Загрузить еще

Режиссер фильма "Конец каникул": Цой магически действовал на людей, и они отдавали ему по несколько сигарет сразу

Режиссер фильма
Фото: Предоставлено каналом "Интер".

15 августа исполняется 30 лет со дня гибели легендарного рок-музыканта, солиста группы "Кино" Виктора Цоя. В этот день "Интер" покажет документальный проект "Цой жив. 30 лет без "Кино" (премьера в эфире – 15 августа в 20.30). В фильме о Викторе вспоминают его коллеги и друзья. Среди них – украинский режиссер Сергей Лысенко, который в 1986 году в Киеве снял короткометражный фильм "Конец каникул" с участием Виктора Цоя и группы "Кино". Как тогда еще молодому студенту-режиссеру удалось уговорить рок-исполнителя сняться в своей картине, которая, по сути, была просто дипломной работой выпускника режиссерского факультета, да еще и приехать в Киев сразу после аварии на Чернобыльской АЭС?

"Больше всего боялся, что Цою не понравится сценарий"

- Сергей, как возникла идея поработать с музыкантами? Почему Виктор Цой и группа "Кино"?

- Чтобы ответить на это вопрос, нужно начать издалека. А именно - с моего друга Ромы Альтера. Это знаковый киевский персонаж, с которым мы очень дружили. Наверное, его номер телефона был во всех записных книжках советских неформалов: к нему приходили и приезжали на "вписку" со всех уголков Советского Союза. Для тех, кто не совсем разбирается в подобном сленге: вписки - это места, где собирались неформалы, хиппи, панки и металлисты. Он никому не отказывал, поэтому у него всегда жил дома какой-то длинноволосый или, наоборот, бритый наголо персонаж. Взамен они привозили ему свои записи, книжки, какие-то андеграундные сплетни. Я же, учась на кинофакультете театрального института, все же принадлежал к официозу. Поэтому Рома был моим связующим звеном с тем самым советским андеграундом.

И вот однажды мы сидели у него дома в трехкомнатной квартире на Лесном массиве, и он поставил бобину. Это был первый альбом группы "Кино" под названием "45": странный, полуакустический... Когда я услышал голос, который пел "Я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле", очень впечатлился. Эта музыка меня не отпускала, и это нашло свой выход - я решил, что нужно делать в качестве дипломного фильма рок-мюзикл. Движимый патриотическими чувствами, сначала решил найти киевских ребят с интересным репертуаром. Отправился в путешествие по разным репетиционным базам, но это не принесло результата. Это связано с  идеологическим прессом, который у нас был гораздо сильнее, чем в Москве, Питере или той же Прибалтике. Вот я и вспомнил о питерских ребятах. Тогда были другие времена: если сейчас студент-дипломник вынужден где-то раздобыть ресурсы для того, чтобы снять свой фильм, то тогда советское государство выделяло на это довольно приличные деньги – 25 тысяч советских рублей! Это были два автомобиля "Волга" и одни "Жигули" в придачу. Но, правда, это были некие такие виртуальные деньги – только на съемки.

Посоветовавшись с Ромой, который, кстати, также загорелся идеей, мы отправились на поезде в Питер. Я впервые туда приехал, и для меня это был совершенно другой мир! Через одну знакомую девочку, которая всех знала в Питере, мы нашли телефон питерского рок-клуба. И приехали в это знаменитое здание на улице Рубинштейна. Мы были поражены тем, что в Питере есть рок-клубсо своим президентом. Для Киева это было вообще совершенно нереально. И вот в этом рок-клубе нам начали показывать фотографии с концертов "Аквариума",  "Странных игр", "Зоопарка". И в рок-клубе меня снабдили номером телефона Цоя. Я позвонил ему, и мы договорились на следующий день встретиться в таком легендарном месте, как кафе "Сайгон".

Режиссер Сергей Лысенко возле ивы, которую называют деревом Цоя, на берегу озера Тельбин в Киеве. Здесь в 1986-м музыкант снимался в фильме "Конец каникул". Фото: Предоставлено каналом "Интер".

- Вы же не знали, как выглядел Виктор Цой, верно?

- Услышав его фамилию, я догадался, что он азиат. Но это никак не повлияло на мой выбор. Больше всего я боялся, что ему не понравится сценарий. Когда мы договорились о встрече с Цоем, я пришел, держа три листочка сценария, отпечатанные на машинке, и ждал. Когда он вошел, я тут же сунул ему этот сценарий и говорю: "Почитайте!" И с замиранием сердца следил, как на его самурайском лице не отражалось ровным счетом ничего! Дочитав, он вернул мне эти странички и говорит: "Мне понравилось". У меня просто от сердца отлегло.

- К чему в итоге пришли?

- Это была зима 1985-го. Договорились, что в следующем году он прилетит к нам в Киев. Но, как вы знаете, в апреле 1986 года случилась авария на Чернобыльской АЭС. Поползли страшные слухи по всему Советскому Союзу, после чего мне звонит Цой и спрашивает: "Что у вас там происходит?" Я объяснил, что Чернобыль - это далеко, а в Киеве все нормально. Хотя не было нормально. Но мне некуда было деваться – нужно снимать дипломную работу. И я сказал: "Витя, приезжай, я каждый день буду выставлять ящик красного вина тебе и ребятам, что даже если вы какую-то дозу радиации и получите, с помощью красного вина ее выведете". Надо отдать им должное - ребята согласились, и несмотря на всю ту атмосферу слухов и паники, прилетели в Киев.

Прекрасно помню день, когда встречал их в аэропорту. Приземлился самолет, и я  видел, как по трапу спускаются эти четверо - все как один в черном, в темных очках, хотя это было уже поздним вечером. Ощущение, будто я потер лампу, оттуда вылетел джинн, а я не очень понимал, что с этим джинном делать. И начался этот абсолютно безумный период съемок.

- Кинопробы были?

- Вместо того, чтобы вызвать Цоя на пробы в Киев, я решил полететь вместе с оператором в Питер, чтобы быть подальше от радиации. Должен сказать, эти пробы были условностью: я верил в Цоя, прекрасно понимал, что он будет сниматься. Да и у меня не было другого варианта. Но мне хотелось посмотреть, насколько он киногеничен, любит ли его камера.

Рядом с его домом была школа, вот там мы и провели пробы - разыгрывали сцену из сценария. Также мы сняли его проход по березовой роще вместе с женой Марианной и маленьким сыном Сашей, которому был всего годик или два. Вернувшись в Киев и посмотрев на экран, я понял, что не ошибся в нем. Знаете, Цой относится к редкой породе людей, которые обладают какой-то невероятной харизмой: смотришь на него на экране и невозможно отвести взгляд!

"Он был однолюбом, не устраивал каких-то пьяных оргий"

- Что касается взаимоотношений героев в фильме… Цой ведь тоже расстался со своей женой Марианной, как и его герой в "Конце каникул"…

- Не считаю себя каким-то визионером, который прозревал будущее. Да, к сожалению, так получилось, что брак Цоя с Марианной распался. Хотя Цой в личной жизни был абсолютно не рокером. Он был однолюбом. Я ни разу не видел, чтобы он приставал к каким-то девушкам. Не устраивал никаких пьяных оргий. А вот этого я поначалу немного опасался: что они разнесут гостиницу, начнут выкидывать телевизоры из окна, как это бывает в лучших рокерских традициях. Но ничего этого не было. Всего один раз Цой привел девушку: худенькая такая, очень интеллигентная, молоденькая девочка. Она побыла с нами вечер и так же тихо исчезла. Судя по всему, это были какие-то его очень платонические мимолетные киевские отношения. Не знаю, кто эта девушка, но мне было бы любопытно узнать, что с ней сейчас.

Виктор Цой в фильме "Конец каникул". Фото: Предоставлено каналом "Интер".

- А что это за история, когда Виктор стрелял в Киеве на улицах сигареты?

- Мы собрались у Ромы Альтера дома, и в какой-то момент у нас закончились сигареты. А в СССР все магазины закрывались в 21.00, как вы знаете. Курить хотелось страшно. Вот мы всей гурьбой высыпали на улицу и начали просто тормозить проезжающие автомобили с просьбой дать закурить. Сейчас это выглядит очень странно, конечно, но тогда это было в порядке вещей. Тогда настреляли по-разному: кто-то пяток сигарет, кто-то - десяток, а Цой настрелял где-то пачку. Он магически действовал на людей, и они отдавали ему по несколько штук сразу.

- Какие песни будут исполнены в фильме, решал Цой?

- Нет. Последнее слово за режиссером, потому что он отвечает за конечный результат. Я попросил Виктора посмотреть, какие песни из его нового альбома подойдут для фильма. Он мне прислал на выбор несколько песен, и почти все подошли. Мне хотелось, чтобы одна песня контрастировала с роковыми, напористыми - она должна была быть тихой, спокойной и негромкой. Я попросил его придумать четвертую песню, и, будучи в Киеве, он написал и записал ее – "Раньше в твоих глазах отражались костры". К сожалению, исходники потерялись, о чем я очень жалею. Она осталась только в фильме.

- А как насчет песни "Тем, кто ложится спать, спокойного сна"?

- Помню, как застал его сидящим на балконе вдвоем с Игорем Тихомировым. Там я увидел листочки, на которых был какой-то текст. На написание этой песни его вдохновил Киев - прекрасный вид из балкона, который открывался на правый берег Киева, Лавру, звездное небо над ней. Считаю, это одна из лучших его песен.

"Пока я был занят подготовкой съемки, осветители успели напоить Цоя"

- Говорят, в итоге фильм "Конец каникул" Цою не понравился...

- Не уверен, что он его видел. Я же еще прошел отдельную историю с запретом этого фильма. Я понимал, что делаю фильм о том, что очень актуально, что завтра уже станет мейнстримом. Но, к сожалению, руководство моего института подумало, что я снял фильм о каких-то фашистах, наркоманах, неформалах... Меня чуть не выгнали. Я защищал диплом с другим фильмом. А этот был положен на полку. Но в 1987 году я поехал в Москву: при Союзе кинематографистов была организована так называемая Конфликтная комиссия, которая рассматривала именно такие случаи - когда фильм кладут на полку или запрещают. В итоге все запреты были сняты и фильм был полностью реабилитирован.

И когда в 1987 году меня пригласили в Симферополь на рок-фестиваль, мы с Цоем пересеклись. Возможно, он имел возможность там его увидеть. Но я с ним не говорил на эту тему и никаких рецензий не получал. Кстати, его девушка Наташа Разлогова говорила, что это лучший фильм с Цоем.

- Фильм даже пытались уничтожить, да?

- Да, его действительно хотели уничтожить, и в последний момент мне удалось подменить пленки. По сути дела я украл фильм из института. О чем нисколько не жалею.

Это одно изсамых интересных приключений в моей жизни. Я же много чего снимал и много чем занимался, но меня до сих пор знают как человека, который снял первый фильм с группой "Кино".

- Вы с Цоем были ровесниками. Хорошо ли понимали друг друга?

- Не могу сказать, что мы с Цоем сразу нашли общий язык. Мы все-таки были людьми из абсолютно разной социальной среды. Цой был очень ярким представителем советского андеграунда, он жил этим, этими подпольными концертами-квартирниками. Кстати, однажды в Киеве, когда он давал квартирник, его повязала милиция, поэтому он ехал к нам на съемки с некоторым напрягом.

А я же был из абсолютно другой сферы – из идеологического вуза. Не могу сказать, что я был сторонником советской идеологии, мы тогда все относились достаточно иронично ко всему этому, но, тем не менее, я все время действовал на официальном уровне. Поэтому какое-то время уходило на притирку, попытки понять друг друга. К тому же он был интровертом: мало кого пускал в свою жизнь, держал дистанцию, был достаточно колючий.

Во время съемок в Киеве. Фото: Предоставлено каналом "Интер".

- Конфликтов не было?

- В общей сложности мы снимали, наверное, недели три. И нужно отдать Цою должное: он уже тогда был профессионалом - всегда четко понимал, где заканчивается его компетенция. И все, что касалось кинематографических вещей, - композиции кадра,  мизансцены, общего настроения, эпизода, - он туда не лез. У меня ни разу с ним не возникло какого-то спора по поводу того, куда он должен идти и что делать - он выполнял все  беспрекословно, доверял мне как режиссеру абсолютно.

Конфликтов не было. Однажды случился казус, когда мы снимали эпизод на кухне. А снимали мы его на Выставке достижений народного хозяйства. Это был такой павильон,  который изображал идеальную кухню советского человека. Мне нужна была именно такая стерильная идеальная среда, где вот все на своих местах, все очень чисто. То есть полная противоположность рок-н-роллу, к которому звала его мечта. И вот на этой кухне был эпизод дружеских посиделок Цоя с актрисой, которая играла его жену, и актером, который играл его друга. И вот пока я был занят подготовкой съемки, осветители успели напоить Цоя. И когда я пришел в себя, смотрю, а он уже поет им какие-то песни, они в диком восторге. И если приглядеться, в фильме есть пару кадров, где видно, что он бухой. Но если не знать и специально не высматривать, этого не видно.

А так Цой очень ответственно относился ко всем съемкам, и я не помню, чтобы он опоздал, проспал или капризничал. Из группы "Кино", пожалуй, таким ненадежным элементом был Густав Гурьянов - барабанщик, к сожалению, тоже ныне покойный. Вот он иногда совершал странные поступки. Например, неожиданно очень коротко постригся. И вы можете видеть в кинофильме, что в одних кадрах Густав достаточно заросший, в других - почти лысый.

Я до сих пор с благодарностью вспоминаю эти дни съемок, потому что Цой мне очень помог. Я же был студентом, делающим дипломную работу, - неопытный и неуверенный в себе. А вот Цой стал тем человеком, который вселил в меня веру в то, что из этого фильма что-то выйдет.

- Есть у вас любимая песня группы "Кино"?

- Мне нравится много песен. А вот какие-то особые чувства у меня вызывает песня "Когда твоя девушка больна". Она такая простая, подростковая, казалось бы, даже примитивная и в то же время просто потрясающая. И это удивительно!

СМОТРИ ПО ЯЩИКУ!

Вечер памяти Цоя

В субботу, 15 августа, в 20.30 - премьера документального проекта собственного производства канала "Интер" "Цой жив. 30 лет без "Кино". В 21.30 - "Конец каникул" с участием Виктора Цоя и группы "Кино".

В 22.00 – юбилейный концерт группы "Алиса" "Мы вместе!". В нем в том числе прозвучат песни группы "Кино", которые исполнит Константин Кинчев, солист "Алисы" и товарищ Виктора Цоя.

А в 00.10 - специальный выпуск проекта "Следствие вели…" – "Виктор Цой. Смертельный поворот" – о тайне гибели лидера группы "Кино".

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Отец Цоя – о новом расследовании гибели сына: Я сразу сказал, что он не спал, а какие-то идиоты повторили!

Новости по теме: Виктор Цой фильмы киносъемки