Генеральный продюсер кино-сериального департамента Нового канала Саша Ткаченко посвятила нас во все тонкости киношного процесса. О кино и телевидении мы говорили много. Поэтому если хотите знать, чем мы будем довольствоваться у экранов в ближайшее время, читайте наш телевизионный разговор.
- Саша, оказывается, весной на Новом канале не будет премьерных сериалов, все запланировали на осень. Почему так? Весна - не сериальное время?
- Вопрос не в осени, вопрос в 2020 году, который внес очень много корректив в наши планы. И весна - часть этих корректив. Мы просто не смогли сделать в полном объеме все, что задумали. Это общая проблема для всех каналов, потому что у многих сетка прошлого года выглядела, как лоскутное одеяло - что успели, то поставили. Думаю, мы плоды 2020-го еще будем пожинать весь 2021 год и, возможно, 2022-й.
- Проекты перенеслись или свернулись?
- Перенеслись. Есть уверенность, что все будет.
- Что будет осенью?
- Осенью будет "Будиночок на щастя", который очень ждут. Будет куча офигительного нового контента - нового как для Нового канала, так и для нашей страны, я пока не могу озвучить названия. Но будет бомба-граната, есть у нас такое ощущение и надежды.
- Это свои форматы или покупной продукт?
- И то, и то. Это будет микс.
- Вот уже два года, как вы занимаете должность креативного продюсера на Новом. Чем вообще у нас занимается креативный продюсер на ТВ? Креатив - понятие растяжимое. Он несет ответственность за успех или провал проекта?
- Бытует мнение в индустрии, что если продукт состоялся и он успешный, то это и канал молодец, и продакшн. А если продукт провалился - то виноват продакшн.
Когда меня спрашивают, кто такой продюсер, я вспоминаю слова Александра Деспла, композитора, который написал музыку к "Гарри Поттеру": He makes thing happen. Я услышала эту фразу на его мастер-классе и подумала: это самый емкий ответ на вопрос "что делает продюсер". Это человек, который делает так, чтобы вещи произошли. Креативный продюсер отвечает за контент от момента идеи и до момента долевых показателей.
- Мой знакомый шутит, что редактор - это человек, который обижает творческих людей. Получается, что креативный продюсер - это человек, который рубит идеи?
- Это не человек, который рубит идеи. Я сама раньше очень болезненно относилась к комментариям, правкам, но это же проблема нашей индустрии. Когда тебя правит человек, который до этого написал, отредактировал какое-то количество контента, ты понимаешь, что есть смысл слушать, ведь он хотя бы владеет ремеслом. А когда тебя правит самодур и ты получаешь комментарий просто потому, что надо что-то исправить, но что - непонятно, это уже другой вопрос. Вот о чем я.
Очень часто автор сам не понимает, что он хочет рассказать. Например, он хочет поведать историю о воронах, которые изменили мир, начав разговаривать, и принесли людям магические способности. А почему это произошло? С чего начинала ворона, в чем ее внутренний конфликт? О чем будет второй сезон, какие персонажи? В этот момент многие ломаются. Поэтому если смотреть так, то да, мы рубим идеи, мы отвратительные, гадкие люди, которые портят другим жизнь (улыбается).
|
- А какой должна быть идея, чтобы она вас заинтересовала?
- Для начала она должна быть расписана хотя бы на трех страницах и отвечать на основные вопросы: что это за жанр, для кого эта история, кто ее главные герои, какой внутренний и внешний конфликт, логлайн (краткая аннотация к фильму, передающая суть истории, ее драматургию. - Авт.), тэглайн (рекламный слоган картины. - Авт.), краткий синопсис, есть ли задел на второй, третий сезоны. При этом клево, если бы автор действительно хотел эту историю сделать.
Идея сама по себе - это волшебно, но она почти ничего не стоит. Для того чтобы идея дошла до экрана, ее нужно переписать большое количество раз. И если ты не очень сильно хочешь, то в какой-то момент просто все бросишь. Нужно и ремесло, и желание.
- В Украине этому ремеслу учат?
- В моем понимании, к сожалению, нет. Большинство учатся на своих ошибках и просто делают-делают-делают проекты.
В последние годы в Киеве появилось несколько курсов, которые иногда помогают нам как работникам телеиндустрии. Но пока у меня еще не было коллег, которые пришли оттуда и потом прислали офигительный сценарий.
- Вы сами где учились?
- Я окончила киношколу в Лондоне. Это безумно много мне дало, но все равно гораздо меньше, чем опыт десяти лет работы. Это была клевая база, которую, конечно, в полной мере применить здесь не удалось.
- Почему вы, окончив одну из самых престижных киношкол в Лондоне, решили вернуться в Украину, а не строить карьеру на Западе? Их образование учит трезво смотреть на вещи.
- И я очень трезво посмотрела на вещи. В Лондоне таких талантливых - как сейчас снега на крышах. Конкуренция, естественно, гораздо выше. При этом у меня украинский паспорт, и он не является самым популярным и самым желаемым паспортом в мире. Когда я закончила программу, проходила собеседование на Channel 4. Их позиция была такова, что я должна пройти стажировку 3 месяца, а после этого они бы решали - брать меня или нет. Им нужно было доказать, что я такая прекрасная, не из Евросоюза, подхожу на эту должность больше, чем все другие прекрасные из Евросоюза. У меня закончилась виза, и я приехала назад.
- Вы одна из немногих, кто имеет влиятельных родителей и кто сам проходил путь снизу вверх - от администратора съемочной площадки до креативного продюсера. Вы же могли запросто сказать: "Папа, мама, хочу нечто большее". Не просили?
- Когда я была совсем мелкая, помню, как пришла к Ткаченко (отец Саши, Александр Ткаченко, ныне министр культуры. - Авт.) и говорю: "Почему их дети ездят на нормальных машинах и работают на нормальных работах?!" А он на меня смотрит и отвечает: "Потому что они ненормальные, а ты же хочешь вырасти нормальным человеком!" Это была единственная попытка, которую я пыталась предпринять. И, скорее, это было не реальное желание, а просто от какой-то жуткой усталости и безысходности. Мне кажется, нужно понимать, что ты делаешь. Если за тебя все порешали родители, то все издевательства, все обсуждения за твоей спиной, которые ведут люди, будут оправданы. Ты не сможешь быть честным сам перед собой. Другим можешь соврать, но не самому себе. Поэтому я другого варианта не вижу.
- Все сериалы, которые вы продюсировали, очень зашли зрителям - у них были хорошие рейтинги: "Первые ласточки", "Кольцо с рубином", "Дворняжка Ляля", "Певица", "Клан ювелиров", "Бессмертник" и другие. Как определяете - что будет успешным, а что нет? Например, сериал про маньяка зайдет? Или что-то вроде "Декстера"?
- Если снимать сериал про маньяка для Нового канала, то это может быть какой-нибудь актер-неудачник, который будет мстить продюсеру или сценаристу, и все это будет сделано в юмористическом жанре. Возможно, тогда такое и зайдет. Чистый "Декстер", возможно, зайдет на ICTV в их более позднем слоте.
Все проекты, к которым я приложила руку, - это не только мои проекты, а всегда огромная командная работа. И проекты, к которым я прикладывала руку, не всегда успешные. Было бы клево сказать "да". Но - "нет". Были флопы (фиаско, провал. - Авт.), есть более успешные, есть менее успешные истории, и это нормально. Если вообще смотреть на рынок, то в основном от 70 до 80% историй - это флоп.
Наверное, у меня еще есть определенная чуйка. И опыт, и интуиция. Если читаешь сценарий и он тебя увлекает так сильно, что ты с нетерпением ждешь следующую страницу, это всегда очень хороший сигнал.
|
- Что касается "Первых ласточек", вы сами ожидали такой успех?
- Да, ожидали. Некоторые смотрели на нас с Лешей Гладушевским (экс-гендиректор Нового канала, ныне - креативный продюсер оригинального контента Starlight Originals. - Авт.) странно, и мне были абсолютно понятны их опасения. Но мы очень верили и оказались правы. "Ласточки" взлетели.
- Будет ли третий сезон?
- Третий сезон будет. Но когда - точно пока сказать не могу.
- Они получились очень западными по качеству. Как нам создавать кино, как на Западе, не имея таких бюджетов, как у них? В чем секрет?
- Да, очень многие говорят, что это максимально платформенный сериал, стилистика и эстетика именно такие. Нужно, чтобы было желание. Все очень просто - группа, которая работает на "Первых ласточках", всегда хочет сделать максимум из того, что они могут в заданных рамках.
Еще успех этого сериала в том, что у него есть шоураннер Женя Туник, который и пишет, и находится на площадке, то есть человек ведет весь проект от начала до конца, он его и мама, и папа. Женя весь процесс держит в голове - и это феноменально важно. Потому что чаще всего режиссеры проекты не пишут, не монтируют, от этого они и получаются некими детьми-беспризорниками.
- Сколько сегодня в среднем стоит серия качественного сериала?
- Смотря для какого рынка и о чем сериал. Сейчас "средняя температура по палате" - 45-55 тысяч долларов за серию. Но это не значит, что за эти деньги будет обязательно хороший или плохой продукт. Это те деньги, за которые можно произвести продукт.
К сожалению, размер бюджета не всегда гарантирует, что все получится. Поэтому не могу сказать, сколько нужно денег, чтобы было классно. Все очень сильно зависит от истории и того, кто ее делает.
- Как и кто пишет сценарии? Человек, придумавший идею, писатели, журналисты? Часто ли они потом переписываются?
- Переписывать - это нормальный процесс. Даже человек, умеющий писать сценарии, отложив текст на месяц, увидит, что ему есть что править. Бытует мнение, которому я склонна верить, что любая история выписывается с третьего драфта (так называемая "рыба", черновик. - Авт.). Третий драфт - это минимум. Если история принимается с первого или второго, то, скорее всего, когда начнется продакшн, вы поймете, что что-то где-то не так. Если тратите слишком мало времени, чтобы история "отлежалась", то потом увидите, где что-то поломалось.
У меня иногда есть ощущение, что пишут все. Когда человек принимает решение написать сценарий, если у него действительно есть желание, его ничто не остановит. Наверное, большая часть из них имеют филологическое или журналистское образование. Но мне также попадались финансисты, философы, юристы, геологи. Кто мне не попадался, так это сценарист с образованием сценариста (смеется).
- Я часто слышу фразу: "Ага, сейчас отправлю сценарий, а они украдут идею". Как себя обезопасить?
- Есть самый простой способ. Если вы боитесь, что с другой стороны сидят нехорошие люди, а вероятность, конечно же, высока, берете вашу идею, отправляете ее себе на е-мейл с датой, а потом идете на почту и отправляете себе письмо по своему адресу с мокрой печатью. Это если вы не хотите заморачиваться с регистрацией авторских прав.
- Сколько у нас платят за сценарий?
- Очень по-разному. Были кейсы, что и 5 тысяч гривен за серию, и 5 тысяч долларов за серию. Я отталкиваюсь от того, что ты платишь столько, за сколько договоришься. Это самая честная цена. Ты озвучил, человек согласился. Или наоборот.
|
- Как карантин изменил съемочный процесс? Будет ли он трансформироваться в дальнейшем?
- Ой, это просто ад. У нас съемки в условиях карантина отличались тем, что мы делали паузу для санитайзинга, все ходили в масках, кроме актеров на площадке, всем все время меряли температуру, и в случае, если кто-то заболевал, мы уходили в стоп на 12-14 дней. Поэтому иначе как адом это назвать невозможно. Но пока я не понимаю, будет ли существовать в обозримом будущем какая-то альтернатива физическому продакшну.
Продакшн невозможно видоизменить. Ты можешь сделать удаленные пробы, но все равно на ансамблевые тебе надо приехать. Ты можешь сделать удаленный монтаж, но все равно в какой-то момент все начинает виснуть, вы перестаете понимать друг друга, и всем нужно приехать в офис.
Некоторые коллеги пытались подключать режиссера через зум, но, честно, я не верю в удаленные съемки. Слишком много людей должны прийти на площадку, слишком много всего сделать, чтобы камера могла снять что-то красивое.
- Когда "Оскар" взяли "Паразиты", многие говорили, что теперь кино не будет прежним. Потом Американская киноакадемия огласила новые требования к картинам, претендующим на эту кинопремию. За каким кино будущее?
- Я очень рада, что у наших премий пока нет лимитов. Когда я прочла правила отбора контента на "Оскар", ужаснулась. Получается, ты должен написать историю не так, как тебе и истории нужно, а так, как нужно комитету. И ты должен взять актера-афроамериканца или китайца вне зависимости от того, нужен он тебе в этой истории или нет. Когда рассказываешь историю, особенно историческую, и у тебя среди лордов появляются афроамериканцы… Нет, это, конечно, очень интересно, но их не было конкретно в это время, конкретно в этом городе, о которых ты сейчас пишешь. Для меня это полный диссонанс. Я - за адекватность. Вообще все истории, которые рассказываются, всегда рассказываются в итоге о любви. Любовь человека к человеку, любовь человека к своей мечте, человека к животным… И я не думаю, что когда-нибудь будет другой запрос.
- Раньше вы все время работали в соавторстве с мамой, Татьяной Гнедаш. Она писала сценарии сериалов, вы были с ней продюсерами. У вас уже состоялся крепкий тандем. Почему ушли в сольное плавание, а не остались в ее компании, вышли, так сказать, из зоны комфорта?
- Не думаю, что это была зона комфорта (смеется). Если обсуждать профессиональные качества моей мамы, я не знаю более собранного человека, который управляет своим временем настолько клево и результативно. Я не знаю, из чего она сделана - наверное, из титана. Встает в 5 утра, достает 3 эпизода, которые ей надо переписать, садится, пишет до 12, потом у нее обсуждение с авторами, потом она снова переписывает, и пока не перепишет, с места не встанет. Муза, вдохновение - эта вся чушь не имеет значения (смеется). Надо переписать 3 эпизода - все! И мне было очень тяжело работать с мамой. В какой-то момент что она, что я переходили профессиональные границы, начинали давить на те вещи, на которые не надо. Это плохо, конечно, с точки зрения профессии. Но с точки зрения человечности - а как иначе? Поэтому, когда я попала на Новый канал, наши с мамой непрофессиональные отношения улучшились, чему я очень рада. Так что не думаю, что я вышла из зоны комфорта. Мы просто стали соприкасаться как профессиональные единицы в другом поле. И это очень клево.
- Вы сами пытались написать сценарий?
- Пыталась. И написала. И продолжаю писать. Но я гораздо менее плодовитый автор, чем моя мать. В принципе, почти все, кого я знаю, гораздо менее плодовитые авторы, чем мама. Но я точно буду писать истории, и точно не одну.
- А в кино сыграть?
- Мне гораздо комфортнее с обратной стороны камеры. У нас есть много актеров, которые намного лучше сыграют что угодно, чем я. Я не очень хороший актер.
- Кто у нас хороший актер? Ваши любимчики?
- Саша Рудинский, Виталик Салий, оба рыжие, кстати (смеется). Мне безумно нравится Настя Рула. Лера Ходос, Лилия Ребрик, Лена Стефанская. Вот мой шорт-лист в январе 2021-го. В феврале он может измениться.
|
- В Украине может сниматься кино только для интернет-платформ? Или люди не готовы платить за контент?
- Думаю, это просто вопрос времени. Есть небольшой трабл во всех VOD-платформах. Прибыльный только Netflix. Например, российские платформы убыточны.
У нас тоже есть Megogo, Ivi, Divan TV, которые начинают вкладываться в производство, и это очень клево. Дальше будет только больше. Но штука в том, чтобы зритель продолжал платить за подписку, ему нужны регулярные предложения. Даже самые большие платформы в РФ, которые производят контент, сейчас не могут обеспечить такую же бесперебойную доставку контента, которую может обеспечить Netflix. Они вообще обещают к 2022-23 году выйти на еженедельные премьеры фильмов. Это просто космос.
- Вам такой вариант интересен?
- Думаю, это единственный вариант, которым в итоге все закончится. То есть телик, безусловно, не умрет, он просто поменяет свою форму. Но контент все равно всегда будет главенствовать. Если ты хороший шоураннер, можешь делать хороший контент, ты всегда найдешь площадку.
- Как можно заработать на платформе?
- На подписке или же интеграционной рекламе.
- Но у нас интеграционная реклама получается очень агрессивной. Она зрителя не раздражает?
- Думаю, плохие интеграции раздражают всех. Как пример, кейс интеграции Volvo в "Сумерках" - один из самых лучших. Вряд ли при просмотре кого-то что-то раздражало, вряд ли кто-то заметил там рекламу Volvo. Но когда все погуглили, на какой машине ездит Эдвард Каллен, продажи Volvo выросли. Поэтому да, мы должны стремиться к человеческим нативным хорошим интеграциям. Это то, чего не хватает всему СНГшному миру.
- Мы говорили о том, сколько тратится на производство. А сколько зарабатывается? И на чем?
- Есть отдел, который занимается продажами. Их задача - продать контент на максимальное количество площадок. Чем больше площадок, тем больше денежек собрано. Если наши рекламщики смогли продать проект еще и под интеграцию, то тоже в контент зашла денежка.
Рынки, куда можно продать контент, очень разные. И цены очень разные - от 100 долларов до 100 тысяч и больше. Все зависит от территории, на которую продается контент.
- Кино может быть выгодным бизнесом?
- Да, но было бы клево, чтобы больше людей, которые работают в индустрии, знали английский язык. Думаю, с этого стоит начать. Это базовые вещи. И мне кажется, у украинцев всегда срабатывает определенный стоп. Я все чаще замечаю, когда мои коллеги, особенно постарше, общаясь с американцами или британцами, смотрят на них, как на великих людей, которые точно знают, как сделать так, чтобы было клево. А мы - нет, мы на это не способны. Но это по факту не так. Просто у тех великих людей для того, чтобы произвести один сезон в 12 серий, есть год, и они больше ничем не занимаются. Например, весь сезон "Мистера Селфриджа" писали год 8 райтеров - они больше ничего не делали, кроме этого проекта. У нас ни один автор не может себе этого позволить.
- На ваш взгляд, должно ли государство стимулировать развитие кино?
- Думаю, должно. Но есть одно "но". Может, мне так везло, и я видела не весь патриотический контент, произведенный в нашей стране, но большая часть из увиденного мною - это такой патриотический контент, который произвели для того, чтобы взять грант от государства, а не ради того, чтобы рассказать ту историю, которую автору нужно рассказать. То есть у нас собакой виляет хвост, а не мозг, к сожалению.
У меня была практика в этом году - я первый раз подавала проект на питчинг. Очень интересно, очень увлекательно, но я поняла, что эта структура еще требует доработки. Уровень бюрократии зашкаливает. Нужна бумажка просто для того, чтобы была бумажка. Зачем она? Что она даст? Зачем она конкретно для этой подачи? Непонятно.
- А почему должно?
- Кино и сериалы - самый дорогой вид искусства, который на данный момент существует. Мне кажется, проблема контента, который сейчас выходит, в том, что деньги, в первую очередь, отдаются под патриотичность контента, а не исходя из его качества и самой истории. Как только этот вектор немножечко сдвинется, все станет лучше. Но это исключительно мое мнение. Можно же сделать классный боевик с патриотичной подоплекой, но он будет не о патриотизме. Патриотизм будет вторым дном. Можно сделать патриотическую комедию, но, опять-таки, о каких-то вещах, которые людям очень "болят" сейчас. Мне кажется, вопрос в актуальности и понимании того, кто реально будет это смотреть. Кстати, у нас есть прекрасный пример, как должно выглядеть хорошее патриотичное кино - это "Кайдашева сім’я". Прекрасная работа.
- У нашего зрителя сформирован вкус к хорошему кино?
- Самый большой вопрос в том, что такое хорошее кино. Иногда мне говорят: "Боже, ты смотришь "Блондинку в законе" и "Мисс Конгениальность"?! Фуууу". А я считаю, это гениальные фильмы, потрясающие комедии. Да, это не "Форма воды", не "Пианист" - это просто другой жанр. Мне кажется, наш зритель сформирован и готов, просто зритель линейного телика и платформы - это разные зрители. И когда мы предлагаем платформенную историю зрителю телевизионному, что-то может пойти не так.
- Вы рассказываете интересные вещи. Не пробовали преподавать?
- Ой, пробовала. Это был ад. Сделала классический западный курс "ТВ-продакшн", мы набрали группу из 20 человек. Я должна была людям разных профессий дать базу: рассказать от начала до конца, как создается теле- и видеоконтент. То есть как мы пишем сценарий, что такое вызывные, как делается бюджет, что такое рентал, продакшн, монтаж, покраска… Их задачей было закончить курс написанным сценарием и отснятым коротким метром. Я пришла туда в розовых очках, думала, наконец-то найду людей, которые смотрят на мир точно так же, как и я, и мы все перевернем эту индустрию. Ага! На первой же лекции парень спрашивает: "Если проект закончили, а бюджет еще остался, как эти деньги забрать себе?"
И я поняла, что нет, "кина не будет". Разочаровалась.
- А вы сталкивались с хейтерами?
- Да я всю жизнь в хейте живу. Очень хочется, чтобы все вокруг жили в состоянии адекватности. Но это невозможно. Есть большая категория людей, для которых существует только белое или черное, серого у них нет.
- Как думаете, политическая картина наподобие "Слуги народа" сейчас зашла бы?
- Думаю, в таком формате уже нет. А вот юмор - да. Но у "Квартала" сильный козырь - Андрей Яковлев. Он - один из лучших авторов не только в этой стране, а вообще в СНГ. Большая часть из того, что он делает, - это очень хорошо.
- Почему в Украине нет жанра антиутопии?
- Мы же живем в антиутопии, зачем нам еще на это смотреть (смеется). Чтобы сделать антиутопию или фантастический сериал, надо придумать два мира. То есть ты должен быть таким себе мини-Оруэллом или мини-Хаксли. Это феноменально тяжело. Любая фантастика, любая история, где существует еще один мир, сложнее той, где он один.
- Вам какие сериалы нравятся?
- Я люблю черные и сатирические комедии. Но то, что я их люблю, вовсе не значит, что на Новом канале они сработают и будут выходить. Это довольно странная ниша. Если бы у нас вышел сериал "Конец …го мира" или фильм "Человек - швейцарский нож", не уверена, что они бы дали хороший результат. Хотя это, безусловно, достойнейшее кино.
- Что из новенького посоветуете посмотреть?
- Самый свежий - это французский сериал "Люпен" с великолепным Омаром Си. Прям очень классная сказка про афериста. Лучшее кино из того, что я видела за последнее время. Если вы не смотрели российский детектив "Хороший человек", это достойнейшая работа. Темпоритм повествования довольно медленный, и ты в самом начале, в отличие от большинства сериалов, знаешь, кто убийца, но в этом как раз и интерес.
"Рэтчед" - хорошая история, хотя, как по мне, одна из самых слабых работ Райана Мерфи, если смотреть на первые сезоны "Американской истории ужасов" и "Голливуд". Прекрасное кино "Эмили в Париже".
СПРАВКА
Саше Ткаченко - 31 год. Окончила киношколу Met Film School в Лондоне. Была продюсером таких картин, как "Первые ласточки", "За витриной", "Кольцо с рубином", "Райское место", "Певица", "Не зарекайся", "Клан ювелиров", "Бессмертник", "Дворняжка Ляля". Дочь сценариста Татьяны Гнедаш и действующего министра культуры Александра Ткаченко. С 2018-го - креативный продюсер Нового канала. В данный момент - генеральный продюсер кино-сериального департамента Нового канала.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ