«Три мясника на кровавой фанерке…» Кто не помнит эти (или любые другие) искрящиеся черным юмором детские стишки? Жанр черной комедии занимается тем же самым, с предельной непочтительностью насмехаясь над вещами, над которыми вроде как будто не принято смеяться, - смертью, войной, концлагерями, изнасилованиями… Звучит, конечно, похабно и предосудительно. Но, как известно, посмеяться над проблемой - значит символически «снять» ее. Хотя бы на время. Сегодня мы представляем вам нашу мини-антологию черного киноюмора.
«Леди исчезает» (1938)
Режиссер - Альфред Хичкок
В ролях: Маргарет Локвуд, Майкл Рэдгрейв
Великий Хич ввел моду на убийства и похищения назойливых старушенций в шляпках на слегка сдвинутых крышах. Лично я обожаю такие сюжеты. «А я кроликов, но стараюсь себя сдерживать», - невозмутимо парирует одна из героинь. За экстравагантным сюжетом, эксцентричными персонажами и экстремальными по остроумию диалогами сквозит холодок предощущения войны.
«Быть или не быть» (1942)
Режиссер - Эрнст Любич
В ролях: Кэрол Ломбард, Джек Бенни
Пара польских актеров неожиданно для себя оказывается вовлеченной в движение Сопротивления и вынуждена бороться с фашистами. Методы? Какие могут быть методы у комедиантов? Великий комедиограф Любич умудрился во время самой ужасной войны в истории человечества сделать один из самых веселых фильмов в истории кино. В 1983 году по мотивам этой картины был снят менее смешной ремейк с участием Мела Брукса и Энн Бэнкрофт.
«Мышьяк и старое кружево» (1944)
Режиссер - Фрэнк Капра
В ролях: Кэри Грант, Джозефин Налл, Питер Лорре
Легкомысленный театральный критик (Грант) узнает о невинных развлечениях своих тетушек: старые девы заманивают в свой дом респектабельных джентльменов и угощают их вином с щепоткой мышьяка. Одна из лучших черных комедий всех времен и народов, картина была поставлена в 1941 году, но выпущена значительно позднее, когда черный юмор стал более уместен.
«Сансет Бульвар» (1950)
Режиссер - Билли Уайлдер
В ролях: Уильям Холден, Глория Свенсон
Мрачное остроумие Уайлдера, его безыллюзорный взгляд на преходящесть мирской славы нашли себе блистательный выход в истории о стареющей кинозвезде, которая, как паучиха, завлекает в свои сети мужчин в поисках давно покинувшего ее вдохновения. Уайлдер был и одним из основоположников жанра черного фильма и - редчайший случай! - великим мастером комедии. В, пожалуй, главном своем шедевре он бесподобно смешал черное и белое.
«Доктор Стрэнджлав…» (1964)
Режиссер - Стэнли Кубрик
В ролях: Питер Селлерс, Джордж С. Скотт, Стерлинг Хайден
Классическая черная комедия Стэнли Кубрика «Доктор Стренджлав, или Как я успокоился и полюбил атомную бомбу» поставлена по роману Питера Джорджа «Красная угроза», а название ее отсылает к трудам Дейла Карнеги, учившего расслабляться в ситуациях, к тому вовсе не располагающих. Английский комик Селлерс играет три роли, в том числе президента США, которому нелегко приходится в ситуации советской военной угрозы.
«Бал вампиров» (1967)
Режиссер - Роман Поланский
В ролях: Роман Поланский, Шэрон Тейт
Уморительная вампирская комедия с первым в истории жанра кровососом-иудеем - непобедимым, поскольку крест на него не действует.
«Четвертый мужчина» (1979)
Режиссер - Пол Верховен
В ролях: Йорен Краббе, Рене Саутендейк, Том Хофман
В этой картине, сделанной Верховеном перед отъездом в Голливуд, действовует лихая парочка, явно пригодившаяся режиссеру в его последующих заокеанских опусах. Интеллектуал-писатель, подворовывающий в секс-шопе порножурналы и онанирующий в процессе подглядывания в замочную скважину (не меньшей извращенностью в «Основном инстинкте» страдала уже героиня Шэрон Стоун - тоже писательница и лесбиянка). И бабенка, одного за другим похоронившая троих своих любовников и находящаяся в хорошем ожидании четвертого.
«Нечто дикое» (1986)
Режиссер - Джонатан Демми
В ролях: Мелани Гриффит, Джефф Дэниэлз, Рэй Льотта
В комедии будущего создателя «Молчания ягнят» размеренная и устаканенная жизнь героя-яппи смывается в унитаз после встречи со знойно-порочной и необузданной самкой Лулу в черном парике, с хлыстом и - само собой - в черных ботфортах. А кому, впрочем, нужна такая скучная жизнь?
«Свяжи меня» (1989)
Режиссер - Педро Альмодовар
В ролях: Антонио Бандерас, Виктория Абриль
Выпущенный из дурдома романтик (Бандерас) влюбляется в вертихвостку-актрису. Он полагает, что случайный секс между ними - повод для заключения брака. Актриса с этим не вполне согласна. Что остается делать последнему пылко влюбленному, как не связать сопротивляющуюся блудницу?
«Семейка Аддамс» (1991)
Режиссер - Барри Зонненфельд
В ролях: Анжелика Хьюстон, Рауль Хулия, Кристофер Ллойд
Мортишия, Венсди и дядюшка Фестер, вернувшийся к родственникам из Бермудского треугольника, а также их верный друг - энергично скачущая по полу отрубленная рука... Сначала членов этой адской семейки придумал художник Чарлз Аддамс, подаривший им свое гордое имя. Потом в середине 60-х о них сняли телесериал. А потом пришло время и двух кинофильмов, заслуженно ставших культовыми.
«Криминальное чтиво» (1994)
Режиссер - Квентин Тарантино
В ролях: Джон Траволта, Брюс Уиллис, Ума Турман
Комический гангстерский эпос Тарантино популярен у нас не менее гайдаевской «Бриллиантовой руки». Танцем Траволты и Турман, его уколом ей в сердце, 5-минутными размышлениями о массаже ступней, а также сценой освобождения изнасилованного Марселлуса Уоллеса можно упиваться бесконечно. Как и блистательными, на уровне Любича и Уайлдера, диалогами Тарантино.
«Умереть за…» (1995)
Режиссер - Гас Ван Сэнт
В ролях: Николь Кидман, Мэтт Диллон
Домохозяйка-маньячка в облике Кидман не то чтобы сама готова умереть за карьеру на ТВ, но вполне может ради этого свести в могилу других. Мастерская комедия Ван Сэнта, издевающаяся над обществом, бьющимся в медийной горячке.
«Фарго» (1996)
Режиссеры - братья Коэны
В ролях: Фрэнсис Макдорманд, Стив Бушеми
Не блещущий криминальным талантом Уильям Эйч Мейси нанимает «знающих» людей, чтобы выкрасть жену ради выкупа. Те оказываются придурковатыми лузерами, и вот уже дело о пропавшей домохозяйке с блеском ведет сильно беременная женщина-следователь. На неподвижных челах и тех, и других, и третьих лежит печать застывшего, немого безумия. Впрочем, по Коэнам, и тот, кто смотрит сверху на все это безобразие, большой сообразительностью не отличается.
«Малхолланд Драйв» (2001)
Режиссер - Дэвид Линч
В ролях: Лора Хелена Харринг, Наоми Уоттс, Джастин Теро
В неторопливой эстетике «Твин Пикса» Линч переплетает истории двух выдающейся красоты молодых женщин: впавшей в амнезию роковой брюнетки (Харринг) и простодушной блондинки (Уоттс), приехавшей в Лос-Анджелес «поступать в актрисы». Есть и третья история (о режиссере, в творческий процесс которого вмешивается мафия), и четвертая, и девятая... Есть и доснятая по заказу продюсеров, предложивших выпустить в кино этот пилот несостоявшегося телесериала, зловещая история-перевертыш, в которой герои предстают под другими именами, в иных демонических обличьях. Подлинный жанр этой блестящей картины - «личная паранойя Дэвида Линча». Но из канонических черная комедия, пожалуй, все-таки ближе.
«Проклятие нефритового скорпиона» (2000)
Режиссер - Вуди Аллен
В ролях: Вуди Аллен, Шарлиз Терон
Неутомимый Вуди Аллен покусился на черный фильм с его одинокими частными детективами, сыплющими сложносочиненными фразами Фолкнера и распутными «фам фаталь» с дивно уложенными волосами. И сам сыграл страхового агента, которого, совсем как сомнамбулу Чезаре из классического предгитлеровского «ужастика» «Доктор Калигари», «зомбирует» преступник-гипнотизер.
ВЕРСИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ «КП»
Мы попросили читателей составить свой рейтинг черных комедий. Первая пятерка:
В следующем выпуске фильмотеки мы представим лучшие киноальманахи. Вашу пятерку лучших мы ждем по адресу: [email protected] и на нашем сайте: www.kp.ru