла чудесная актриса. Первая же ее роль в кино была главной, у самой Киры Муратовой и в паре с самим Владимиром Высоцким (правда, тогда, в 1967-м, для Муратовой это был первый большой фильм, да и Высоцкий еще не стал суперзвездой). «Короткие встречи» в 60-е сразу легли на полку. Их триумфальное возвращение в кинотеатры состоялось в перестройку - и это совпало со временем, когда карьера Руслановой достигла пика.
Первая же роль Руслановой стала главной - в «Коротких встречах» молодая актриса сыграла наивную девушку, влюбленную в героя Владимира Высоцкого. Фото: Кадр из фильма
Она, конечно, много снималась в 70-е и начале 80-х. Тут и всенародно любимый сериал «Тени исчезают в полдень», где она сыграла заступницу бедноты Марью Воронову, и убойный «Цыган», где она появилась в образе оторвы по прозвищу Катька-Аэропорт, и мелодрамы разного калибра вроде «Валентина и Валентины» или «Зимней вишни». И еще множество комедий - «Афоня» Георгия Данелии, «Будьте моим мужем» Аллы Суриковой. И все же зенита, как уже было сказано, она достигла в середине 80-х. На экраны с небольшим интервалом вышли фильмы с очень разными, но незабываемыми актерскими работами. Помимо «Коротких встреч» - «Мой друг Иван Лапшин», «Знак беды», «Завтра была война», «Собачье сердце».
В последующие три десятилетия Нине Ивановне везло с ролями гораздо меньше. Она появлялась в сериалах типа «Папиных дочек» и в комедиях вроде «О чем говорят мужчины». Свою последнюю роль она сыграла в 2014-м в «Вие». Потом здоровье активно работать уже не позволяло.
В 2015-м ее дочь Олеся говорила в интервью: «Сейчас, к сожалению, она чахнет, потому что нет работы, потому что долго болеет. Смотреть на то, как мама медленно угасает, мне тяжело. Конечно, если бы у меня были возможность и деньги, я снимала бы кино. Не важно, какое, главное, что во всех фильмах играла бы моя мама... Чтобы она работала, чтобы жила...»
Актриса всегда создавала невероятно живые образы - такие, как в комедии «Афоня» (в кадре с Леонидом Куравлевым и Евгением Леоновым). Фото: Кадр из фильма
ОЧЕНЬ ЛИЧНОЕ
О детдомовском детстве Нина Ивановна вспоминать не любила. Она не доверяла сентиментальным шоу-программам, посвященным счастливому обретению родственников, типа «Жди меня». Несколько лет назад в одной из таких передач объявились якобы ее родные (по отцу) сестры - Людмила, Юлиана и Елена Антоненко. С ними Русланова так и не встретилась - по словам сестер, этого не хотела сама Нина Ивановна.
С первым мужем она познакомилась, будучи студенткой, - Геннадий Рудаков учился в МГУ на физмате. Брак, в котором родилась Олеся, продержался 7 лет. Со вторым мужем, звукооператором Рафкатом Габитовым, она жила на два города: она - в Москве, он - в Питере.
Нина Ивановна давно не давала интервью, объясняя это тем, что перенесла два инсульта, а следом - операцию на сердце. Она не снималась, не играла на сцене, лишь изредка появлялась в ток-шоу - «немного подзаработать на лекарства». Когда началась пандемия, Нина Ивановна ушла на строгую самоизоляцию, изредка ее навещали дочь и 12-летний внук Костя.
О причинах смерти актрисы ее дочь пишет эмоционально, достаточно прозрачно намекая на то, что шанс спасти Нину Ивановну все же был: «25 октября мы пришли в Сеченовскую больницу своими ногами, платили за палату более 3,5 тысяч в пересчете на гривны в сутки... На 4-й день у мамы, по словам врачей, упал гемоглобин, ее перевели в реанимацию, влили 2 литра крови, что привело к обширному инфаркту. Затем у нее нашли полип, не дожидаясь гистологии, его удалили. Мама оставалась в реанимации. Я возила лекарства, которых нет в больнице, да и в аптеках сложно найти. Доставала через знакомых. У нее развилась больничная пневмония. КТ не показало ничего, кроме бронхита. Через 5 дней после операции мне сообщили, что у нее ковид. Ее перевезли на простой скорой в 4-ю больницу. Там мы умоляли, чтоб ее положили в реанимацию. Уговорили с трудом. В понедельник ее перевели в отделение. Каждый день ей было плохо, по 2 часа мы не могли найти врачей. Я говорила с мамой, параллельно звонила папе, он звонил главным врачам Сеченовки - только после этого приходили. Мы умоляли вернуть маму в реанимацию. Позавчера маме стало плохо, к 9 утра ее все-таки перевели в реанимацию. В 6 вечера мама умерла...»