Накануне 90-летия знаменитого мультипликатора Давида Черкасского, автора славных "Приключений капитана Врунгеля", "Острова сокровищ", "Доктора Айболита", мы расспросили его родных и близких, почему он не любил юбилеи, отказывался получать награды, а так же, как в его жизни "уживались" обожаемая супруга Наташа и многочисленные влюбленности, о которых в Киеве ходят легенды.
|
- Давид – это чисто киевский культурный продукт, который сформировал вокруг себя целую группу людей со схожими взглядами, юмором, - рассказывает композитор Владимир Быстряков. - В его жизни было две страсти: женщины и хорошая компания. Это очевидно помогала ему в рабочем процессе. А творил он, как Моцарт, играючи. Все у него выходило легко еще и потому, что он был человеком несистемным. Если, например, на работу над фильмом давался год, то полгода он гулял на всю катушку (а с ним - и вся группа, которая должна была создавать фильм), а за полгода до сдачи собирались, как на войну – брали с собой раскладушки, чайники – и переселялись на студию. Работали денно и нощно.
Когда уже на озвучке артисты валились с ног, у него была своя стимуляция: "Господа, прошу за ширмочку!" А там столик, на котором накрыта легкая "поляна". Артисты выходили порозовевшими, отдохнувшими и набравшимися сил для новых подвигов. Отсюда и качество фильмов, и неповторимые голоса героев.
Но поскольку он был человеком увлекающимся, в его картинах присутствуют ляпы. В "Острове сокровищ" как-то насчитали больше 30. В одном кадре у героя нет левой ноги, во втором – правой. В одном моменте наши пираты кричат: "Нас осталось только семеро!", а в следующем выбегает человек 20. Но знаете, когда идет волна обожания, этого никто не замечает.
С музыкой он расправлялся, как закройщик. На шее у него висели ленты пленки, он, не слушая, мерил взглядом: "Мне эта коротковата. А эта длинновата – немного здесь отрежем". – "Куда отрежем? Это идеальная музыка" - возмущался я. Но он резал и, что удивительно, все ложилось, как нужно. А еще понравится ему песня или нет, зависело от благосклонности девушки, которую он на этот момент "клеил". Если ему отказывали, говорил: "Песня – г…но, пиши другую!" На следующий день, если девушка соглашалась, композиция входила в фильм.
|
С девушками он общался следующим образом: весь пленительный путь между фразами "разрешите познакомиться" и "давайте ляжемте в койку" сокращал буквально до десятка минут. Только познакомившись, мог сказать: "Не стоит ли нам познакомиться организмами?" И процент согласия был достаточно высоким – в молодости, да и позже, он был очень привлекательным, красивым. И вместе с тем, доверчивым, как ребенок! На наши розыгрыши попадал, как верховодка на опарыша. Вот одна история. Давид Янович, любил пройтись матерком, но это не выглядело пошло. Одна из его частых фраз: "А пошло оно нах!" Но бывали моменты, когда такое не скажешь, и он заменил фразу на другую: "А я еду в Харьков". И все это приняли, как сигнал, что он кого-то посылает. И вот мы однажды собрались в Днепропетровск – Давид, Евгений Паперный и я. Оставили его с вещами, а сами побежали и заказали платное объявление по громкоговорителю. И вот стоит он посреди вокзала, а над ним: "Гражданин Черкасский, едущий в Днепропетровск, вы едете в Харьков!" Надо было видеть его выражение лица! Заметался: почему поменяли маршрут? И только увидев нас, сообразил, что разыграли.
- У меня такое ощущение, что он не ушел, находится где-то рядом, - продолжает Владимир Юрьевич. - И смеется, как раньше, вместе с нами. На его поминках мы дурачились так, как не веселились ни на одном концерте Райкина. В жизни серьезным видел его только раз, когда после инсульта лежал в коме. Приехал к нему, с трудом прорвался в палату. Врачи сказали, что все слышит. Я рассказывал, как в Москве зашел в огромный торговый центр и увидел там стенд со всеми персонажами "Острова сокровищ". И привез оттуда Джона Сильвера, чтобы подарить ему…
|
У него остались замечательная супруга Наташа и сын, который пошел по его стопам. С женой они были в интересных отношениях: они друг друга очень уважали и всю жизнь были на "вы". Наташа на него имела огромное влияние. Однажды, когда к нему пришел Женя Паперный, и они начали накрывать на стол, вдруг услышали за собой бульканье. Это Наталья Семеновна выливала их коньяк в унитаз. Спокойно так, без слов.
Когда мне вчера сказали, что грядет его 90-летие, был ошарашен. Кажется, только отметили его 85. Он терпеть не мог дни рождения, а юбилеи – особенно. Был случай, когда на его 80-летие все собрались в Доме кино, а он свалил. Не хотел фанфар, чтобы рассказывали, какой он великий. Последние годы мы собирались у Саши Меламуда (украинский бизнесмен, совладелец ТРЦ Dream Town – прим. ред.) – это его друг и во многом поддержка. Последний его день рождения у меня остался на видео.
- Я поступила на курсы художественной мультипликации, а он там преподавал, - рассказывает жена Черкасского, художник-постановщик Наталья Марченкова. - Так мы встретились. Мне было лет двадцать, а он – уже сформировавшийся режиссер, звезда студии (Наталья Семеновна младше супруга на 17 лет – прим. ред.)
У него все всегда было прекрасно! Просыпался: и все замечательно, несмотря на то, что за окном льет дождь или идет снег. Приходил на студию, работал с радостью. Шел домой – с радостью. Вся жизнь была, как праздник. Откуда такой характер? Во-первых, у Давида были очень хорошие родители, которые так его воспитали. Во-вторых, у него всегда было прекрасное здоровье – никогда не ныл, ни на что не жаловался. Меня не подпускал к плите! С удовольствием хозяйничал на кухне. Делал изумительные котлеты, которые научила готовить мама. Приходили гости, ели эти совершенно потрясающие котлеты, и были вне себя от счастья.
|
- Почему вы обращались друг к другу на "вы"?
- Мы привыкли…
Наталья Семеновна вдруг переводит тему:
- О, опять вертолеты летят, весь день кружат, всех котов мне перепугали (наш разговор проходит во время репетиций парада к Дню независимости – прим. ред.) Как-то я вышла из квартиры и, увидев беременную кошечку, принесла ее домой. Это было моей ошибкой (смеется)! Давид любил наших пятерых котов, все время подбрасывал сырое мяско.
- Мы очень мало знаем о вашем сыне Александре…
Он тоже занимается мультипликацией. У нас есть внук, которому год и 10 месяцев.
|
- Он старше меня почти на 20 лет, но мы всегда были накоротке, - вспоминает артист Евгений Паперный. - На людях, конечно: "Давид Янович, разрешите обратиться". А так он меня звал – Женька, я его – Деви. Мы любили его разыгрывать. И знаете, возможно, поначалу и велся, а потом – я так предполагаю, просто нам подыгрывал.
На похоронах меня вдруг понесло в юмор (наверное, из-за состояния аффекта, я очень непросто эмоционально пережил его уход), и вспомнил историю, которая случилась, когда Давид только переселился в новую квартиру на Троещине. Однажды вечером он позвонил Быстрякову, как раз работали над фильмом "Остров сокровищ", а трубку взял я - пиячили у Володи. "Кто это?" - спрашивает Черкасский. "Женя!" - объясняю. – "Я же Вовке звоню?!" - "А попал ко мне!" – "Не понял, как это?" – "У вас же новый район, видимо, телефон неправильно подключили. Иди от соседа позвони". И положил трубку, все хохочут. Дело было около 12 ночи, но он пошел: "Извините у меня что-то с телефоном". Те: "Да, пожалуйста". Я опять беру трубку. "Как же так? Я Вовке звоню!" - "Но попадаешь ко мне! У вас, наверное, весь дом неправильно подключили. Позвони из автомата". Он идет домой, одевается. Кричит жене: "Наташа, у вас есть две копейки?" И рассказывает историю. А она ему: "Давид, а вам не кажется, что Женя сидит у Вовы?" Он звонит с домашнего: "Слышишь ты, дурила (Давид не умел грубо разговаривать, но было понятно, что возмущен)! Художника легко обидеть!" Это было одна из его любимых фраз: художника легко обидеть…
|
- Есть такое слово "настоящий", - говорит Валерий Чигляев. – Когда-то Зощенко сказал, что дружба – это понятие круглосуточное. Это Давиде. Если беда – приедет в любое время суток, если помочь – поднимал всех. Он очень любил общение и застолья. Но не пьянки! Выпить – не было целью. Всегда были интересные беседы, много остроумного. Поговорить с ним – за счастье. Мы созванивались каждое утро. Он говорил: "Привет, маленький! Как дела?" Я: "Не выпить ли нам по чашке чая?" Он тут же: "Сейчас впрыгну в брюки, и встретимся!"
Когда подходили женщины, всегда вставал. Давид Янович влюблялся, да. Но его жена Наташа – очень мудрая женщина. У них не было воен, она понимала: вот он такой. И максимально предоставила возможность творить жизнь так, как хочет. Он всю жизнь оставался большим ребенком. И если бы не это восторженное восприятие мира, не смог бы делать свои мультфильмы. "Острову сокровищ" - уже 35 лет, а меня узнают на улицах дети: "Дядя-пират, спасибо вам!" А я понимаю, что это не мне, а Давиду Черкасскому.
А еще бы я его назвал человек-джаз, человек-солнце, человек-магнит любой компании. То, что мы встретились, считаю наивысшим подарком. Наверное, я в свое время пошел по какой-то хорошей дороге, где повстречались и Давид Янович, и Владимир Быстряков, и Зиновий Гердт, и Армен Джигарханян. Спасибо вам за то, что вспоминаете о нем. Давид Янович не любил о себе статей, медалей, регалий, но когда ему что нравилось, говорил: "Блес-тя-ще!"
|
|
- Мы знали друг друга, наверное, лет 17, - рассказывает нам Александр Меламуд. – Познакомились, когда делали книгу – я написал стихи, а он с Радной Сахалтуевым (художник-мультипликатор, соавтор Черкасского – прим. ред.) – сделали иллюстрации к ним. С тех пор выпустили шесть книжек.
Мне очень импонировало фантастическое жизнелюбие Давида Яновича. Его дни рождения отмечали у меня последние пять-шесть лет. Собирались его друзья. Лето, природа, выпивали, смеялись – хорошо было… В последний раз тепло посидели, Быстряков играл на пианино.
О том, что Давид попал в клинику, я узнал спустя несколько дней после случившегося. Положили его в районную больницу, о ее состоянии даже не хочу ничего говорить. Реанимация находилась на четвертом или пятом этаже, а лифт не работал. Спуститься для элементарного – необходимых обследований – проблема. Перевели в Александровскую больницу, но не получилось спасти...
|
- Мы познакомились на "Киевнаучфильме" в 60-х годах, - вспоминает Радна Сахалтуев. - Когда я пришел, Додик почему-то работал осветителем. Позже сделали вместе одну картину и подружились на всю жизнь. За все годы ни разу не поссорились, никогда не раздражили друг друга, а это важно. Знаете, есть люди, которые обожают собирать группу и обсуждать сценарий. У нас такого не было. Давид всегда был главным, отвечал за все, а мы ему помогали. От моего дома к нему – 17 минут пешком. Я в последнее время к нему приходил каждую неделю. Однажды мы сидели на скамейке у его подъезда, а жена Наташа вышла на балкончик и сфотографировала нас на телефон. Так трогательно…
Мы с ним никогда не разговаривали об искусстве. Так, чисто бытовые беседы, всякую фигню обсуждали. С ним всегда было интересно, в какой-то степени Давид был человеком совершенным. И прожил хорошую жизнь – никого не обижал, у него не было врагов.
- В свои 87 лет Давид Янович не был похож на пожилого человека, - добавляет дочка Сахалтуева – Ирина. - Он для всех нас был примером – как жить и творить. Его фильмы – с точки зрения анимации – это абсолютная инновация. У него нет никаких призов с фестивалей, терпеть этого не мог. Но в его картинах много всяких придумок, которые потом были растасканы. Он прекрасно разбирался в музыке, блестяще танцевал, был невероятно начитанным. Прекрасно готовил. Посмотрите его Фейсбук: там танцы, рецепты, фигурные женщины – он любил все красивое. И самое главное, был очень легким, светлым.