4 ноября
Загрузить еще

Генпродюсер Одесского кинофестиваля Юлия Синькевич: Нам грозит стагнация и возврат на уровень 2000-х

Генпродюсер Одесского кинофестиваля Юлия Синькевич: Нам грозит стагнация и возврат на уровень 2000-х
Фото: Фото: личный архив

После того, как в прессу попали предложенные правительством изменения в бюджет, где в частности, планировалось сократить расходы на гуманитарную сферу на 41%, начался протест – мол, карантинный бюджет уж совсем выходит за рамки здравого смысла. Украинская киноакадемия сразу же организовала онлайн-митинг "Ні – знищенню культури!", где приняли участие многие украинские деятели культурной сферы.

После глава офиса президента Андрей Ермак выступил с заявлением, что это только предварительные рабочие расчеты и что культура никогда не останется без поддержки государства.   

"КП" в Украине" обсудила эти вопросы с генеральным продюсером Одесского международного кинофестиваля, модератором онлайн-митинг "Ні – знищенню культури!" Юлией Синькевич.

"Во все времена такие действия не обоснованы"

- Юлия, цифры, а именно – сократить финансирование на 41% (6,4 млрд. грн) гуманитарной сферы, - могут быть обоснованы в условиях чрезвычайной ситуации, которая сложилась в стране?

- Я могу говорить только о культурной сфере, касаемо которой озвученные цифры равны не 41%, а 90%. То есть по факту это все финансирование на кинопроекты и культурные проекты. В результате, есть только вот этот маленький процент, который оставляют на содержание государственных институций. Но у меня тогда вопрос, чем будут заниматься эти институции, если проекты не будут происходить. Я считаю, что во все времена такие действия не обоснованы, а особенно во времена, когда у нас не только пандемия, а еще и война. Убивать культуру – это стратегически абсолютно неверный шаг. При этом в других странах наблюдает совершенно другую ситуацию. В частности, в Германии планируют выделить 550 млрд евро поддержки по госкредиту, кроме того собираются осуществлять еженедельную финансовую поддержку кинотеатрам и предоставлять компенсации работникам. Испания, в свою очередь, предоставляет 200 млрд евро поддержки аудиовизуального сектора, Швеция выделит субсидии владельцам кинотеатров. Украина -  единственная страна, которая вместо того, чтобы поддерживать культуру и киноотрасль, делает обратное. Это нонсенс, о чем иностранные коллеги уже высказали свое мнение. Для Украины и для сегодняшней власти это позор.

- Могут здесь быть "за" и "против", по-вашему мнению? Ведь, с одной стороны, да, это приведет к некоему застою в культурной сфере, с другой стороны, в условиях ЧС это всегда первые отрасли, которые страдают. То есть на медицину деньги явно важнее, чем на кино и музеи.

- Почему-то так сложилось за годы независимости Украины, что именно сферы культуры страдают в первую очередь. Именно поэтому не раз у нас наблюдался кризис, не зря мы уже проиграли информационную войну, да и в принципе война и аннексия Крыма случились во многом потому, что не сформированы ценности, не донесены достаточно. Культура – это и есть формирование нации, это и есть самоидентификация, это и есть основа народа как такового. Все понимают, что страна во многих сферах оказалась не готова как к войне, так и к пандемии. Сейчас мы можем опять видеть, как большую часть делают волонтеры, люди самоорганизовываются для помощи. Для того, чтобы так резать именно сферу культуры, следует вообще проанализировать весь государственный бюджет и посмотреть, какие еще есть расходы, поддающиеся сокращению. Те же расходы на содержание партий, финансируемые государственным бюджетом, на содержание госаппарата. Если сравнить, то предложение урезать культуру – это 90%, а предложение урезать содержание госструктур – всего 2-6%. Это несоразмерно. Если урезать, то урезать с умом и с консультациями, поскольку уже есть обязательства, начатые проекты, иначе это просто приведет к катастрофе.

 

"Даже если все восстановится через месяц, урон сильно нанесен"

- Если бы сокращение всех отраслей было пропорциональным - ведь бюджеты, например,  Аппарата Верховной Рады Украины, Государственного управления делами, Офиса генерального прокурора, Министерства внутренних дел и т.д. остаются почти нетронутыми, - это было бы приемлемо? Опять таки, подчеркну, в условиях непростой нашей сегодняшней ситуации?

- Нужно анализировать адресно, конкретный сектор с его потребностями и рисками, которые за этим следуют. Это и есть оптимальное формирование бюджета. Я, очевидно, не эксперт в формировании бюджета целой страны, но предполагаю, что это сродни организации, проекту. И важно использовать те ресурсы, которые есть, с умом, определив приоритеты. Культура является одним из них, с моей точки зрения, и это не раз декларировалось нашей властью. С учетом того, какие есть приоритеты, нужно и определять эти пропорции.

- По вашим прогнозам, что мы можем потерять, если это случится? Это же, можно предположить, будет череда событий, растянутых не один год (прогнозируют, что в кино, например, будет стагнация 3-4 года).  Сколько фильмов, проектов недополучим и чем это грозит?

- Так и будет, это будет стагнация и возврат на уровень 2000-х годов, когда в год либо не было ни одного фильма, либо появлялись единицы. Кинопроизводство – это длительный процесс. Уже сейчас остановлены съемки, их будет очень сложно восстановить без финансирования. Уже сейчас понятно, что даже если все восстановится через месяц, то урон очень сильно нанесен. Это тысячи потерянных рабочих мест, недополученные деньги в бюджет, а самое главное – потеря огромного количества профессионалов в сфере культуры, творческих личностей. Это создание черной дыры, которую невозможно восполнить. Невозможно будет заниматься какими-то проектами – этого просто не будет. С фильмами ситуация аналогичная. Тот культурный капитал, который нам так необходим в условиях двух угроз – состояние войны и аннексии Крыма и пандемия, – он не будет сформирован. Все закончится когда-то, пандемия закончится, но с чем мы останемся? Останемся ли мы на руинах или сохраним по максимуму то, что возможно?

- Уничтожить ли это индустрию, которая только начала развиваться?

- В другой ситуации можно было бы рассчитывать на какое-то условно частное финансирование. Но учитывая, что малый и средний бизнесы сейчас вообще под угрозой умереть, а большой терпит огромные убытки, которых впереди еще больше, привлечь частные средства будет очень сложно. Государственные деньги являются какой-то поддержкой, и все-таки это задача государства - защищать культуру.

 

"Нужно сохранить проекты, которые уже в процессе съемок"

- Какой бы вариант выхода из сложившейся ситуации предложили вы?

- В этой ситуации я предложила бы сделать стратегическую сессию, наработать варианты с привлечением сектора. Есть много людей, лидеров по каждому из направлений, которые понимают, как можно разработать планы А, В, С для того, чтобы минимизировать ущерб. Именно этого сейчас ожидают кинематографисты от профильного органа и руководителя Госкино – грамотный протекционизм отрасли. Все готовы в этом помочь, но, увы, такого диалога нет. Все единогласно понимают, что можно сократить бюджет. Вопрос – как это сделать. Говоря о сфере кино, то здесь нужно обязательно сделать возможным сейчас максимальный упор на девелопмент проектов. Это то, что не зависит от съемочного процесса, но позволяет наработать проекты для дальнейшей реализации. Для переформатирования необходимо внести изменения в нормативные акты и так далее, но это возможно. Нужно по максимуму сохранить проекты, которые уже в процессе съемок, продлив им сроки производства, уменьшить налоговый прессинг на отрасль. Необходимо поддерживать какое-то количество новых фильмов, пусть оно будет минимальным, также, как и поддерживать события или проекты, будь то онлайн-платформы, связанные с продвижением кино, а также образовательные инициативы. То есть то, что можно все равно делать, ведь оно не требует таких больших вливаний.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Телевидение на карантине: удар по сериалам и реалити-шоу