21 ноября
Загрузить еще

Фантасты Марина и Сергей ДЯЧЕНКО: Мы пригласим гостей с Сириуса спасать Крым

Фантасты Марина и Сергей ДЯЧЕНКО: Мы пригласим гостей с Сириуса спасать Крым

На днях режиссер Федор Бондарчук собирается приступить к съемкам двухсерийного фильма по повести братьев Стругацких «Обитаемый остров». Бюджет картины впечатляет: на ее производство намерены потратить $25 миллионов. Это самый дорогой проект в истории российского кинематографа. Большинство съемок пройдет в Крыму. Поработать над сценарием фильма Бондарчук пригласил украинских фантастов Сергея и Марину Дяченко.

«Обитаемый остров» - наше любимое произведение

- Марина, Сергей, как получилось, что вы стали сценаристами одного из самых масштабных кинопроектов?
Марина: - К нам обратились продюсеры Александр Роднянский и Сергей Мелькумов. А до этого над сценарием работал писатель Эдуард Володарский, но он человек более реалистического склада ума. Мы подключились и написали свой сценарий. Это было потрясающе интересно. К тому же мы познакомились с Бондарчуком. Он произвел впечатление творческой натуры, способной поднять эту глыбу. Теперь с нетерпением ожидаем, что же в результате получится.
- Насколько сложной оказалась задача?
- «Обитаемый остров» - одно из любимейших наших произведений. Поэтому мы сделали все, чтобы сохранить как можно точнее, полнее дух и сюжет этой книги. Но, разумеется, фильм - это другое искусство, перевод произведения на иной язык. Возможно, по ходу еще что-то доделаем и допишем.
- Это фильм по мотивам или точно по книге?
Сергей: - Для меня любая экранизация – это всегда «по мотивам».
Марина: - Я так не считаю. Мы старались придерживаться книги как можно более точно.

Сага не о Советском Союзе

- Так о чем же картина?
Сергей: - Основа сюжета - история о том, как в прекрасном и светлом будущем юный землянин терпит аварию и попадает в одних шортах на незнакомую планету. А там жуткое тоталитарное общество, которым управляют так называемые «отцы», которых никто и никогда не видел. И орудием порабощения служат ретрансляционные башни, зомбирующие людей. Встает проблема, как поступать молодому парнишке, попавшему в такую переделку.

Когда я работал в институте медицинской генетики заведующим лабораторией, то научился спать с открытыми глазами во время партсобраний, на которых всерьез обсуждали «Малую Землю» Леонида Брежнева как «великую литературу». А до того процветали ленинские и сталинские принципы управления массами, то есть механика одурманивания в Союзе была доведена до совершенства. И похожая метафора имеется в романе Стругацких: башни, «транслирующие» любовь к родине, к «отцам», вызывающие способность отдать жизнь ради правителей. Вот с чем сталкивается наш герой.

Марина: - Я не согласна. В Интернете тоже главный крик - мол, фильм о разоблачении «ужасной советской системы». Да ничего подобного! Фильм о том, как управляют массами вообще, как ими стремятся манипулировать. Хорошо это или плохо? Что думает об этом человек, как он пытается бороться за свою свободу и что у него получается? Это действительно проблема, и она остается в современном мире, даже делается более актуальной, чем при Советском Союзе.

Возможно, Стругацкие уже тогда все предвидели. С развитием СМИ манипуляция сделалась тоньше, точнее, незаметнее. Одно дело, когда тебе что-то внушает политинформатор, но вот специальную «сеть», которая воздействует глобально, никто не замечает. При этом человек с промытыми мозгами ощущает себя умным, активным и с жизненной позицией.
Сергей: - Фильм должен получиться динамичным, зрелищным – очень интересны разработки художников, мастеров по спецэффектам. Да и бюджет у него солидный -$25 миллионов.
- Из которых 10 миллионов пущено на рекламу…
Сергей: - Это обычный голливудский стандарт. На промоушн они тратят едва ли не половину бюджета.
- Где будут проходить съемки?
Сергей: - В основном в Крыму. У полуострова появился прекрасный шанс привлечь иностранных и инопланетных инвесторов. Потому что иначе Крым просто пропадет. Марина: - Да, пригласим гостей с Сириуса спасать Крым…

В юности приходилось разоблачать Джуну


- Сколько времени сочиняли сценарий?
Сергей: - Это заняло у нас около года. Было девять вариантов литературного сценария и еще работа над режиссерским. 
- Ваш кот Дюшес помогал в работе?
Марина: - Дюшес - уже пожилое животное, ему тринадцать лет. Сценарии - это не его. Повести, романы - пожалуйста, а сценарии - только прогонять приходится, потому что лезет на клавиатуру и все портит.
- Как фантасты во что вы верите? Например, в жизнь после жизни верите?
Сергей: - Я бы дорого отдал, чтобы верить. Но, увы…
- А мистикой, спиритизмом никогда не увлекались?
Сергей: - В юности сталкивался.
Марина: - Да?! А почему мне не рассказывал?
Сергей: - Будучи студентом мединститута, увлекался гипнозом, экспериментировал. Могу и сейчас кое-что показать: тут много тайн, но все они в рамках научных объяснений. А как хотелось верить в чудеса: телекинез, телепатия, ясновидение и прочее… Но, к сожалению, потом я сделал горький и неутешительный вывод, что ничего такого «экстрасенсорного» нет. Не раз я был свидетелем «прямого общения с потусторонним миром», когда работал психиатром в Павловской больнице. На самом деле это было свойство или больного ума, или фанатичной веры в такие вещи. Когда трудился в Москве, занимался психогенетикой, входил, в частности,  в комиссию по так называемому изучению «феномена Джуны». И не забуду, как она всерьез доказывала крупнейшим представителям научных институтов, будто владеет тайной вечной молодости, не постареет. Ну, можете на нее сейчас посмотреть.
- Возможно, она просто владеет, но не пользуется?
Марина: - Возможно…
Сергей: - Венец моих достижений - это когда меня в Москве поймала гадалка и хотела поворожить. А я ей сам поворожил! Схватил за руку и начал все ей рассказывать. Она закричала: «Колдун, колдун!» - и убежала.

БЫЛО ДЕЛО

Необычная гадина

Марина: - Совсем недавно у нас была познавательная поездка в Новую Зеландию, где живут мои родные.
Сергей: - Побудительная причина - не только родственники. Новая Зеландия объявила себя территорией Средиземья, сделавшись столицей мировой фантастики. И вот, представляете, мы путешествовали целый месяц по всей Зеландии. В том числе были в самом ее красивом месте – в заливе Милфорд Саунд. Два дня на корабле, ночной круиз… Чудо! Чайки, тюлени, пингвины… Немыслимой красоты фиорды, километровые скалы, уходящие глубоко вниз! Ночью среди скал, пока весь кораблик спал, я увидел дракона. Бедняга, мне стало его искренне жаль. Как он одинок! При свете луны было видно, как сверкают его крылья, металлическая чешуя…

Марина: - …и горят зубы в разинутой пасти.

Сергей: - Вот не надо! Не горели зубы! У него почему-то четыре головы было вместо трех. Утром, когда я начал рассказывать публике про дракона, никто не поверил. Сказали, это из-за того, что я две бутылки сухого вина выпил. Но в Новой Зеландии можно опьянеть и безо всякого вина. Так жаль, что весь теплоходик спал, и никто, кроме меня, дракона не увидел. Теперь я хочу организовать экспедицию и доказать всему миру, что он существует.

Марина: - Представляете, сколько вина придется взять с собой, чтобы дракона заметила вся экспедиция?

- А чем еще вдохновились в Новой Зеландии?

Марина: - Там вдохновляться можно чем угодно. Шел по дороге, поднял камень, сказал: «Какой камень!» - и вдохновился на целый роман.

Сергей: - В Новой Зеландии в воздухе разлито необычайное ощущение счастья, которого в Киеве трудно достичь. Потому что глаз замылен, привыкли уже ко всему.

СПРАВКА «КП»

Марина и Сергей Дяченко поженились в 1993 году. С тех пор пишут в соавторстве, в основном в жанре фантастики. Выпустили (преимущественно в крупнейших издательствах Москвы и Санкт-Петербурга) 100 авторских книг, включая переводы на другие языки, общим тиражом свыше 1 миллиона экземпляров. Лауреаты многих российских и международных литературных премий.