Как рассказал его пасынок Михаил Левитин, Валентин Иосифович скончался от последствий тяжелейшего инсульта, который случился больше года назад и после которого он так и не восстановился.
Когда-то Ролан Быков сказал о нем - мой нежный Гафт, мой нервный гений. И попал в десятку - Гафт был раним и застенчив, как ребенок.
Он никогда не думал, что будет известным. Не думал, что будет играть главные роли, что публика будет дарить цветы. "Вот Евстигнеев и Леонов - известные актеры, - говорил Гафт. - Им даже на улицу выйти было сложно. Александр Вертинский мелом мазал лицо, чтобы спрятаться за маской". Гафт, конечно, кокетничал. Он был невероятно популярен и любим. Когда он появлялся на улице, особенно после выхода на экраны "Воров в законе", движение останавливалось. В тот период он и в жизни был таким же роскошным мужчиной, как его мафиози Артур, с особенным шармом, от которого женщины млели. А мужчины ему завидовали.
Актером он стал случайно, после того как ребенком посмотрел детский спектакль по пьесе Сергея Михалкова "Особое задание". И сразу поверил всему, что происходило на сцене. Там была настоящая жизнь.
При этом он был совсем не из театральной семьи (отец - адвокат), он рос в бандитском районе рядом с Сокольниками. Ничем не отличался от других дворовых пацанов, выскакивал на стычки, водился в блатными. Но в школьной самодеятельности играл исключительно женские роли, поскольку школа, в которой он учился, была мужской. И роль невесты в чеховском "Предложении" считал своим достижением.
Когда Гафт в очередной раз лишился зуба, он подумал: а как же я буду артистом? В Школу-студию МХАТ пришлось поступать с золотой фиксой, которую потом его педагоги попросили поменять на "белый" зуб.
В театр "Современник" его пригласил Олег Ефремов. И Гафт там задержался на полвека: "Здесь я сыграл много ролей, что-то удачно, что-то менее удачно. Но с этим театром связана почти вся моя жизнь. "Современник", к которому я привык и где меня любят, - это мой дом".
Первая его роль в кино была почти немой - он сыграл одного из убийц в фильме Михаила Ромма "Убийство на улице Данте!". Гафт был очень зажат, и Ромм его успокаивал: "Вы не волнуйтесь, вы будете застенчивый убийца". В тот раз свою зажатость он победил. И дальше кем он только не был на экране: циничным председателем гаражного кооператива в комедии "Гараж", вероломным заместителем директора института НУИНУ Аполлоном Сатанеевым в "Чародеях", благородным полковником Виноградовым в драме "Анкор, еще анкор!", лакеем Брассетом в "Здравствуйте, я ваша тетя!". Он сыграл Воланда в "Мастере и Маргарите", одного из присяжных в фильме "12", вора-рецидивиста по кличке "Батон" в "Гонках по вертикали" и много других незабываемых ролей. А еще он писал эпиграммы, на которые его коллеги-актеры реагировали по-разному. Михаил Козаков - "Начала много в нем мужского, но в нем мужского нет конца" - сделал вид, что на Гафта не обиделся, поскольку женское население после столь интригующих подробностей решило проверить правдивость этих слов. Совсем другое дело - Лия Ахеджакова. "Нежный" Гафт однажды написал про нее: "Во всех ролях ты одинакова, актриса Лия Ахеджакова!" И та обиделась смертельно.
Но главный, как он считал, его талант раскрылся недавно. Эпиграммы не в счет, Валентин Иосифович - поэт. В последние годы он сочинял лирические стихи:
Мы в лицо друг другу дышим,
Бьют часы в полночный час,
А над нами кто-то свыше
Все давно решил за нас.
Он выпускал книжки стихов с рисунками Михаила Шемякина и Никаса Сафронова. Друзья Гафта рассказывали: он умирал несколько раз, но каждый раз его воскрешала новость, что только что вышла новая книжка его стихов. Теперь стихи Гафта мы будет читать без него.
Вот облако, похоже на рояль,
Кусочек влаги надо мной несется,
Сейчас оно, как сердце, разорвется,
И не сыграть на нем, а жаль.
Семья у Валентина Гафта была дружная - жена, актриса Ольга Остроумова, ее дети от предыдущего брака - сын Михаил, дочь Ольга, внуки. Гафт и Остроумова вместе больше двадцати лет.
Родная дочь Гафта Ольга (от второго брака с балериной Инной Елисеевой) 18 лет назад покончила жизнь самоубийством, ей было 29 лет. Валентин Иосифович о дочери заботился - подарил ей квартиру в центре Москвы, гордился ее достижениями - особенно, когда Олю взяли в Кремлевский балет. Смерть дочери артист переживал тяжело. Но у Гафта есть еще один ребенок - 49-летний внебрачный сын Вадим Никитин, который работает режиссером в бразильском театре. Вадим своего сына назвал Валентином - говорят, 17-летний парень похож на деда. Его полное имя Валентин Адариу Фратески, и он родился со знаменитым дедом в один день.
Отношения с внебрачным сыном у Валентина Гафта ровными не были. Вся история началась еще полвека назад - 31-летняя художница Елена Никитина начала встречаться с 36-летним актером Гафтом, а когда забеременела, Валентин, услышав эту новость, исчез из ее жизни.
Лена случайно встретила его на улице лишь спустя три года - рассказала, что растит его сына. Гафт попросил фото Вадима…
А еще через год Никитина улетела жить в Бразилию, где обосновалась ее сестра. Вадим знал, что его отец - великий актер, и когда ему было 20 лет, в их квартире раздался звонок - на том конце провода был Гафт. Разговор был коротким: отец спросил сына - правда ли, что тот намерен работать в театре. Услышав "Да!", дал два совета: в театре никогда нельзя врать, театр никогда нельзя бросать. Вадим теперь говорит, что те советы запомнил. С женой Вадим развелся, но сына не бросает. А Елена Никитина стала известной художницей в Сан-Паулу, открыла свою школу.
Чуть больше пяти лет назад Валентин Гафт встретился впервые в жизни с сыном в эфире телешоу - Вадим прилетел с мамой из Бразилии ради знакомства. После эфира втроем поужинали в ресторане, в другой день Гафт пригласил Вадима и его маму Елену на встречу с друзьями и Галиной Волчек.
Сам Гафт после той встречи сказал: "Знаете, мальчик, мой сын, оказался замечательным парнем. Счастлив, что встреча состоялась!"
И Елена Никитина делилась эмоциями: "Спустя годы Валентин сказал ему "прости" - это дорогого стоит".
|
Эпиграммы Гафта - иногда безобидные, иногда ядовитые - мгновенно уходили в народ.
Армену Джигарханяну
Гораздо меньше на земле армян,
Чем фильмов,
где играл Джигарханян.
Зиновию Гердту
О, необыкновенный Гердт!
Он сохранил с поры военной
Одну из самых лучших черт -
Колено- он - непреклоненный.
Эльдару Рязанову
Переосмысливая заново
Картины Элика Рязанова,
Скажу: талант его растет,
Как и живот, им нет предела,
Но вырывается вперед
Его талантливое тело!
Геннадию Хазанову
Он, конечно, популярный,
В каждой шутке острый ум.
Но зачем же кулинарный
Был закончен техникум.
Щам не знаем сколько суток,
Нет и каши гречневой,
И, выходит, кроме шуток,
Жрать пока что нечего...
Михаилу Козакову
Все знают Мишу Козакова
Всегда отца, всегда вдовца.
Начала много в нем мужского,
Но нет мужского в нем конца.
Лие Ахеджаковой
Везде играет одинаково
Актриса Лия Ахеджакова.
(По легенде, когда актриса обиделась на эту эпиграмму, Гафт дописал к ней еще две строки. - Ред.)
Великолепно! В самом деле
Везде играет на пределе.
Иннокентию Смоктуновскому
Нет, он совсем не полоумный,
Из театра в театр неся свой крест.
Всегда выигрывает в сумме
От этой перемены мест.
Людмиле Гурченко
Ей повезло - все знать, все мочь,
Хоть водку глушит из стакана,
А карнавальная та ночь
Звездой мигает нам с экрана.
Но всех пока одно тревожит:
Без мата Гурченко не может.
Олегу Далю
Уходит Даль куда-то вдаль…
Не затеряться бы вдали.
Немаловажная деталь:
Вы все же Даль, а не Дали.
Валентину Гафту
Когда ты сочиняешь
эпиграммы,
Ты сам себе копаешь яму.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ