Сегодня 50-летнюю Ольгу Радчук можно увидеть в кино, на театральной сцене, она дублирует и озвучивает зарубежные фильмы и мультфильмы. Например, ее голос можно услышать в таких картинах как "Игра престолов", "Величественный век. Роксолана", "Мисс конгениальность", "Терминатор", "Голодные игры".
Среди ее работ в кино – роли в "За витриной", "Зое", "На линии жизни", "Когда прошлое впереди", "Скорой помощи", "Доме с лилиями", "Параджанове", "Личной жизни следователя Савельева", "Выбор матери". Список можно продолжать еще очень долго.
А с 4 мая на СТБ стартует 8-серийная детективная драма "Предвзятое отношение", где актриса сыграла главную роль.
- Ольга, как у вас появилось желание связать жизнь с актерской профессией?
- Моя ситуация достаточна банальна, потому что я из актерской династии. Моя мама была актрисой, мастером художественного слова и работала чтицей в филармонии. Мамин папа, мой дедушка, тоже был актером, он работал в театре Франко, но во время Второй мировой его убили.
Не знаю, как это на меня повлияло. Но, помню, еще с самого маленького возраста, лет с четырех, говорила, что стану актрисой. Наверное, родилась с этим желанием. И я считаю, что наличие такого твердого желания – это главное условие, чтобы идти в актерскую профессию. Здесь тебя оценивают субъективно: то считают, что именно ты лучше всего справишься с этой ролью, то абсолютно не видят тебя в ней. Главное, понимать, что у тебя есть всеобъемлющее желание заниматься актерством, и ты больше ничем и не хочешь заниматься. Только тогда эту нелегкую профессию можно выдержать, не сломаться и двигаться дальше.
- Где учились актерскому мастерству?
- Я училась в Киевском национальном университете театра, кино и телевидения им. Карпенко-Карого. Правда, в нашем родном Карпенко-Карого есть одна интересная особенность. В моем дипломе написано "актриса театра и кино", но вот что касается кино, у нас не было ни теоретических, ни практических занятий. Особенности работы в кино актеры постигают уже на самой съемочной площадке.
- Кстати, даже недавние выпускники-актеры говорят то же самое - их учат исключительно театру…
- Когда я впервые попала на площадку, мне уже было 39 лет. До этого работала исключительно в театре: "Браво", "Сузір’я", "Колесо". Настал период, когда кино для меня стало интереснее, чем театр. А раньше было наоборот: нравилось, как развивается жизнь спектакля от начала и до конца. В кино по-другому: ты можешь в первые дни сняться в финальных сценах, а в конце киносъемочного процесса снимается начало. Нужно хорошо понимать, что происходит по действию и в каком душевном состоянии находится твоя героиня в этой части сценария, чтобы потом, при монтаже, все связалось в одну картину. Я долгое время не понимала этого процесса.
Но в театре начались не очень приятные времена… К сожалению, и сегодня это происходит, когда спектакли ставят для увеселения зрителя - "что-то простенькое", "что-то легкое". Считается, что зритель устает и его нужно развлечь. И вдруг я поняла, что уровень некоторых кассовых спектаклей опускается ниже плинтуса, и зрители реагируют на плоские, на мой взгляд, шутки. Мое отношение к театру стало более критичным и, параллельно увлекшись кино, я поняла, что в кинопроцессе тоже есть своя магия.
- Помните свою первую рабочую смену на площадке?
- Помню, мы снимали одну сцену. Общий, средний и крупный план. И я не знала, как это происходит. На крупном плане режиссер мне говорит: "Оля, мы вас потеряли". И я никогда не забуду того ощущения. Я совсем не понимала, о чем речь. В смысле потеряли? И только потом, с божьей помощью, отснявшись, выяснила, что на крупном плане я позволяла себе слишком амплитудные движения и просто выходила из кадра.
Или, например, мне говорят: "Снимаем восьмерку". И я понимаю, что по вискам просто начинает течь пот от ужаса. Что такое "восьмерка"? Оказывается, это значит, что через мое плечо снимают план моего партнера, а через его плечо – мой план. Если тебя изначально не научили всей терминологии, ты можешь о ней только догадываться и по ходу дела осваивать. Это огромная проблема, и почему ее до сих пор не решили, для меня загадка. Ведь в Украине есть мощный потенциал профессионалов, которые могли бы научить этому!
- Как вы справлялись со своими первыми ролями?
- Наверное, наш дипломный спектакль "Коварство и любовь" по Шиллеру можно считать моей первой работой. Я играла Луизу. Она, как первая любовь, моя первая и очень важная роль, была сыграна на подмостках Карпенко-Карого на Ярославом валу. Это был очень сложный период: ушел из жизни мой папа, в стране кризис, я недавно родила дочь, детского питания нигде нет, я исхудала… Но страсть и желание играть Луизу были настолько сильными, что я преодолевала все трудности. Бегала на репетиции между кормлениями дочки. Сейчас такого бы не сделала, сейчас сидела бы дома и занималась своим ребенком. Но тогда выпуск дипломного спектакля был моей сверхзадачей. Не могу сказать, что я об этом жалею. Это мой опыт, моя жизнь и моя история.
- Есть ли у вас человек, который повлиял на ваше актерское становление?
- Моим идеалом всегда была мама - актриса и педагог Тамара Васильевна Малышевская. С детства я всегда ездила с мамой на Европейскую площадь в Филармонию на репетиции и концерты. Наверное, она была тем первым человеком, который увлек меня актерской профессией. Я всегда любила театр, старалась попасть на все привозные спектакли. Это казалось магией для меня. В Малой опере была театральная студия, куда я ходила.
Кстати, в первый год после школы я не поступила в институт - поступила со второго раза. Для меня было важно поступить самой, хотя моя мама преподавала в театральном институте. Понимала, что если она попросит обратить на меня внимание, то меня, вероятно, примут на курс. Но тогда же меня возьмут, потому что я дочь Тамары Васильевны Малышевской, преподавателя сценической речи, и для меня эта победа будет несладкой. Так вот, не поступив первый год, я создала театральный кружок. Мне было 17-18 лет, и ко мне приходили 15-16 летние школьники. Мы ставили спектакли и нам это очень нравилось! Само Величество Театр повлиял на мое становление!
- Какие роли вам интереснее играть?
- Нас учили в театральном, что нужно быть адвокатом своей роли. И я полностью согласна с этим. Если ты не оправдаешь поступки своей героини, то у тебя не получится ничего. Даже если она последняя гадина, у нее была какая-то мотивация, чтобы так поступить.
В основном мне дают роли сильных женщин. Я бы не сказала, что сама очень сильная, хотя всегда добиваюсь своего, но я натура чувствительная и ранимая. А почти все мои героини – сильные, волевые, сдержанные. И среди них часто попадаются те, кто совершает недостойные поступки. Они могут идти по головам, могут ради своего интереса ломать человеческие судьбы. Но вместе с тем получаю роли, например, добрых и нежных мам. И я не могу сказать, что они мне не нравятся или что такие роли у меня не получаются.
- В "Предвзятом отношении" у вас тоже роль невероятно сильной и волевой женщины.
- Это мегароль. Когда ее получила, поняла, что моя жизнь больше не будет прежней. И это не преувеличение. Наталья Горенко – одна из немногих женщин, у которых есть свой кодекс чести и свой свод правил. Легче умереть, нежели переступить через них. Я за это ее очень уважаю (будучи следователем, Наталья Горенко отказывается "отмазать" родного сына от тюрьмы. – Авт.).
Думаю, если у человека нет веры в Бога, если нет моральных принципов, через которые нельзя переступить, нет свода законов чести и нравственности, то человек перестает быть человеком.
К сожалению, то, что мы сегодня наблюдаем в стране, меня лично очень расстраивает. Оказывается, что переступить можно через очень многие вещи просто ради выгоды и наживы. Не понимаю, как человек может так жить! Как он потом остается один на один со своей совестью?!
Так вот, моя Горенко не способна нарушить законы чести, нравственности и морали. И из-за этого у нее возникает масса проблем. Рядом с ней оказываются люди гораздо более лояльные к этим вопросам. Закон можно обойти. Честь - можно на нее посмотреть с другой стороны. Мораль - смотря как ее трактовать. Это же свойственно большинству людей. Да и мне, Ольге Радчук, в том числе. Мне страшно, если я начну себя обманывать, но мне это, в какой-то мере, свойственно. А моей Наталье Горенко – нет. Она борец за правду, без которой она перестанет быть самой собой. В этом и заключается самая большая сложность. Она работает в полиции – месте, где можно отстаивать и защищать правду. И это место становится ее домом.
В ее жизни можно было бы устроить все гораздо комфортнее. Можно было бы от чего-то отвернуться, на что-то закрыть глаза. Сохранить брак, спасти сына от тюрьмы. Но это не про мою героиню. Горенко страшно неудобная для себя и для всех остальных - Горенко удобная для правды.
Признаюсь, для меня она стала учителем. Этот образ меня утвердил в моих взглядах на мир. Я поняла, что не нужно быть "удобной". Нужно быть честной перед самой собой, и это для меня самая главная задача.
Наталья Горенко – в прошлом успешный следователь – работает в патрульной полиции и готовится встретить свой 45-й день рождения. Она тяжело переживает разрыв отношений со своим единственным сыном Ильей, который не общается с ней семь лет. Илья не может простить матери того, что, будучи следователем, она отказалась "отмазать сына" от тюрьмы за совершенное им преступление. По этой же причине от Натальи ушел муж – судмедэксперт Степан Феофанов, возмущенный ее "излишней принципиальностью". Выйдя на свободу, Илья избегает любого общения с родителями, а те, в свою очередь, годами не общаются друг с другом. Но однажды в морг для вскрытия поступает тело со следами насильственной смерти, в котором судмедэксперт Феофанов узнает своего сына Илью. Трагедия объединяет бывших супругов, теперь их главная цель – найти убийцу сына.
|
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
С судьей "МастерШеф. Профессионалы" мы поговорили о том, из каких ярких вкусов состоит его жизнь.