На итоговой пресс-конференции президент Владимир Зеленский заявил, что в стране кадровый голод и сложно найти хорошего министра культуры.
- Мы вместе с премьером ищем, мы обращались к культурному сообществу, обращались ко многим людям, просили – дайте, - заявил глава государства.
“КП в Украине” узнала у представителей того самого культурного сообщества, почему сложилась такая ситуация. Тем более, что президент лично знает многих артистов и продюсеров. Неужели нет достойных кандидатов? Наших собеседников мы попросили ответить на четыре вопроса:
1. Чем должен заниматься Минкульт?
2. Какие критерии выбора министра?
3. Кого бы вы предложили?
4. Нужен ли стране вообще Минкульт?
|
- Министр культуры - это не просто человек, который должен быть связан с культурой, это, в первую очередь, бизнесмен. Человек, который умеет считать, искать инвестиции, который не просто будет пожимать плечами и говорить: “У государства нет денег для того, чтобы содержать театры и библиотеки”. Глава Минкульта должен спасать те коллективы, которые нуждаются в помощи, и не рассказывает о том, что страна бедная и на культуру выделяются копейки. Когда человек занимается своим хозяйством, у него есть свой город, он ни на кого не равняется, а берет лопату в руки и работает. Таким и должен быть министр.
Возглавить министерство смог бы тот человек, который взял бы эту ответственность на себя и будет отвечать за свои действия. Это тот человек, который понимает, что будет делать, а не сваливать всё на предшественников.
Письма, как Оксане Билозир и Сергею Жадану, мне не поступали, к счастью (улыбается). Понимаете, что совет-то можно дать, но человек, который хочет быть министром культуры, должен сам себя выдвигать. Он должен сам приходить и набиваться на встречу с президентом и говорить: “Я знаю, как можно спасти отрасль. Я знаю, что делать”. А когда мы сейчас сойдемся на мысли: “О, пусть это будет хороший руководитель Театра имени Франко”, к примеру. И Зеленский ему звонит и говорит, что народ сошелся на мысли, что ты должен быть министром культуры, а тот: “О, окей, я готов”. И с чего он начнет работать? Мне кажется, что инициатива в этом случае - самое правильное решение. Потому что министр - это ключевая должность, это креативные идеи, которые должны воплощаться в жизнь, а не просто человек, который подписывает документы.
К примеру, театр, как и кино, уже могли давным-давно себя содержать, если бы у них были какие-то скидки на коммунальные услуги и налоги, были спонсоры, которые помогали бы им финансово. Эта система работает давно в успешных странах, у нас же почему-то считается, что культура - это последний вопрос, который нужно рассматривать. То же самое касается и кино. Пока, как и в соседних государствах, правительство не будет активно финансировать и не будет на каждом нашем фильме писать “по поддержке Госкино” (а так уже было), то толка не будет. Всё равно сами люди не выживут, им нужна помощь, а когда они станут на ноги, то всё станет на свои места.
|
- Минкульт должен заниматься культурой (смеется). Но если серьезно, то много чего нужно усовершенствовать. Это же и театры, и музеи, и библиотеки, и культурные фонды. Много структур, которые связаны между собой. Должно быть соответствующее финансирование.
Министр культуры должен разбираться в культуре, понимать что к чему, заниматься ее популяризацией, выходить на серьезный международный уровень, не забывая, в первую очередь, какой уровень существует сейчас у нас.
Мне сейчас тяжело сказать, кого я вижу на этой должности. Это должна быть знаковая фигура в украинской культуре. Там ситуация нелегкая. Нужно понимать, какой ресурс есть на это направление, чтобы начать чем-то заниматься. А если его нет, то что человек сможет сделать? Тянуть те же библиотеки, клубы культуры, которые находятся в селах. Я как-то попал в одну сельскую библиотеку в Украине, ну это слезы наворачиваются на глаза! Нужно заниматься памятниками архитектуры, неухоженными старыми зданиями, теми же замками по всей стране - это невероятно сложно, потому что касается не только одного какого-то направления.
Конечно, было бы хорошо, если бы создавали новые музеи. Но в наше время их хотя бы сохранить нужно. Потому что ЮНЕСКО недавно заявило, что в мире каждый восьмой музей может закрыться навсегда в связи с пандемией коронавируса. Министру нужно бросить усилия на внутренний рынок, проблемы. Когда же пандемия эта закончится, дай бог поскорее, то нужно открывать проекты с международными партнерами: и по театрам, и по кино, и по другим направлениям.
Тенденции объединять направления в министерствах: молодежи и спорта, сейчас Министерство культуры и международной политики. Снова то разъединяют, то объединяют. Постоянно хотят придумать новый велосипед, но он, к сожалению, с квадратными колесами. Потому что велосипед давно придуман и люди ездят, всё нормально. Только мы почему-то буксуем.
Также нужно обратить внимание на опыт других стран. Не у всех же стран есть министерство культуры. Например, взять за пример, как создавался Минкульт во Франции в послевоенные времена, это 1959 году. Обратить внимание, какие направления, какие департаменты были созданы. Должны существовать различные департаменты: один отвечает за музеи и памятники архитектуры, другой отвечает за театры, третий за библиотеки. Один же человек не сможет за всем этим следить. Поэтому почему не взять пример с Франции, где наладили работу министерства культуры? Кто был в этой стране, то видел, насколько там налажена работа и с театрами, и с музеями, и с кинематографом и так далее. Вот, к примеру, первым министром культуры у них был писатель Андре Мальро. Там не просто, знаете, приходит какой-то чиновник и начинает внедрять непонятные реформы. В Украине это должна быть значимая фигура.
|
- Знаете, я такой госслужащий… Я - художник, поэтому мне тяжело ответить на этот вопрос. Честно говоря, если у меня раньше было хотя бы какое-то представление, каким должно быть Министерство культуры, то сейчас, учитывая карантин, не знаю, что нужно делать, чтобы эта отрасль выжила.
Не знаю, что должен делать министр, он должен быть каким-то гением. Чтобы всё структурировать, потому что мы долго без министра, и в отрасли очень серьезный дефицит финансирования. И нет какой-то из-за этого свободы.
У меня, к сожалению, нет знакомых, которые могли бы возглавить Минкульт. Если были бы идеи, то я бы сама написала и сама предложила. Сейчас все настолько сосредоточены на том, чтобы выжить и как-то вернуться к нормальной работе… (как раз еду в свой театр), что и не знаю, что нужно делать, чтобы такую отрасль на ноги поставить.
|
- А как они ищут того министра вообще? В нашей стране я не помню никакого периода, чтобы говорили, что время легкое. На самом деле Министерство культуры имеет достаточно ограниченные функции, и я бы сказал, что в наше время ему нужно делать то, что делает правительство: обеспечить финансовой поддержкой, потому что культура на грани уничтожения. Еще пару месяцев - и эти культурные деятели, креативная индустрия начнет перепрофилироваться. Ей нечем заниматься на самом деле. Для материальной поддержки не нужно искать министра, подавать его в международный розыск (смеется). Не будет культуры - не будет страны. Это, наверное, пафосно звучит, но я имею ввиду современную культуру, которая на слуху. Вне зависимости от того, культура хорошая или плохая, ее нужно поддерживать, потому что без этого никак.
Поверьте, если будут деньги, то Минкульту будет, чем заняться. Хотя бы даже позаботиться о культурных памятниках и соединять это всё с туризмом. Культура - это не только шаровары и вышиванка, культура - это и деньги в том числе, и для страны, и для государства. Чтобы мы показали культуру всему миру, ее нужно хотя бы “причесать”, одеть на нее какую-то обертку, потому что без этого ничего не продашь.
Касательно шоу-бизнеса, то главное, чтобы Министерство культуры не мешало. Для нас важно, чтобы никто не ставил палки в колеса и не придумывал какие-то “неудобные” законы, которые нам запрещали или же делали невозможной нашу деятельность. Если не будет оно мешать, то шоу-бизнес будет развиваться и не будет зависеть от кого-либо. Если говорить о культуре в целом, то шоу-бизнес - это единственная сфера, которая имеет деньги, которая приносит деньги, которая обеспечивает рабочими местами и еще платит налоги государству. Я так поговорил и понял, что мог бы быть министром культуры, но я этого делать не буду (смеется).
Кто может стать министром? Это должен быть не просто какой-то артист, не просто “икона”, а действующий менеджер. Возможно, даже из шоу-бизнеса, здесь люди хотя бы работают. Но кто именно - с ходу сказать тяжело, это нужно посидеть, подумать. Думаю, что действительно нелегко найти подходящего человека, потому это так и затянулось.
Что касается объединения министерств, то мне не очень нравится “сахар, мед, говно и пчелы” (улыбается). Это как министерство всего и ничего. Если же объединить, то только Министерство культуры и туризма. А министерство всего и ничего - так и будет работать.
|
- Довольно сложный вопрос. Во-первых, человек, желающий стать министром, должен понимать, чем он будет заниматься и какой есть бюджет. Есть его полномочия, и если в них не будут вмешиваться определенные структуры и будет финансирование - это одно дело. А если выделили 20 копеек, чтобы устраивать праздники, которые “не каждому сердцу милы”, то какой смысл этим заниматься?
Из моего окружения я не уверен, что кто-то захотел бы сегодня, в таком положении, идти на эту должность “самоубийцы”.
Нужен ли Минкульт? Ранее объединяли культуру, молодежь, туризм и спорт вроде как… Честно говоря, это настолько сегодня не важно. Надо делать бюджет, чтобы были деньги на развитие страны, они есть, люди знают, как их достать. Но это не делается. Сложная ситуация плюс коронавирус подкосил наше государство, нашу экономику, поэтому тяжело сейчас. Как оно будет дальше и что из это выйдет, если уже сами артисты просят помощи, то о чём можно говорить? Еще раз повторюсь, мое личное субъективное мнение, что должность министра культуры - это должность в настоящее время “самоубийцы”.
|
- Поскольку я имею непосредственное отношение к кинематографу в нашей стране и к телевидению, то могу сказать, что все отрасли культуры в Украине, да и туризма, нуждаются в развитии и внимательном финансировании. Мне, конечно, очень хотелось бы, чтобы новый Минкульт продолжил развитие украинского кинематографа, который за последние несколько лет очень поднялся. Появилось очень много талантливых режиссеров, актеров, сценаристов, операторов, конечно же, идей. Очень хотелось бы, чтобы министерство продолжило это работу и особое внимание уделило нашему кино. Потому что украинский кинематограф - это не только визуальное искусство, это на самом деле прекрасный способ формирования национального самосознания.
Министром должен быть известный деятель культуры, а не просто хороший управленец. Я в своей жизни видела ситуации, когда очень очень толковый управленец приходил в новую для себя отрасль и ему еще понадобилось очень много времени, чтобы понять, что здесь к чему. Так вот сейчас у украинской культуры времени нет, потому что это всё будет называться словом кризис, пока новый министр будет входить в курс дела. Поэтому это должен быть известный человек, но если вы хотите от меня услышать конкретные имена и фамилии, то я не готова их назвать (смеется). Хотя среди моих знакомых достаточно много людей, которые, наверное, неплохо бы справились с этой задачей. Но сейчас нет времени играть в игру: “А давайте попробуем”. В нынешних условиях, усиленных пандемией коронавируса, уже не работает. Нужно брать кого-то, кто точно справится с этими обязанностями, и ранее справлялся с другими задачами в этой же отрасли.
Я считаю, что культура в каждом государстве - это такая огромная сфера, которая, конечно же, должна быть отдельной. Минкульту будет, чем заниматься с утра до ночи (улыбается).
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Оксана Билозир о поисках Зеленским министра культуры: Люди мыслящие не хотят в этом участвовать.