В этому году группе "Воплі Відоплясова" исполняется 35 лет. Мы пригласили фронтмена коллектива Олега Скрипку в редакцию, чтобы немного поностальгировать и обсудить различные скандальные инфоповоды. К заявлениям музыканта можно относиться по-разному, но он никогда не боялся высказывать свое мнение. А это в нашем пуританском шоу-бизнесе большая редкость.
- Вас часто в интервью просят рассказать, с чего все начиналось – как собралась группа, как снимали первый клип, каким был шоу-бизнес тогда. Вы вообще любите ностальгировать или такие вопросы уже надоели?
- История меня интересует, но не с точки зрения ностальгии. Я делаю выводы о происходящих событиях, мне интересен процесс, что на что влияло и почему вот так сегодня сложилось. Мне это интересно. А еще ностальгировать мне мешает плохая память. Я не помню, что было позавчера, а вспомнить, что было давно, мне сложно.
- В одном из интервью вы сказали, что самые любимые песни – те, которые не очень знают в народе. Анализировали, почему они не выстрелили?
- Анализировал.
- И к какому выводу пришли?
- Что все в жизни случайно и не случайно. Некоторые вещи мы воспринимаем как божью волю, или результат наших усилий, или как судьбу. А очень много чего происходит случайно. Когда мы написали альбом "Музика", мне казалось, что одноименная песня из него будет самой крутой. Но один московский деятель сказал, мол, давайте лучше на "Весну" снимем клип, а на "Музику" потом. Я согласился. Это было спонтанное решение.
Тогда в шоу-бизнесе украинском доминировала Москва. И все, что Москва скажет, так и будет, ничего случайно не происходило. Как ни странно, песня "Весна" была навязана Украине Москвой. Если бы этого не произошло, я бы с вами тут сейчас не разговаривал.
- Что такого есть в "Танцах" и "Весне", что они стали народными хитами?
- Первое, как я уже сказал, момент случайности. Второе: простые, примитивные песни более понятны людям. Чем проще - тем лучше. Песня "Танцы" она даже не простая, а именно примитивная. Это было специальное решение, кубизм в музыке.
В европейской и советской культуре начала XX столетия был такой стиль - дадаизм. Одним из последних его представителей стал Маяковский. Вот "Танцы" - это дадаизм, очень примитивная форма, которая зашла и интеллектуалам, и простым людям.
Но, с другой стороны, в простой форме там была революционная штука - роковый рифф. Это первая хип-хоп композиция на территории Советского Союза.
- А "Весна"?
- У "Весны" тоже простая форма. Я понял гипнотичность народной пенсии, ее трансовость. Люди выходили в поле и вводили себя в состояние транса, чтобы не было тяжело работать, и они сочиняли такие песни. На сегодняшний день современная музыка вся такая. Я это каким-то образом понял еще тогда.
Плюс совпало, что песня "Танцы" вышла, когда разваливался Советский Союз. И это такой шарж на советскую пропаганду. Плакат "Танцы" был нарисован шрифтом, как у газеты "Правда". Это вроде как имело форму советской жизни, но все понимали, что это маразм. Мы, ни с кем не борясь, показали: друзья, мы живем в ситуации маразма, который уже доживает себя. А песня "Весна" - это возрождение.
|
|
- Ожидали, что англоязычный кавер на "Два кольори" вызовет столько непонимания и критики?
- Объясню на примере. В 2020 году "ВВ" выпустили клип на народную песню "Купалочка" с группой "Божичi" и Ниной Матвиенко. Мы 10 лет с ней открывали знаковый для Украины фестиваль "Країна Мрій". Мы сняли дорогой крутой клип, который никто не заметил. Вообще. "Два кольори" для меня была проще, там сути не так много. Это, скажем, классическая эстрада XX столетия. Песню кто только ни перепевал. И тут произошел скандал. И если бы этого скандала не было, песня пылилась бы в черноземе, как и 199 других моих песен. Возможно, когда происходит скандал, происходят и изменения. Как говорят психологи – чтобы измениться, нужно выйти из зоны комфорта.
- Наш слушатель оказался не готов из зоны комфорта выходить, судя по всему.
- Был и есть стандартный взгляд, что украинская классическая эстрада - это "Рiдна мати моя". Но этого не существует уже, мы современные украинцы. Мы живем в новом мире, где есть виртуальная реальность и искусственный интеллект. Мы практически уже не едим свою традиционную еду, но все еще живем в этих паттернах.
Клип на "Два кольори" - это отражение современности. Это английский язык, который мы слышим везде, и это БДСМ, которое мы видим в каждом клипе. Там нет ничего нового. Люди, откройте глаза и поймите, в каком мире мы живем.
Но мы не специально это сделали. Изначально с режиссером Еленой Винярской обговаривали совсем другую картинку с образами матери и вышиванки. Клип стоил очень дорого. Ты заплатил, приходишь и видишь, что образы не те, которые обсуждали. Просто так всех послать и уйти ты не можешь. И ты понимаешь, что тебя, в принципе, подвели. Но талант есть талант, его не пропьешь, и работа талантливая вышла. Но когда я снимался, то понимал, что это будет скандал. Но этот скандал поднял ил со дна, и я ничего плохого в этом не вижу.
Когда мы только начинали музицировать, была оценка – "фирмово" или "совок". Как "Мерседес" и "Лада Калина". Современная эстрада российская или украинская – для меня это "Лада Калина". А старый добрый рок - старенький "Мерседес", он фирменный, он ездит. Моя мечта, чтобы Украина оторвалась от России и стала фирмой. А Россия в своем дремучем постсовке пусть остается.
Ну вот сделал я такую пробу в песне, может, я где-то ошибся, но человек пробует, почему нет. Алена Алена примеряла на себя флаг Украины - и понеслось. Американцы это уже 50 лет делают. Успокойтесь. Может, классно, может, не классно, но давайте проще к этому относиться, не будем дремучими совками. Я вижу, что эти изменения происходят, иногда через скандалы, но мы меняемся, мы становимся более фирменными людьми.
|
- А что нужно делать, чтобы наша фирма не ехала в Россию?
- Вы ошибаетесь, наша фирма не едет в Россию. Едет как раз постсовок. Пусть едет и остается там. Я считаю украинскими только тех артистов, которые украиноязычные. Нужно поставить раз и навсегда точки над "i". Есть украинцы, которые действительно сочувствуют Украине, помогают, они могут быть даже не этническими украинцами, не иметь нашего паспорта. Например, Джон Маккейн. Я считаю, это настоящий украинец, он столько для Украины сделал.
А есть те, что ездят в Россию. Пусть зарабатывают, но для меня они не являются украинцами, они просто резиденты Украины, они не разговаривают на украинском, они не находятся в мировоззрении украинском, они не живут в украинском мире. Они живут в паттернах, в постсовках. Я иногда, может, неправильно говорил на этот счет или не так интерпретировали мои слова, что таких людей нужно изолировать.
- Вы имеете в виду "гетто для русскоязычных"?
- Да. Но, во-первых, я этого не говорил, а во-вторых, это интерпретация. Это была определенная специальная провокация российских служб перед "Евровидением", чтобы все боялись ехать в Украину.
Вот вы говорите, что фирма уезжает в Россию. Фирма украинская не едет туда петь. Эта "Лада Калина", может, и собрана в Украине, но пусть едет туда и там и остается. Музыкальный истеблишмент, к сожалению, пока что не состоит из реальных украинских артистов, а большое количество качественной музыки не доходит до людей.
- Допустим, ваши коллеги, которые работают в Украине, пишут песни на русском…
- Нет у меня таких коллег.
- Как нет? А украинские артисты, которые на русском песни пишут?
- И украинских артистов нет, которые пишут на русском.
- То есть это, по-вашему, не украинские артисты?
- Это резиденты Украины, это не украинские артисты. Это люди, которые живут на этой территории, но они не украинцы. Это чисто моя личная точка зрения. Для меня этот вопрос не является вопросом. Люди тут живут, но они являются частью российского мира.
- Вы были на подкасте у Потапа, он большинство своих песен писал и продолжает писать на русском. Вы его не считаете украинским артистом?
- Вот "999" - прекрасная украинская поп-песня. Я же не диктатор. Та часть Потапа, которая разговаривает на украинском, а он прекрасно владеет языком, и та часть Потапа, которая сделала эту песню и другие украиноязычные, которые он пишет для Насти Каменских, это прекрасная украинская эстрада.
- Вы же не можете с одной половиной Потапа общаться, а с другой нет?
- Почему? Я общаюсь.
- Вы его воспринимаете как украинского артиста?
- В его украинской части – да.
- Если бы у Потапа не было ни одной украинской песни, вы бы к нему пришли на подкаст?
- Может, и пришел бы, но попросил бы разговаривать на украинском. Вообще, я вижу, что люди со мной переходят на украинский язык.
- Это был первый подкаст Потапа, где он говорил на украинском.
- Да? Класс! Мне приятно, что я провоцирую людей на такие штуки.
- Ваше видение какое? Чтобы все артисты, которые хотят себя считать украинскими, переходили полностью на украиноязычный контент?
- Да как хотят, пусть так и делают. Я отвечаю за себя.
- Насколько эта позиция для вас принципиальна? Есть такое, что вот с этим я общаться не буду, потому что он говорит на русском.
- Да нет у меня принципиальной позиции. У меня просто есть видение. Пусть каждый для себя решает - слушать ему артиста или не слушать. Меня тоже многие критикуют. Изначально говорили, что мы оскверняем украинский язык. Меня за "Джокера" критикуют. Вот мы выпустили клип в честь "Пласта" "Ми ростем", песню мой сын спел. Это очень тонкая вещь. А люди с "Пласта" говорят - нет, ты в рекламе "Джокера" снимался.
Жизнь сложная, очень сложная. Тот же Потап, я его знаю давно, общаюсь, он приятный человек. И в шоу-бизнесе много хороших людей, но вот они решили так по каким-то причинам, которые я не знаю, это их решение, они несут ответственность за себя. А говорить, что им делать, – я им что, папа, или я какой-то диктатор, какое я право имею навязывать свое мнение? И у меня нет ответственности за них. Это не мои дети. Они делают как делают. Я могу отвечать только за свои поступки.
|
|
- То есть вы больше на собственном примере показываете, как можно?
- Да. Например, родители детям рассказывают – "будьте вежливыми", а сами хамят. Или – "питайтесь правильно", а сами питаются неправильно. Не надо ничего говорить, просто показывать личный пример. Мой папа мне, допустим, говорил, что мы пойдем на выходных на аттракцион. И ты уже ждешь выходные. А папа поехал по работе или забыл, и у тебя раз - детская травма.
Я стараюсь выполнять обещания, данные детям. И не навязывать им свое мнение. Ну вот дочь моя вечно висит в планшете. Думаю, что она там смотрит какие-то мультики, ютуберов. А потом оказывается, что она там создает собственные мини-фильмы. На планшете снимала себя, братьев, сестер. У нее чувство режиссуры. Мы делаем семейные праздники и представления. Это не просто в дочки-матери они играют, а реальные представления делают с декорациями, париками, костюмами.
- Устим поет, Олеся снимает. Другие дети чем интересуются?
- Зоряна еще маленькая, я пока не могу понять, что у нее может проявиться. У старшего сына Романа есть музыкальный талант, но он себя не видит музыкантом. И я ему не навязываю. У него хороший вкус, он играет на фортепиано, ему нравится классическая музыка. Современную музыку он не любит.
- А кем хочет быть?
- Он увлекается историей. Он с детства знал столицы всех стран и их флаги. Сейчас ему 15, и он может рассказать вам с ходу всю историю Болгарии, или Румынии, или другой страны. Как создавались империи, как рушились, он все это знает. "Может, историком будешь?" - спрашиваю. "Историком не буду, это не перспективная профессия", - говорит. Он не знает. И я не знаю. Но, с другой стороны, я решил стать музыкантом, когда мне было за 20.
- Почему у Устима сценическое имя латиницей и большими буквами? Это дань трендам?
- "Вопли Видоплясова" были одними из первых, кто когда-то написал название альбома латиницей. Потому что мы по Европе ездили. Было понимание, что это фирма и таким образом мы отрываемся от совка. Это тенденции, конечно. Когда-то мы, возможно, будем другими. Но на сегодняшний день, если написать Устим Скрипка, это будет выглядеть как Степан Гига - старомодно. Есть тенденции, есть уже принятые стандарты. Мы делали год назад "Антивірусні Вечорниці". Все пятеро артистов на афише писались латиницей, хотя все украиноязычные.
|
|
КСТАТИ
О скандальной рекламе онлайн-казино
- Вы сами сказали, что вас критикуют из-за рекламы онлайн-казино "Джокер". Зачем вы на нее согласились?
- Если бы я имел работу, я бы не снимался в этом. Потому, друзья-хейтеры, обращайтесь к тем, кто решил забрать работу у артистов. Безусловно, я не в восторге от того, что снялся в этой рекламе, но для меня это не критично. Если ты не имеешь год работы и у тебя нет перспективы, то начинаешь принимать такие решения.
Я признаюсь честно – в казино я никогда не играл и пока не собираюсь играть. Но это решение каждого человека. Я знаю людей, которые любят играть в казино. В принципе, если философствовать, то вся наша жизнь построена таким образом, что ты сам должен брать на себя ответственность. Ты увидел рекламу, но ответственность остается на тебе. И если у людей есть такая агрессия, думаю, скорее всего, эта агрессия из-за того, что они внутри не могут это решение принять. Вот, я думаю, что не нужно артистам петь на русском, но никакой агрессии по отношению к ним у меня нет.
Обновлено: По просьбе Олега Скрипки публикуем дополнительный комментарий к его словам о рекламе онлайн-казино
- Если говорить о рекламе игровой платформы, то я разобрался с этим вопросом перед тем, как подписывать контракт. Это легальный бизнес в Украине и "Джокер" лицензированное онлайн-казино. Компания выплачивает реальные деньги игрокам. Эти ребята как раз берут на себя ответственность, они решительно блокируют игроков, если те начинают много проигрывать или какая-то подозрительная активность идет от игрока, - заявил артист.
*Интервью переведено с украинского на русский
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ