То, что рынок труда основательно штормит, уже сказано. Пострадали представители самых востребованных профессий: металлурги, шахтеры, учителя, врачи, продавцы… «Комсомолка» решила поинтересоваться, как обстоят дела у художников, чей труд и во времена стабильности никогда не являлся предметом первой необходимости.
График Оксана Стратийчук: «Меня прокормят мои ученики»
Оксана Стратийчук - самый известный украинский график. У киевских VIPов давно стало хорошим тоном украшать интерьер ее офортами и гравюрами. Ценят ее и коллеги по цеху: Оксана не раз становилась победителем престижных арт-конкурсов и получила звание лауреата Всеукраинской акции популярности и качества «Золотая фортуна-98». Ее работы помимо отечественных музеев хранятся даже в итальянской Пинакотеке «Торе Каванезе».
- Я ничем другим, кроме творчества, на жизнь не зарабатывала, - рассказала «КП» Оксана. - Работы продаю в основном из мастерской. Чем занимаются мои покупатели - не спрашиваю, но это интеллигентная публика, чаще всего представители среднего класса, которым кто-то советует или они видели мои работы на выставке. Интересуются и жены высокопоставленных чиновников, оформляющие квартиры с помощью дизайнера. Разлет цен на работы - от $1,5 до 2 тысяч за оттиск. А вот иностранцев почти нет. Им все здесь дорого: привыкли, что раньше мы с радостью отдавали первоклассные оттиски за $100, и уже не готовы потратить чуть больше. А ведь подорожали не только материалы, но и имя художников. Я ведь не зря двадцать лет занимаюсь своим делом. Да и графика стала почти эксклюзивным жанром - художники массово переключаются на менее затратную и трудоемкую живопись.
На вопрос, как повлиял на продажу офортов кризис, Оксана честно созналась, что у нее сейчас зависли все заказы.
- Недавно в «Триптихе» состоялась моя персональная выставка, где покупатели зарезервировали две лучшие работы - графику и эмаль. Даже оставили задаток, но до сих пор полностью не расплатились, хотя и не отказались - ждут поступления денег.
Тем не менее на галереи художники не возлагают большие надежды и пользуются их услугами только для пиара. Пережить смутное время Оксана Стратийчук надеется с помощью частных уроков рисования, храня работы до лучших времен. А вот снижать их стоимость она не считает возможным.
|
- Существует история продаж, - объясняет свою позицию художница. - Раньше мои работы стоили $300, теперь $2000. И если они уходили по такой цене, то я просто не имею права продавать дешевле, так как разочарую предыдущих покупателей. Искусство - не предмет первой необходимости. Кому нужно, купит и за такую сумму. Вместо того чтобы демпинговать собственное творчество, я лучше обменяюсь с коллегами. Хочу собрать собственную коллекцию любимых авторов. У меня уже есть картины Владимирова и Корунской…
Живописец Александр Добродий: «Заграница нам поможет»
Александр Добродий - один из самых модных живописцев, со своим ярким индивидуальным стилем. Его работы словно созданы, чтобы стать частью жизни человека: спокойные, загадочные, созерцательные. Их можно разглядывать часами, пытаясь уловить скрытый смысл, которого не знает даже сам художник. Просто он так видит. Однако картины с удовольствием покупают сильные мира сего, ценят их и специалисты. Персональные выставки Добродия устраивались на самых престижных столичных площадках и на арт-фестивалях Турции, Испании, Польши. На жизнь художник зарабатывает исключительно творчеством. У него двое детей, и жена - тоже профессиональный художник. Благодаря постоянным продажам они приобрели двухкомнатную квартиру в столице, а дети учатся в платных школах.
- Это раньше можно было безбедно существовать только за счет творчества, - делится с «Комсомолкой» Александр. - Но у современных художников есть еще одно подспорье - внешний рынок. Я активно сотрудничаю с иностранными галереями с помощью переписки, выставляю работы на сайте. Стараюсь сотрудничать с иностранными дилерами. Цены у меня вполне адекватные - от 2 тысяч долларов до 5 тысяч, поэтому галереи с удовольствием имеют со мной дело. Так что работы уходят и через них, и через частных агентов. Раньше соотношение продаж на внутреннем рынке было 50 на 50 процентов, сейчас 80 к 20 в пользу иностранного. После того как разразился кризис, некоторые продажи перенеслись на более позднее время. Но я считаю, что проблема кризиса раздута СМИ, и теперь этим лозунгом пользуются, чтобы заставить художников снизить цены.
На вопрос, как Александр собирается выживать, он заявил, что цены на его полотна останутся прежними.
|
- Продавать дешевле - неприлично по отношению к предыдущим покупателям, - в унисон Оксане заявил Александр. - Поэтому я собираюсь еще активнее переписываться с галереями Польши, Англии, Прибалтики и России. Не думаю, что у них такой же жестокий кризис. Мои цены для них вполне приемлемы. Раньше мою живопись приобретали банковские служащие и топ-менеджеры солидных фирм. Сейчас им не до искусства.
Из беседы с Александром удалось узнать, что больше всех пострадал рынок антиквариата:
- Цены на мастеров советского периода - Шишко, Глущенко и Коцка - упали в 3 раза, так как ранее были очень сильно завышены. А вывозить за границу их нельзя по законодательству. Мои знакомые дилеры из Польши и США недоумевают - у них даже французские импрессионисты продавались по более скромным расценкам.
Уличные мастера бесцельно мерзнут, а галереи прогнозируют спад цен
«Комсомолка» прошлась и по Андреевскому спуску. Уличных художников здесь стало значительно меньше. Картины остались только на Пейзажной аллее. Один из промерзших мастеров кисти сообщил, что сейчас продать хотя бы одну картину в месяц - уже удача. Цены на улице колеблются от 200 до 15 тысяч гривен. Раньше покупателей было достаточно - подъезжали машиной и скупали для подарков, просто на память о столице. Сейчас даже не интересуются.
Директор культовой галереи «Карась» Евгений посетовал, что у него заморожено до лучших времен несколько арт-проектов из-за финансовых проблем с партнерами. А вот на выставочной деятельности кризис пока не сказался. Евгений Карась является еще и консультантом 4 частных коллекций, и пока проблем с покупкой произведений искусства там нет.
В галерее «Триптих» тоже на кризис не жалуются. Но прогнозируют, что художникам в будущем все же придется снизить цены.