Недавно телеведущая Маша Ефросинина опубликовала на своей странице в Instagramобращение, где эмоционально обратилась не только к тем, кто распространяет от ее имени фейковые порошки для похудения, отравляя тем самым людей, но и к тем, кто на них ведется.
"Я, которая говорит: не закладывайте в себя ничего сомнительного происхождения, не занимайтесь самолечением, обращайтесь только к докторам в случае проблем с весом - к эндокринологам, гинекологам и неврологам - могу все-таки вызвать у вас веру в такие вот несущиеся по интернету "советики"? Ну почему же, несмотря на миллион опровержений подобных материалов в Сети известными людьми, вам все равное легче верить в чудо-зелье, чем в один забор анализа крови на гормоны и биохимию и один прием у квалифицированного специалиста?".
Сейчас в Сети можно попасться на что угодно – от фейковых розыгрышей до чудо-товаров. Нечистые на руку торгаши не брезгуют продавать даже лекарства от серьезных болезней, прикрываясь именами известных и популярных людей. Мол, благодаря такому-то чудо-средству похудели Маша Ефросинина и Анита Луценко, Сергей Притула избавился от глистов, а коронавирус убьют ультрафиолетовые облучатели, "рекламируемые" доктором Евгением Комаровским (хотя сам врач в своих видео рассказывал, что кварцевые и ультрафиолетовые облучатели при коронавирусе не нужны).
"КП в Украине" собрала разные звездные истории, чтобы еще раз убедить, какими предприимчивыми
В марте жертвой мошенников стала Настя Каменских - имя певицы использовали для розыгрыша автомобиля BMW. Его "организаторы" предлагали внести деньги для участия в акции, причем обещали вернуть человеку сумму, которую он вложил в лжерозыгрыш, умноженную в несколько раз. К тому же, несмотря на то, что главный приз один, обещали, что без подарков никто не останется. А для пущей убедительности в Facebook и Instagram накручивали голоса и комментарии от людей, которые якобы уже выиграли деньги.
"Если увидите это видео, оставьте комментарий, что это фейк и что я на моей официальной странице опровергаю этот розыгрыш, - обращалась к своим подписчикам Настя в Instagram. - Этим мы поможем людям не попасться на мошенников!"
Но до того, как увидеть сообщение, многие уже успели клюнуть на "бесплатный" сыр.
- Очень жаль, что существуют нечестные люди, которые используют чужие имена и известность других в своих корыстных целях. Чтобы не попасться на крючок таких аферистов, нужно быть очень бдительным в Сети, проверять достоверность информации исключительно на официальных источниках артиста. От моего имени пытались продавать какие-то препараты для похудения и проводить розыгрыши дорогих вещей, используя мой контент, - рассказывает в беседе с "КП в Украине" Каменских. - В таких случаях мы всегда реагируем опровержением на всех моих официальных страничках, и я очень благодарна СМИ, которые подхватывают информацию и поддерживают, предупреждая людей о подобных аферистах.
|
|
Даже такого активного в соцсетях человека как телеведущий Дмитрий Комаров, который постоянно на связи со своей аудиторией, мошенники тоже не обходят стороной.
Много лет телеведущий ведет благотворительный проект #ЧашкаКофе, где он вместе с другими неравнодушными собирает деньги для помощи тяжелобольным детям. Благодаря этой инициативе (суть проекта - каждый человек может спасти жизнь ребенку, отказавшись от чашки кофе и передав эти деньги на благотворительность) удается собирать миллионы гривен. И, конечно же, такие огромные сборы не могли не привлечь внимание мошенников.
Так, в Сети создавались фейковые страницы Комарова, где аферисты дублировали его посты о помощи тяжелобольным детям, но с одной разницей - вместо настоящих реквизитов давали номер своей карты.
Естественно, команда телепутешественника пытается блокировать такие посты в соцсетях, но за всем не уследишь. Поэтому Дмитрий Комаров призывает быть очень внимательными, тщательно проверять реквизиты перед осуществлением благотворительного взноса и доверять данным только из проверенных первоисточников. Ну а достоверную информацию о проекте #ЧашкаКофе можно найти на официальных страницах Дмитрия Комарова в социальных сетях Facebook и Instagram.
Даже бдительная и наблюдательная ведущая проекта "Аферисты в сетях" Елена-Кристина Лебедь тоже попадала в ловушку мошенников.
- Вся "прелесть" многих афер в том, что если это телефонный развод, то афериста никак невозможно найти. По номеру телефона в нашей стране никого не отыщешь. Хотя у меня была парочка желающих развести именно по телефону. И кое-кому это даже удалось, - признается ведущая Нового канала. - Потому что я клюнула на шару и была в состоянии эйфории. Мне позвонили и сказали: "Вы выиграли стиральную машинку!" Сейчас эти аферисты заматерели – звонят и говорят: "Вы выиграли авто-квартиру-300 тысяч грн!" Но принцип везде одинаков – пока ты счастливо булькаешь в трубку, тебе мягко сообщают, что твой приз уже едет к тебе, но нужно заплатить 1% налога! Причем сделать это прямо сейчас или отказаться от приза! В данном случае не дают жертве прийти в себя, ставят во временные рамки! Сейчас или никогда! Времени думать – ноль. Так я перевела 1000 гривен налога за стиралку, которой, видимо, стирает кто-то другой. Ибо я ее не получила. Таких вот "звонарей" по телефону не вычислить и не поймать!
А еще у Лебедь был случай, когда один очень нахальный малый решил продать на ОЛХ ее трусы и автограф!
- При этом и трусы не мои, и автограф накарябан чужой рукой. И за все про все – аж 20 000 гривен! И этого продавца удалось вычислить, - улыбаясь, рассказывает ведущая. - Позвонив и пригласив на встречу. Конечно, купив его на то, что я просто мечтаю иметь трусы Елены-Кристины Лебедь и ее автограф! За любые деньги! В телефонном разговоре он меня не видел! А вот на очную встречу пришла вся наша группа "Аферистов в сетях". Правда, к нему вышла только редактор Оля. Этот горе-предприниматель такие басни рассказывал, мы просто ухохатывались в засаде. Что было в финале, мы покажем в нашем новом, пятом, сезоне проекта.
|
У певицы Оли Цибульской тоже есть свои истории. Они не такие плачевные, как те, где, скажем, торгуют непонятными лекарствами, тем не менее выстроенные на обмане.
- Ежемесячно я стабильно становлюсь лицом новых лакшери-брендов одежды. Правда, модных домов на рынках и фэшн-показов на билбордах объездных трасс. Мои фото постоянно используют для рекламы маленькие магазины одежды. Не только в Instagram, но и в жизни. Пару раз сама видела на гастролях, - рассказывает "КП в Украине" Цибульская. - Это очень смешно. Потому что местные "фэшн-инфлюенсеры" порой еще парят мои фото с какими-то чужими мужчинами. Но и грустно. Потому что кто-то же в это верит.
Оля признается, что ни с кем судиться не собирается, мол, все это бессмысленно. Да и не хочет воевать против малого бизнеса.
- Если какую-то кошечку сапожки "как у меня" сделают счастливее, то оно того стоит, - говорит певица.
Хотя, как вы понимаете, это вовсе не значит, что у вас будут именно такие сапожки.
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА
Людмила ТРЕТЬЯКОВА, адвокат юридического объединения АРЕС: Обращайтесь в киберполицию
- Закон Украины "О рекламе", статья 8, запрещает рекламировать какие-либо услуги, где есть изображение физического лица, или использовать его имя без согласия этого лица. Также несанкционированное использование лица без его согласия по Конституции Украины прежде всего нарушает его конституционные права.
Соответственно, в этом же законе "О рекламе" есть статья 27 об ответственности. Лица, виновные в нарушении законодательства о рекламе, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
Поэтому, когда человек узнает, что от его имени идет незаконная реклама, нужно обращаться в правоохранительные органы. В частности, у нас есть департамент киберполиции, куда можно подать заявление как лично, так и онлайн.
После подачи заявления киберполиция открывает уголовное производство и ищет, через кого была проведена незаконная операция.
Квалифицируется это, согласно закону, как мошенничество. В статье 190 Уголовного кодекса Украины предусмотрена ответственность за мошенничество, то есть - завладение чужим имуществом или приобретение права на имущество путем обмана или злоупотребления доверием
Когда киберполиция установит личность, нарушившую закон, пострадавший может подать иск в суд о защите чести, достоинства и деловой репутации и требовать материальной компенсации за нанесенный ущерб.
Кстати, в основном киберполиция очень быстро вычисляет виновных. То есть они работают эффективно.
Что касается людей, которые ведутся на такой обман, можно разве что в который раз посоветовать быть бдительными, вчитываться, проверять информацию, читать отзывы, рекомендации. Ведь иногда даже официальные аккаунты звезд взламывают и дают через них ложную информацию.
Обманутое лицо также может подать иск о защите своих потребительских прав. Когда киберполиция установит личность мошенника, можно требовать компенсации за нанесенный ущерб в суде.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Анатолий Цуперяк - о правде, мате в эфире, фальшивых людях и желании стать судьей "МастерШеф"
Самый знаменитый "мастершефовец" поговорил с "КП" в Украине" о разнице телевизионной и настоящей жизни.