"КП" в Украине" начинает свою традиционную серию бесед с топ-менеджерами телеканалов "Телевизионный разговор". Сегодня наш гость – генеральный продюсер канала "2+2" Сергей Кизима.
- Телевидение в эпоху коронавируса - как приходится работать в новых условиях?
- Сначала у нас был большой период неопределенности, как и у всех. Но как только мы получили разрешение на съемки, сразу запустили все процессы. Конечно, мы были вынуждены внести изменения по старту проектов на осень, но, тем не менее, все успели.
Первое, на что повлияла пандемия, это производство контента. Когда запрещены съемки, то все останавливается. Второе, соответственно, - страдает сетка. Весной один сериал у нас не вышел в эфир, так как мы получили первые звоночки от рекламодателей. Они ведь тоже находились в режиме неопределенности, не знали, что делать, и некоторые перенесли бюджет на более поздние периоды. Соответственно, мы, как коммерчески ориентированная компания, не могли себе позволить выпалить контент с заниженной монетизацией.
Телевидение, как и все медиа, сейчас переживает период неопределенности, потому что довольно сложно спрогнозировать динамику развития рекламного рынка.
- Ситуация со съемочным процессом очень непростая. Мне рассказывали, что если есть подозрения на коронавирус, приходится останавливать съемки, делать тесты и так далее. Но все мы знаем: чтобы остановить кинопроцесс, это стоит больших денег. Несете убытки?
- На момент начала карантина мы еще не зашли ни в один съемочный процесс, поэтому не понесли убытков из-за остановки съемок. Как говорят, цыплят по осени считают: закончим год, увидим итоги - и тогда сможем точно сказать, чем для нас закончится первый год коронакризиса.
- Как строите планы на будущее, когда никто не знает, что будет завтра?
- Мы живем на пороховой бочке, но мы разработали планы действий на несколько вариантов развития событий, готовы перейти к любому из них при изменении внешних условий. Мы сняли сериалы осени и запустили съемки сериалов весны. Мы выстраивали съемочный процесс таким образом, чтобы закончить съемки до первых холодов. Ведь, по всем прогнозам, как только станет чуть холоднее, может начаться вторая волна заболевания. Поэтому стараемся снять все сейчас, чтобы, если введут новый карантин, мы уже зашли в постпродакшн и готовились к весеннему сезону.
- Как телевидение будет развиваться дальше? Вечный вопрос - победит ли интернет телевидение? Что делаете, чтобы не проиграть Youtube, блогерам, соцсетям? Будет ли телевидение жить или умрет, как прогнозируют?
- Трансформация происходит уже давно, и в последнее время телевидение перестает ассоциироваться с телевизором и все больше ассоциируется со словом "контент". Раньше телевизор - это была некая коробочка, которая стоит дома, и от которой зритель получает удовольствие. Сейчас потребление контента перешло в разные медиа, и телевизор - один из способов доставки контента. Другие медиа не являются конкурентом телевидению, а являются его помощниками в доставке контента.
Помните - раньше говорили, что театр умирает и скоро останется сплошное телевидение. Теперь то же самое говорят и про телевидение. Естественно, телевидение будет меняться, и те медиагруппы, которые трансформируются под новые условия, только выиграют. Соответственно, нужно держать руку на пульсе, понимать настроения аудитории, ее потребности, в том числе по доставке контента. И тот, кто эти процессы будет понимать, контролировать, тот и победит.
- А за каким ТВ будущее? Говорят, кабельное ТВ умирает и в приоритете ОТТ.
- Кабельное телевидение умирает так же, как умирает театр и телевидение. За последние три года, согласно исследованиям ТВ-аудитории, просмотр в кабеле действительно сокращается. Это происходит за счет аналогового кабеля, который считается уже устаревшей технологией, потому что имеет крайне ограниченный ресурс. Тем не менее аналоговый кабель все еще очень распространен в Украине. Фактически кабельное смотрение за последние пару лет сократились лишь на треть. Мы отключили аналоговый эфир, закодировали спутник, и вес перераспределился. Аналоговый кабель дает вклад в общий просмотр по коммерческой аудитории около 35%. Это очень большой процент. Второй за ним - цифровой эфир Т2, который на протяжении последнего времени очень сильно рос, и сейчас они почти сравнялись: 35% у аналогового кабеля, 32-33% - у цифрового эфира. Есть еще цифровой кабель, это достаточно современная технология, которая позволяет зрителю получить широкий пакет телеканалов.
|
- Как кодировка спутника ударила по вам? Довольны результатами?
- Ударила. Повлияла. Но не так сильно, как принято считать. Судя по исследованиям ТВ-аудитории, смотрение каналов через спутниковую платформу сократилось вдвое. Мы сейчас говорим про коммерческую аудиторию (18-54, города - 50+). На чем стоит акцентировать внимание? Эти люди не перестали смотреть телевизор, они не перешли в другие медиа, они перешли на другие типы приема ТВ-сигнала. В целом смотрение телевидения в этом году только увеличилось. Да, в основном это случилось из-за карантина, но тем менее. После кодировки спутника очень сильно вырос Т2 и подросло IPTV+OTT.
Я не вижу какой-то большой проблемы в том, что произошел отток аудитории с какого-то одного типа приема. Для меня менее важно количество абонентов спутникового оператора, но более важен общий охват телеканала по всем типам приема, которые нам доступны. Потому миграция по типам приема - окей!
Мы понимаем, что значительная часть осталась на незакодированном спутнике, потому что доля телеканалов больших 4 медиагрупп снизилась в разы. Но не стоит забывать, какие процессы мы проходили весной. Как только мы закодировались, сразу начались заявления разного рода от чиновников о том, насколько это правильно, законно, ВР даже направила обращение к президенту про внедрение моратория на кодировку спутника. В ответ президент предложил запустить международные версии каналов - по одному от каждой из медиагрупп - в открытом доступе. Соответственно, зритель, который слышал эту информацию, не хотел переплачивать, ждал, а вдруг все отменят, либо рассчитывал, что на открытых международных версиях контент будет дублироваться. Это немного затянуло переход на другие платформы и на платный спутник. Кроме того, весной много каналов сняли с эфира свои премьеры, что тоже не способствовало повышению спроса на телевидение. Также на сокращение перехода с бесплатного спутника повлияли карантинные ограничения – техники в отдельных регионах физически не могли добраться до клиентов.
А цифры осеннего сезона нас очень радуют. Показатели топовых телеканалов и телеканалов основных 4 медиагрупп с запуском осеннего сезона выросли за счет уменьшения смотрения каналов бесплатного спутника. И что бы ни говорили про крутой контент российских каналов нашей аудитории, этого недостаточно. Украинский зритель, по всем исследованиям, согласен платить за контент. Вопрос только в стоимости. Соответственно, это уже вопрос рынка. Уверен, мы сделали абсолютно правильный ход, закодировав сигнал спутника. Это в перспективе поможет обеспечить финансовую стабильность телеканалов, которые получат больше возможностей производить качественный контент, успешно конкурировать с качественным русскоязычным контентом других государств. Ведь в последнее время мы видим, что некоторые украинские каналы снижают качество контента из-за того, что попросту не могут постоянно быть в минусе.
- Ну, что касается "зритель готов платить" - это спорный момент. Согласен платить в исследованиях и платить в реальности - это немного разные вещи. Спутниками пользуются в большинстве жители сельских местностей и маленьких городов, и ежемесячно платить 100-150 грн - это уже проблемка. И не потому, что не могут, не привыкли. Не думаете, что все они так и останутся на бесплатном спутнике, тем более, что за это время они уже свыклись с ситуацией?
- Мы далеки от мысли, что абсолютно все 100% перейдут на платный спутник. Сравнительно небольшая часть аудитории, по нашим исследованиям, так и останется на бесплатном спутнике. Прежде всего в связи с этим меня достаточно серьезно волновал вопрос информационной безопасности. Но, во-первых, не закодированы новостные каналы, доступ к новостям у аудитории есть. Во-вторых, все 4 наибольшие ТВ-группы имеют незакодированные международные версии каналов, доступные на бесплатном спутнике на территории Украины, на которых они транслируют сборный контент со всех каналов своей группы.
В принципе, аудитория не осталась без выбора. Также есть Т2, цифровой эфир, он остается бесплатным. Зритель один раз покупает приставку и смотрит 32 или 42 канала, в зависимости от региона, бесплатно. У кабельных операторов есть социальные пакеты, достаточно дешевые. Мы не оставляем украинского зрителя без контента. Мы даем ему выбор.
- Конкретно по "2+2" - аудитория в связи с кодировкой уменьшилась?
- Сразу мы потеряли 5-7% коммерческой аудитории, но потом, постепенно, эта аудитория начала возвращаться, если говорить про города 50+. Если говорить про населенные пункты 50-, здесь ситуация немного хуже, потому что в этих местах преобладает спутниковый тип приема, и процент потери аудитории больше. Но со временем аудитория приходит к тому, что за контент нужно платить, и возвращается на популярные украинские каналы через альтернативные типы приема. Большинство могут бесплатно подключить цифровой эфир. А в зоне неуверенного приема Т2 каждый может выбрать доступный пакет у спутниковых операторов, при наличии высокоскоростного интернета подключиться к ОТТ оператору.
- Два официальных спутниковых оператора - это монополия, и выбор не так уж и велик.
- Рынок открытый, его никто не ограничивает, операторов было больше, но некоторые прекратили свою деятельность по экономическим причинам.
- У "2+2" какое покрытие территории?
- Сейчас уже до 80% домохозяйств контактирует с "2+2" хотя бы раз в месяц.
|
- На одной из своих пресс-конференций президент обмолвился про кадровый голод в сфере культуры. Существует ли кадровый голод на ТВ?
- Я бы не назвал это голодом, но потребность в квалифицированных опытных кадрах есть всегда. Мы постоянно слышим, что в стране большая безработица, но найти человека с определенными требованиями бывает достаточно сложно.
- Новый закон "О медиа". Что хорошего и плохого в законодательной регуляции, в частности, расширении полномочий Нацсовета, против которого выступали медиагруппы?
- Закон о медиа назрел давно как тот, что охватывает разные сферы деятельности медиа. Он также необходим, чтобы обеспечить информационную безопасность государства. Но в то же время этот закон должен быть грамотно выписан и иметь систему сдерживаний и противовесов, что, с одной стороны, даст эффективный инструмент для регулирующих органов, чтобы они могли контролировать и при необходимости принимать меры, с другой - исключит возможность выборочного подхода к отдельным компаниям.
Относительно полномочий Нацсовета - есть позитивные моменты. Это, например, создание личных кабинетов на сайте Нацсовета, электронный документооборот, упрощение разрешительных процедур, упрощение отчетности, усовершенствование процедуры назначения членов Нацсовета. Но определенные положения вызывают беспокойство. Относительно полномочий по трактовке содержания контента - кто и как это должен делать – дискуссионный вопрос. Дальше – санкции, а точнее, непропорциональность обоснований аннулирования лицензии к тяжести нарушений. Есть серьезный вопрос, который у нас возникает уже на протяжении нескольких лет: это разные требования к украинским и иностранным компаниям. В Украине иностранные субъекты в сфере медиа попадают под очень упрощенное регулирование в части требований к контенту и организации эфира.
- Например?
- Это и распределение языковых квот, и жанровые распределения, и требования по вещанию в дни скорби, которых очень много.
- Имеете в виду, что им живется намного проще? Легче войти на наш рынок как иностранное СМИ и делать все, как хочется?
- Некоторые так и делали. Хотя Нацсовет принимал меры по пресечению таких попыток. Приведу пример. В год у нас уже насобиралось полтора-два десятка дней скорби. В такие дни все украинские телеканалы должны полностью убрать весь развлекательный контент с малейшим намеком на юмор, включить свечу, добавить бегущие строки, метроном. И когда мы включаем иностранный канал, который прошел адаптацию в Нацсовете, наблюдаем там совершенно другую картину. Это называется неконкурентные условия.
- Вас приглашали для обсуждения этого закона, слушали ваши пожелания, и слушали ли?
- Да, мои коллеги были привлечены к разработке, предоставляли свои предложения, принимали участие в рабочих группах. Частично к нам прислушались, частично проигнорировали. В октябре планируется очередное слушание этого закона, посмотрим, на какой вариант мы выйдем.
- Должно ли государство поддерживать частные телеканалы? И правильно ли это?
- Смотря в чем. Функция государства - помогать и защищать. И помощь должна быть в том, чтобы стимулировать развитие, если это в интересах государства. Считаю, те программы, которые запущены пару лет назад, - поддержка кинопроизводства и сериального производства - это правильный ход. При условии, естественно, что в производстве фильмов отстояны интересы государства, а условия питчингов прозрачные.
- Это рискованный шаг - отстаивать идеи государства в кино, например.
- Да, у нас есть перегибы. Но это вопросы больше к экспертам, которые оценивают кинопроекты на питчингах, к их составу, их объективности. В общем же система работает, она не совсем идеальная, но уже достаточно продвинулась вперед. За последние годы в Украине отснято немало качественных фильмов и сериалов, которые хорошо воспринимаются аудиторией. Конечно, остаются вопросы к качеству контента. Например, для широкой общественности термин "патриотическое кино" часто является синонимом чего-то скучного, неинтересного, некреативного. К сожалению.
- А каким должно быть патриотическое кино? Где грань между показушным и тем, что на самом деле заставляет задуматься, понять - а за что я люблю свою страну, а что могу для нее сделать… Для меня в этом смысл патриотического кино.
- Знаете, это как с блюдом - вкусное не обязательно является полезным, и наоборот. Что-то подобное можно сказать и в отношении контента. Если поставить цель - создать патриотическое кино, забыв про креатив, получается скучно. Должен быть баланс. Но больше всего вопрос, конечно, к креативности идеи.
- У вас есть опыт работы с государством в производстве фильмов - плюсы и минусы такого сотрудничества?
- Плюсы в том, что мы получаем дополнительное финансирование. А дополнительное финансирование - это возможность снять более качественное кино, чем мы привыкли снимать.
Минусы - это чрезмерная отчетность, бюрократия. Например, форма договора утверждена постановлением Кабмина. И чтобы его изменить по тем или иным причинам, все нужно делать через новое постановление Кабинета министров. Даже если нужно исправить орфографические ошибки. Также бумажные процедуры нужно очень сильно упрощать, переводить в электронные формы. Тратим очень много ресурсов на подготовку многократно дублирующейся отчетности. Все в бумажном виде. Ящики документов отчетности по проекту грузчики доставляют несколькими ходками. И вот такие вещи надо упрощать, чтобы мы тратили больше усилий на создание контента, а не на то, чтобы думать, как правильно провести проект по этой системе.
|
- Каким должен быть мужской канал будущего?
- Если говорить про сроки 3-5 лет, не думаю, что что-то изменится, еще и учитывая коронавирус. А вот когда мы дойдем до широкого распространения 5G и космического интернета от Илона Маска, технологии изменятся. И канал должен успевать за этими изменениями.
Что такое мужской канал? У нас привыкли считать, что есть женский канал и есть мужской. Но в составе смотрения "мужских" телеканалов до 25% вклада смотрения дает самостоятельный женский просмотр. Так какой он мужской, если четверть аудитории – женщины, пришедшие на канал самостоятельно и осознанно?! Еще огромная часть - это совместный просмотр мужчин с женщинами, семейный просмотр. Поэтому я не склонен делить телеканалы на мужские и женские.
На самом деле выбор контента зависит от многих факторов. У нас огромная территория, есть очень много нюансов, которые влияют на выбор программы в то или иное время года или суток. Хорошее ли сегодня настроение, что-то случилось в стране, хорошая или плохая погода, темнеет на улице раньше или позже – все это, наряду с качеством контента, влияет на выбор телеканала для просмотра.
Соответственно, телевидение будущего - это телепрограмма, которая составлена под конкретного потребителя в зависимости от набора факторов, которые исследуются всевозможными способами. Уже сейчас телефон снимает информацию через Фейсбук, интернет - где ты ходишь, чем интересуешься, определяет твое настроение и предлагает контент персонально ближе к твоим ожиданиям. Телевидение рано или поздно к этому тоже придет.
- Какой свой проект вы считаете самым успешным за последнее время?
- Это наши сериалы собственного производства: "Братья по крови", "Опер по вызову", "Звонарь", "Ментовские войны". Они дают стабильно высокие цифры и растут в динамике. Кстати, мне очень понравилось, как коллеги реализовали "Спіймати Кайдаша", аплодирую стоя, молодцы.
Если говорить про канал в целом, то наши сериалы не получили бы таких рейтингов, если бы перед ним не было нашего качественного инфоблока. Информационная программа выходит в эфире "2+2" уже 10 лет, из которых 6 лет под брендом "Спецкор". После "Спецкора" в эфире "Джедаи", которые продолжают информационные итоги дня, на протяжении уже 8 лет успешно собирают значительную аудиторию и рассказывают о чрезвычайных происшествиях.
- А почему спорт уходит из телевизора? Вот у вас значительное уменьшение трансляций, закрылась программа "Профутбол". Потому что дорого или зрителю не интересно?
- Все изменения вызваны экономической целесообразностью. В то время как по всему миру спортивные трансляции являются самыми рейтинговыми, за право их показа на тендерах борются самые большие телекомпании, рекламное время в топовых трансляциях является самым дорогим, в Украине мы наблюдаем уменьшение интереса к спортивным событиям. Причины снижения интереса к спортивным событиям нужно искать глубже, чем в анализе поведения ТВ-аудитории. К сожалению, интерес к спортивным событиям в Украине снижается не только на ТВ. К примеру, динамика посещения стадионов (до коронавируса) коррелирует с динамикой рейтингов ТВ-трансляций.
"Профутбол" был одной из брендообразующих программ канала. Ее ведущих Игоря Цыганыка и Александру Лободу очень хорошо знают, им доверяют. Рейтинги "Профутбола" уменьшились параллельно со снижением интереса к спортивным трансляциям в целом. И решение о том, что эта легендарная программа больше не выйдет в эфире "2+2", было крайне сложным.
- Что еще интересного мы увидим на "2+2" в скором времени?
- Осенью у нас ожидается еще три премьеры - второй сезон "Братьев по крови", абсолютно новый сериал "Ангелы", автором идеи которого является наш креативный продюсер Сергей Карпенко, а также сериал "Булатов", на который у нас тоже большие надежды. Также в эфире премьерные выпуски брендообразующей линейки "Загублений світ". На весну планируем завершающий сезон "Ментовских войн" и пятый сезон "Опера по вызову".
- По жанрам будут изменения? Например, комедии?
- На комедии, как на отдельном жанре, внимание не фокусируем, но допускаем юмористические и комедийные элементы в художественном продукте. У нас будет эксперимент, это сериал патриотического направления, который мы подаем на питчинг Минкульта. Как по мне, выходит очень интересная история, не скучная.
- Как думаете, может ли у нас патриотическое кино быть с юмором?
- У нас - с юмором. Это не юмористический, но жизненный сериал, где есть как конфликтные, так и достаточно веселые сцены. Проблемы объединения в одну громаду двух частей города, когда-то разделенных линией фронта на востоке Украины, освещаются через основную и второстепенные линии личностных и бытовых конфликтов героев, которые часто юморные. Бывшие друзья, ставшие врагами во время войны, вместе с семьями теперь снова пробуют найти общий язык для объединения усилий в восстановлении родного города. Получается интересная, при этом патриотическая история.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Популярный актер, сыгравший майора Соловца в сериале "Улицы разбитых фонарей", стал одним из ведущих детективного проекта на нашем ТВ.