21 апреля у BrainStorm - особенный день. Во-первых, коллектив представит новую песню Feels на специальной
- Ренарс, презентация Feels будет необычной. Что приготовили?
- Действительно, вынужден признать, что такой презентации у нас еще не было. Мы специально создали landing-page - то есть страничку, где уже сейчас можно зайти и узнать больше информации про презентацию, услышать фрагмент песни и увидеть фрагмент видеоклипа, задать нам вопросы, посмотреть наш новый мерч, почитать наши новости. А сама презентация состоится в прямом эфире 21 апреля в 16.00. Тогда мы полностью представим песню, покажем клип, ответим на заданные вопросы. Мы готовимся, и это в нынешнее время особенно приятно. Понемножечку колесо начинается крутиться.
- Такая презентация - чтобы быть ближе со своими фанатами в это карантинное время?
- Да, нам очень важно быть вместе с нашими фанами, отпраздновать выход нашей новой песни. Параллельно мы сейчас очень много репетируем, готовимся записать видеоальбом. Песня Feels - первый сингл из этого видеоальбома. Так что впереди нам предстоит интересная и большая работа - отрепетировать и красиво снять, чтобы в октябре представить новый альбом BrainStorm.
- Это будет что-то вроде видеоконцерта?
- Не совсем. Больше наподобие мюзикла. Мы строим декорации, у нас задействованы танцоры - мы ставим хореографические номера, поем вживую. Такого у BrainStorm еще не было.
- Сейчас такие концерты называют концертами будущего. Будете продавать на него билеты?
- Да, такая у нас задумка. Мы очень красиво и качественно это делаем. Это презентация нового альбома, новой программы, но уже чуточку в другой манере.
- Как думаете, люди будут покупать билеты на такие концерты, ведь все же это другое, нежели по-настоящему живой концерт?
- Конечно, это по-другому. Живые концерты не отменяются. Потихонечку, как мы говорим, свет в конце тоннеля появляется, концертная деятельность понемножку возрождается. Но, однозначно, все больше и больше контент концентрируется вокруг экрана. Мы в соцсетях сидим, молодежь вообще там живет, и нам очень важно быть в общей карусели, чтобы наша работа была актуальной и интересной. Нам и самим действительно интересно приоткрывать дверцу, к которой до этих пор относились с осторожностью. Соцсети - это целый мир, и с ним надо считаться.
- Клип у вас анимационный - почему анимация?
- Да, мы делали его в стиле манга, это японские комиксы. Когда показывал видео некоторым друзьям, они думали, что мы сделали саундтрек для какого-то японского мультика. Сделан он потрясающе, над ним работала большая команда более полугода. Этим занимался наш барабанщик Каспарс - он главный визуалист в BrainStorm. Нам кажется, песня в комплекте с видео смотрится шикарно.
- Кстати, аниме сейчас очень популярны среди молодого поколения. Так вы стараетесь быть в тренде? Многие ведь консервируются в своем прошлом.
- Да, это очень хороший вопрос. Если стоять на месте - это ни к чему хорошему не приводит. Мы чувствуем, что в нас есть драйв, немножко амбиций, мы хотим быть актуальными. Не хочется, чтобы при упоминании BrainStorm в голове всплывала лишь Maybe, которая была написана лет 20 назад, или "Ветер". Это хорошо, но хочется быть игроками сегодняшнего рынка поп-музыки, и для нас самих это отличный челлендж, вызов. Вообще, когда ты делаешь что-то новое, сразу чувствуешь энергию в себе, поешь новые песни в современной аранжировке, и тебя прямо прет от этого. Важно не сидеть на старых лаврах, а идти вперед. Конечно, ты никогда не знаешь, как дальше будет, что там будет, как твои песни примет слушатель, но артисту очень важно чувствовать драйв происходящего. Тогда он может и других завести. Мы так хотим, во всяком случае.
- Анимация очень дорого стоит, не так ли?
- Мне кажется, это один из самых дорогих клипов, которые были у BrainStorm. Учитывая, что Каспарс очень часто наш и сценарист, и режиссер, этот клип стоит свыше 50 тысяч евро.
|
- В этот карантинный год, уже даже больше года, чем занимались помимо музыки? У некоторых наконец-то появилось время сделать то, до чего не доходили руки многие годы.
- Очень разные были эмоции. Сначала, думаю, как и многие, говорил: "Вау, наконец-то перерыв неожиданный". До этого мы часто подумывали с ребятами: "А, может, сделать чуточку подольше паузу". А то эта карусель - и ты в ней крутишься, крутишься, крутишься… И тут - хочу паузу - и вот она! Но когда эта пауза затягивается на месяц-второй, начинаешь задумываться: а что дальше? Очень многие артисты много времени проводили в соцетях - были на связи со своими слушателями, фанатами. Мы тоже активно занялись осваивать соцсети. И это было здорово. Это новый мир, ведь до этого мы сравнительно спокойно относились к активностям в соцсетях.
Погрузились в домашнюю жизнь - у всех нас есть семьи. Я, например, много времени проводил со своим младшим сыном Ааронсом, он учится в третьем классе. И поскольку всех перевели на дистанционное обучение, мне приходилось больше участвовать в этом процессе. То есть я тоже много учился в 3-м классе (смеется). Что-то вспомнил, что-то, может, не удалось, но я старался.
Занимался спортом. Купил боксерскую грушу. Ведь, как говорят, в здоровом теле живет здоровый дух. А это тоже важно - не потерять дух в эти времена.
Потом началась работа над новыми песнями. Мы очень много работали удаленно, каждый у себя что-то записывал, посылали треки нашему шведскому продюсеру и так потихонечку написали новый альбом. Песни готовы, в октябре хотим презентовать.
- Правда, что кто-то из ваших парней даже скворечники на карантине делал?
- Да, наш клавишник Марис Михельсонс. Он живет в 160 км от Риги, у него домик в очень красивом месте, он очень любит что-то мастерить своими руками - и в огороде покопаться, и скворечники построить.
Именно физическая работа сильно помогала в это время - она позволяла проветрить мозги. Мы тоже во дворе с соседями сделали дорогу. Каждое утро рыли, мешали бетон.
- Дорогу?
- Да, у нас двор - на несколько семей, и у нас не было хорошей дороги. Поэтому во время пандемии мы вышли строить дорогу - трудились больше недели. Завтракали - и шли на работу во дворе.
- Во как! Звезда запросто идет строить дорогу.
- Да что вы! Мы же простые ребята.
- Мне о вас рассказывали, что вы очень простой человек. И мы вот общаемся - мне кажется, мы знакомы сто лет. Так всегда было? Не было звездной болезни совсем?
- Мне кажется, в этой простоте как раз и есть радость жизни. Когда ты начинаешь какие-то маски надевать - это уже не то. Конечно, музыкант - чуточку актер, сцена сразу какие-то свои правила выдает. Но вне сцены действительно хочется быть еще легче, еще проще.
Что касается того, была ли у нас звездная болезнь, - кто же его знает! Может быть, чуточку и проболели - трудно самому сказать (смеется). Может, были какие-то ситуации. Дело в том, что к BrainStorm популярность пришла очень медленно. Мы начинали петь в школе, потом нас начали узнавать в родном городе - вот так потихонечку, потихонечку шли к своей цели. Первые 10 лет вообще играли в полупустых залах, сами таскали аппаратуру, сами были диджеями, иногда даже доплачивали за концерты, потому что люди не приходили. То есть мы прожили весь полный путь - от школьной рок-группы до группы, на которую уже приходят чуть больше людей, чем раньше (улыбается).
|
- Многие наши звезды жалуются, что им не на что жить, нет работы, нет поддержки от государства. У вас в Латвии как власти эту проблему решают?
- В целом ситуация не из самых приятных для артистов во всем мире. Наше государство выделяет много дотаций - и предпринимателям из культурной среды, и артистам. Это очень здорово и помогает прожить и платить счета. В Латвии есть очень много программ, на которые можно претендовать.
Но нас спасла старая мудрость - всегда надо что-то отложить на черный день, как говорят. Мы сами друг на друга смотрели и думали: "Как хорошо, что мы всегда от всех концертов откладывали на черный день". Мы же никогда не делили все, что получали, просто поровну на всех. Всегда 40% от концерта откладывали в наш офис. Как мы смеемся - у нас есть такая "свинка", в которую мы всегда откладывали 40% после концерта (смеется). И иметь такую "свинку" в это время - это очень здорово. Мы иногда думали: "Все хорошо, может, не стоит нам так много откладывать". Но этот год доказал, что быть такими острожными на будущее - это очень хорошая практика.
- Вам и семье приходилось экономить в это время или хватало продержаться на семейной "свинке"?
- В принципе да, на "свинке" (смеется). Каждый из нас что-то накопил. Мы же люди еще того поколения, которое не привыкло все тратить, а откладывает и на потом, чтобы был запасной буфер. И сейчас этот буфер нам очень помогает.
- Как вообще Латвия карантины и локдауны переживает? Идете на поправку?
- Кажется, идем. Цифры заболеваемости еще большие, но сейчас люди очень много и активно вакцинируются. Центр вакцинации уже открыли для всех желающих, раньше вакцинировали только приоритетные группы. Теперь любой может записаться в очередь и вакцинироваться. И желающих очень много. Это дает надежду, что все быстрее станет на нормальные рельсы. Весь мир этого ждет.
- Да, хочется уже на концерты. Кстати, многие артисты отказываются петь на своих концертах старые хиты, мол, сколько можно, мы же создали новые песни. Но фанаты требуют полюбившиеся композиции, без этого никак, это какая-то необходимая энергия. Вы поете на своих концертах, например, Maybe, Colder, "Ветер"…?
- Мы поем старые добрые хиты, причем делаем это с большим удовольствием. Понимаем, что это важно. Мы и сами, когда приходим на концерты других групп, хотим именно ту или ту песню, потому что очень хорошо ее знаем. Хиты всегда работают. Когда, например, начинаешь играть Maybe, "Выходные" или "Ветер", уже по реакции зала сразу чувствуешь, как люди хотели их услышать. И ты сам очень рад, что можешь спеть эти песни, порадовать слушателей. У нас нет такой проблемы, что не играем старое. Обязательно играем. Как мы говорим, есть большая пятерка BrainStorm, которая звучит на каждом концерте. Это -Maybe, "Ветер", "Выходные", "Скользкие улицы", которую мы спели с БИ-2, и "На заре" с Гришковцом.
- А Colder? Я ее обожаю!
- Давайте тогда включим большую шестерку BrainStorm (смеется).
- Эти же песни, я так понимаю, и самые близкие вашему сердцу?
- Они близкие. Когда ты их играешь, чувствуешь, что это большие песни. В них какой-то дух классики присутствует. Надеюсь, это не звучит высокомерно, но есть в них какой-то код, который помогает им быть вне времени. Эти песни ты можешь петь хоть на стадионе, хоть на гитаре в кругу друзей. Что-то получилось в этих песнях больше, чем в других.
- А часто друзья на каких-то застольях просят: "Ренарс, спой, сыграй"? Музыкантов это часто напрягает, им самим хочется отдохнуть, а к ним - сыграй!
- Мы открыты и с радостью сыграем. Интересный момент - именно потому, что меня часто просят что-то спеть в кругу друзей, я специально научился играть на гитаре. Раньше говорил: "Я бы спел, но кто подыграет?" Поэтому лет 10 назад стал учиться игре на гитаре, ходил к преподавателю полтора года, и это здорово! Думал: "Мне - 35, до 40 лет надо нормально научиться играть на гитаре" (смеется). Так и произошло. И это большая радость - сыграть на гитаре любую песню BrainStorm или - Боба Марли, Стинга, U2.
- Если еще поностальгировать… Вы рассказывали, что наиболее значимым шоу для BrainStorm стало выступление в поддержку альбома на разогреве Rolling Stones в Праге. Что еще было таким суперзначимым для группы за ваши 30 лет творчества?
- Думаю, это момент, когда сбывается твоя мечта. Ведь ты даже никогда не мог об этом мечтать. Когда мне было 14 лет, мы с Каспарсом летом подрабатывали, копили денюжку. На большом полигоне рубили кусты в ямах. А у Каспарса был плеер. Ему привезли из Швеции - в то время это было что-то нереальное. И я говорю ему: "Дай послушать, что это такое". А там играет Depeche Mode, альбом Music for the Masses. В тот момент что-то со мной произошло, я до этого никогда не слышал такие звуки, аккорды, это реально поменяло мое видение на музыку. И как же я мог себе представить, стоя в той канаве с кустами, что мы будем выступать на разогреве на трех концертах Depeche Mode, что мы познакомимся, поговорим.
С Майклом Стайпом, нам очень нравилась группа R.E.M., и нравится до сих пор, мы 10 концертов проехали вместе по Европе. Даже пели вместе. У R.E.M. есть песня Man on the moon, и мы пели эту песню вместе с Майклом. Помню, в конце Стайп меня обнимает, смотрит на меня и говорит: "A bow, то есть - поклон". Это какая-то магия. Ты стоишь рядом с человеком, которого ты видел в детстве в телевизоре, он - легенда, ты - его фанат, а он говорит тебе - поклон.
Или Раймонд Паулс, например. Два года назад у BrainStormбыл очень большой концерт в Риге, 60 тысяч зрителей, и мы в качестве сюрприза сделали пару песен с Раймондом Паулсом. И когда мы объявили маэстро, зал просто взорвался. Мы никогда даже представить себе не могли, что сыграем вместе с Паулсом. В такие моменты ты просто говоришь - вау, вау, вау.
- А как это было? Вы пригласили, и он согласился?
- Да. Я ездил к нему в гости. То есть сначала мы говорили с его менеджером, что это было бы здорово. Причем, что интересно, сам маэстро высказал желание сыграть с BrainStorm. Был другой концерт, другая ситуация, мы оказались вместе на сцене, и мне маэстро говорит: "Стоп-стоп, Ренарс, это скажешь позже, ты скажи лучше, когда мы вместе сыграем с BrainStorm?"Я такой: "Вау, маэстро! Давайте, 18 августа, у нас концерт, жмем руку, мы с пребольшим удовольствием". На что он нам: "Стоп-стоп, давайте сперва вопрос про гонорар решим, тогда будем руку жать". Он - молодец, у него отличное чувство юмора.
- У вас есть разные коллаборации с артистами. Из украинских музыкантов кто вам интересен? С кем бы, может, хотели спеть?
- Когда-то мы пели вместе со Святославом Вакарчуком в одном телешоу. Пели песню "Постой, паровоз". Вакарчук пел на украинском, мы - на латышском, группа "Конец фильма" - на русском. Было очень здорово.
Есть у вас прекрасная этногруппа "ДахаБраха". У них очень сильная энергия. Было бы очень здорово и интересно сыграть вместе с ними.
- Вы вместе больше 30 лет. В чем ваш секрет успеха? Группы нередко распадаются, это же непросто - удержаться вместе, не пустить в ход амбиции и так далее.
- Это то же самое, что спросить у пары, которая живет 30 лет вместе: а как? Думаю, мы можем найти и подходящие слова, это и уважение, и прислушивание друг к другу, и правильная химия. Но, мне кажется, нам помогают какие-то высшие силы. Очень часто бывали моменты, когда казалось: "Мы были долго, было здорово, кажется, все уже сказали, все было…". Или происходит какая-то ссора, и все сразу: "Нет-нет, давайте сделаем паузу". Приходит утро, ты подумал, ребята подумали, все созвонились, встретились в офисе, переговорили, а тут - новая идея для песни, давайте попробуем… Всегда как-то все выруливает, и опять мы вместе, опять играем на сцене.
Наверное, мы все делаем правильно, в правильном месте, делаем правильное дело с правильными людьми. И когда так, нет ни одной причины, чтобы не продолжать. Первые 30 позади (смеется). Кстати, уже пошел 32-й, а в мае выходит книга Алины Катран-Шиллинг про BrainStorm "Ты не один" - она будет на русском и латышском. В течение многих лет многие хотели писать про нас, но все не получалось. А теперь вот книга получилась.
- Это ваши воспоминания?
- Да, мы же все очень разные люди, поэтому рассказываем, как воспринимаем разные ситуации, как смотрим на мир. Скажу честно, сам еще не прочитал. Мне надо прочитать, надо будет снять анонс, а я не знаю, что в книге. Знаю, что сам наговорил, но не читал, что ребята наговорили. Уже интересно.
- Вы с ребятами насколько близкие друг другу люди? Ходите в гости семьями?
- Сейчас мы уже чуточку уединились - каждый со своей семьей. Мы так много времени проводим вместе, у нас в среднем где-то 100 перелетов в год. Поэтому, когда приезжаешь домой, хочется побыть с семьей, навестить друзей, родных. Раньше встречались чаще, надо признать. Но есть родное мне мероприятие - "Бал курочек", как мы его называем, и мы стараемся проводить его если не раз в год, то раз в пару лет. Это такое мероприятие, где встречаемся мы, наши родители, семьи, дети - и нас достаточно много, около 50 человек. А "Бал курочек" мы назвали потому, что мой папа, Изидор, очень вкусно коптит курочек. Давным-давно мы начали эту традицию - приезжаем к моему папе, он коптит курочек, и мы сидим, смотрим друг на друга, как дети выросли, обсуждаем, как жизнь.
|
- Как вы для себя переводите название BrainStorm? Его же можно по-разному перевести - и мозговой штурм, и душевное потрясение, и блестящая идея.
- В принципе все, что вы упомянули, в названии присутствует. Когда-то на наш второй концерт приехала тетя Каспарса. И мы ее спрашиваем: "Как вам, понравилось?" На что она говорит: "Нууу, это какой-то у вас брейншторм происходит. Это такое выражение, когда вместе сходится несколько людей, они о чем-то рассуждают, у каждого есть свое мнение, но, в конце концов, они приходят к одному". И мы подумали: "Да, это про нас! Мы разные, у нас свои идеи, но как-то мы сходимся". Так и назвались Brainstorm. А в Латвии мы - Prata Vetra.
- Я, кстати, сейчас не вспомню еще группу, которая бы имела и международное, и национальное название.
- Так у нас интересно случилось. Prata Vetra мы были с самого начала, а BrainStorm, наверное, громче всего прозвучал на "Евровидении". В принципе, тогда нас и начали узнавать, как BrainStorm. На родине нас знают и как BrainStorm, и как Prata Vetra. За рубежом нас больше знают как BrainStorm. Но наши активные фанаты знают оба наши названия.
Когда-то мы хотели перейти только на Prata Vetra. Но у меня была уникальная возможность встретить Боно из U2. Мы переговорили, и я рассказал ему про идею, что нужно и в мире менять название на Prata Vetra. Он слушает и говорит: "Представь себе стадион Мехико, ты выходишь и говоришь: Hey, we are BrainStorm! Чувствуешь, как это звучит! А Prata Vetra это слишком скучно". Вот так мы прислушались к совету Боно и осталисьBrainStorm.
- Еще раз не хотели бы поехать на "Евровидение"? Или хватило и раза?
- В принципе, раза хватило. Было хорошо, здорово, забавно. Нам самим было весело. Это были еще те времена, когда все происходило проще, не было полуфиналов, была одна передача - выступили, получили место, спасибо.
Пока нет у нас такой идеи. Но! С другой стороны, мы никогда не говорим "никогда". Могут же быть разные ситуации. Может, сейчас "ДахаБраха" скажет: а давайте совместно поедем на "Евровидение" (улыбается)!
- В Украине вас можно ждать? Понятно, с локдаунами сложно что-либо спрогнозировать. Но хотели бы к нам с концертом?
- Очень бы хотелось приехать с новым альбомом, и не забываем про большую шестерку! (смеется). Очень надеюсь, может быть, осенью. Хочется, чтобы уже было поспокойнее и мы могли ездить с концертами.
Мне очень нравится Украина. Очень любим Киев, у вас же скоро каштаны зацветут. Нам часто приходилось бывать именно в это время. Это очень красиво. Так что ждем возможностей, чтобы к вам с новыми песнями и большой шестеркой.
СПРАВКА
BrainStorm (латышское название Prāta Vētra) - латвийская рок-группа, основанная в 1989 году в Елгаве. В нее вошли пятеро товарищей по школе - Ренарс Кауперс (вокал), Янис Юбалтс (гитара), Гундар Маушевиц (бас), Каспарс Рога (барабаны) и Марис Михельсонс (аккордеон, клавишные).
Альбом "Viss ir tieši tā kā tu vēlies"" ("Все точно так, как ты желаешь") 1997 года стал одним из первых "золотых" дисков Латвии и сделал BrainStorm самой популярной группой в стране.
В мае 2000 года группа выступила на 45-м конкуре песни "Евровидение" в Швеции с песней My star и заняла третье место. Песня стала самой популярной на конкурсе, хоть и не получила первый приз.
В 2001 году был выпущен альбом "Kaķēns, kurš atteicās no jūrasskolas" (в английской версии - Online). Песня Maybe из этого альбома получила международную известность и до сих пор считается главным хитом группы.
В 2004 году в автокатастрофе погиб один из основателей группы - бас-гитарист Гундар Маушевиц. После гибели Гундара басист Ингарс Вилюмс заменяет его в записи песен и на концертах группы. Он помогает BrainStorm уже много лет, но не считается участником группы. Коллективным решением группы было продолжать существование в виде квартета, закрепив за погибшим басистом место посмертно.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ