В этом году триумфатором "Оскара" стала картина режиссера Хлои Чжао "Земля кочевников". Она получила сразу три статуэтки - за лучший фильм, режиссуру и лучшую женскую роль.
Главная героиня Ферн, которую сыграла Фрэнсис Макдорманд, потеряв мужа, продает часть своего имущества, покупает фургон и в свои 60 отправляется колесить по стране вместе с другими современными кочевниками, у каждого из которых - своя жизненная история.
Победу "Земли кочевников" мы обсудили с кинокритиком Андреем Алферовым.
|
- Андрей, в прошлом году мы с вами обсуждали победу "Паразитов". В этом году победила "Земля кочевников", социальная драма. Обе картины не простые, и чтобы такое кино смотреть, мне кажется, нужно еще эмоционально настроиться. О чем это говорит?
- Смотрите, а просто взять высоту в 6,5 метров? Вот Сергей Бубка взяло и стал чемпионом мира. Киноакадемия оценивает не кино, которое просто смотреть. В списке номинантов, кстати, было кино, которое просто смотреть, но которое как кино не существует. Есть повестка, есть некая дидактичность, но нет киноязыка, нет ничего особенного. Зрителю уже напрямую без образов говорится: так делать не хорошо, ай-яй-яй. Поэтому, конечно, оценивают мастерство, оценивают сложность, а не какую-то простоту и удобство. Потому что если кино начнет обслуживать ленивого зрителя, который не знает истории, не любит всматриваться, в четверть глаза смотрит в экране, то планка опустится.
Это кино является витриной сегодняшней жизни, в частном смысле - американской, в широком смысле - сегодняшней жизни вообще. О роли в этой сегодняшней жизни маленького человека, который вместе с тем является и большим человеком, потому что он сохраняет в себе человечность. То есть перед нами - не потребитель, не какой-нибудь рвач, который пытается любым способом заработать, перед нами - человек, который хочет остаться человеком в определенном смысле в обесчеловеченной жизни. И поскольку это кино отражает жизнь, оно рефлексирует жизнь, в которой мы живем, естественно, эта картина обратила на себя внимание киноакадемиков, и они за нее проголосовали. Это я сейчас отвечаю на вопрос о чем кино. А тут же еще есть и вопрос как. Для кино очень важно - как это сделано.
Это виртуозно поставленная картина молодым китайским режиссером Хлоей Чжао, ей 39 лет, это ее третья картина. То, как она женит в кадре две фактуры – игровую и не игровую. Ведь в фильме всего несколько профессиональных артистов, включая Фрэнсис Макдорманд. Все остальные - это реальные американские кочевники, которые живут в трейлерах и путешествуют по стране. У них нет домов, и непонятно какое у них будущее – но вот они так живут. И то, как она соединяет социальное, бытовое и метафизическое, эти закаты, рассветы, эта образность в огромной, очень разной стране, - это требует огромных усилий. Ведь если человек не умеет соединять, у него будет получаться тот же эффект, что у попытки соединить масло и воду - будет происходить отторжение. А здесь все органично, ты во все это погружаешься, и это дико красиво.
Кроме того, это кино еще и коренное американское - оно не рвет со старой жизнью, но отвечает американской культуре, первые поселенцы которой точно так же бороздили эту страну. Потом ее мифологизировали в середине прошлого века многочисленные хиппи, битники и беспечные ездоки, точно так же ездившие по этим дорогам в поисках новой Америки. И вот, пожалуйста, новые времена, в которых многое поменялось, но что-то осталось прежним, в частности, вот такая кочевая жизнь.
Так что у этого фильма большое количество достоинств. Да, безусловно, это малобюджетная драма, но "Оскар" никогда не ориентировался на большие блокбастеры, их мало когда награждали. "Оскар" не занимается развлекательным кино, его интересует как это кино отражает жизнь вокруг.
- Такие социальные драмы набирают популярности в мире?
- Они пользуются спросом столько, сколько этот жанр существует. Блокбастеры, развлекательная крупное кино, появилось в 70-е годы. Если быть точным – в 1975 году. Главным зачинателем этого магистрального направления считается фильм "Челюсти", после которых вышли "Звездные войны". До этого это были либо военные, либо социальные драмы, либо исторические. Например, "Гладиатор". Поэтому чего удивляться социальной драме?!
- Хлоя Чжао стала второй женщиной в истории, получившей режиссерский "Оскар". Это потому что женщин мало в этой профессии или новые тенденции?
- Может быть, женщин действительно меньше, чем мужчин. Но тут же оценивали не потому, что она женщина. Тут оценивали потому, что это большое художественное произведение. Вот и все.
Это не политическое решение. Перед нами большой художник. Половая принадлежность этого художника не имеет ровным счетом никакого значения. Ну да, она второй женщина-режиссер, которая получила "Оскар в этой номинации после Кэтрин Бигелоу. Но потому, что это блестяще поставленный фильм. Во всех смыслах. Никто никому никаких поблажек не делал – это очевидно. И хорошо - потому что достойный соперник всем другим художникам.
- Что бы вы порекомендовали к просмотру из оскаровских фильмов?
- "Землю кочевников" как раз и можно посмотреть, кто не смотрел. Много всего есть. "Оскар" вообще в этом году – это такая красивая панорама современной жизни, даже когда в кадре 20-е годы, 60-е или 40-е.
|
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ