После премьеры фильма «Обитаемый остров» Федора Бондарчука самым ярким ощущением стала жуткая головная боль: организм просто отказывался выдерживать чудовищный грохот из колонок и мелькание вспышек с экрана. Впрочем, ради «главного кинематографического события» России, как заявлял в своих интервью режиссер, стоило пострадать. И что на выходе? Явное разочарование.
Картина о парне с Земли Максиме, попавшем в 2157 году на планету Саракш образца цивилизации ХХ века, явно затянута. Легкий и увлекательно-метафорический роман братьев Стругацких в своей экранной ипостаси получился набором цитат известных голливудских блокбастеров. Подсознание то и дело подсовывало картинки из «Матрицы», «Небесного капитана» и прочей кинофантастики. Впрочем, это вполне допустимо в нашу эпоху постмодернизма. Плохо другое - фильм разваливается на отдельные куски, не связанные воедино ни темпом, ни особым смыслом. Только что герои общались на фоне послеядерного пейзажа, а вот уже ловят рыбу в чудном парке сродни Версалю. В репрезентации себя любимого в роли Прокурора Бондарчук дважды повторил одни и те же кадры: ведь «вышивал бисером свою лучшую роль».
На роль супермена с Земли Максима Камеррера выбрали студента Василия Степанова по вполне понятной причине: такого мужского лица в кинематографе не было уже давно - оживший античный Аполлон! Однако парень слишком усиленно играл основную мизансцену, усвоенную еще из романа братьев Стругацких - «Максим постоянно улыбается». Поэтому большинство сцен с его участием получились психологически неубедительными. Кругом насилие, смерть, а землянин взирает на все в полном анабиозе, притом что позиционируется как лучший образец гуманоида Вселенной. Кстати, и говорит не своим голосом. Из титров выяснилось, что исполнителя переозвучили.
А вот его возлюбленная Рада (Юлия Снигирь) за душу не взяла даже внешностью. Камера ее попросту не любит, так как в жизни девушка выглядит гораздо эффектнее. Впрочем, может, она расцветет от любви во второй серии?
Зато роли второго плана были выполнены на ура! Монолог Сергея Гармаша (Зеф) о том, как излучатели, установленные правителями страны - Неизвестными отцами, действуют на умы жителей, сравним с гамлетовским. А Максим Суханов в образе одного из членов местного политбюро по молчаливой значимости ассоциируется с Марлоном Брандо в «Апокалипсисе» Копполы.
Алексей Серебряков виртуозно нашел интонации для образа Странника - главного идеолога системы тотального промывания мозгов. Убедителен и солдафон Михаила Евланова. Однако расхожая фраза создателей, что картина развенчивает миф о Советском Союзе, не выдерживает критики. Несмотря на то что в ленте звучит немало лозунгов недавнего прошлого, созданная атмосфера милитаризма скорее напоминает США в версии партийных идеологов СССР, а заявление главного героя, что он парень из Москвы (это в 2157 году!), легко укладывается в стереотип противостояния двух сверхдержав.