С детства Джон Траволта любил танцевать. В интервью Vanity Fair он вспоминал, что в пять лет танцевал перед телевизором, подражая Джеймсу Кэгни в фильме "Янки дудль денди", хотя Кэгни был белым, а Траволте гораздо больше нравилось, как танцуют чернокожие. И уже в детстве он начал мечтать о том, чтобы стать кинозвездой. Надо сказать, что путь его не выглядит особенно тернистым. В 17 лет родители разрешили ему оставить школу на год, чтобы вместо учебы поработать в театре (школу в результате он так и не окончил). Он играл на сцене в мюзикле "Бриолин" (несколько лет спустя его киноверсия станет одним из его главных хитов), попался на глаза агенту, который обеспечил ему съемки в рекламных роликах…
А потом Джон отправился на другой конец страны - из Нью-Йорка в Голливуд. И там снялся в нескольких фильмах (например, в "Кэрри" Брайана де Пальмы - когда шли съемки, никто и не мог подумать, что экранизация Стивена Кинга со временем станет классикой). В гораздо большее количество фильмов он пробовался, но получил от ворот поворот (хотя его могли утвердить на заглавную роль в рок-опере "Иисус Христос - суперзвезда"!) В итоге он получил главную роль в ситкоме "С возвращением, Коттер", и, с одной стороны, это была удача, с другой, как казалось некоторым, - приговор: вырваться из мира простеньких телевизионных комедий на большой экран было тогда делом практически невозможным. Считалось, что, если зритель привык видеть актера в ящике, он не пойдет на него в кино. И тем не менее австралийский продюсер Роберт Стигвуд подписал с Траволтой контракт на участие в трех фильмах, причем актеру был обещан гонорар в миллион долларов. Многие в Голливуде крутили пальцем у виска: миллион - вот за этого парня? Из ситкома?
Но первый же фильм из трех буквально взорвал Голливуд. Это была "Лихорадка субботнего вечера" (1977), социальная молодежная драма, в которой хватало нецензурной ругани и секса, а главное - отчаяния. Герой Траволты, юный продавец из магазина хозтоваров, мечтал вырваться из своей унылой судьбы, из жизни, в которой главное развлечение - танцульки по субботам. Это ни разу не мюзикл - но тем не менее сорок с лишним лет спустя многие ошибочно воспринимают его именно так. На саундтреке звучат несколько песен Bee Gees (в том числе знаменитые How Deep Is Your Love и Stayin’ Alive), и в нескольких сценах Траволта замечательно танцует. Именно "Лихорадка субботнего вечера" дала невероятный толчок моде на диско, которое в следующие несколько лет было самым популярным музыкальным стилем на планете. А Траволта в 24 года стал одним из самых молодых номинантов на премию "Оскар".
Еще через несколько лет Траволта снимется в "Городском ковбое" - фильме, который подхватит моду на совсем другой стиль, кантри, и поспособствует его огромной популярности среди тех, кому диско не по вкусу. И третий фильм с Траволтой про музыку - тот самый ретромюзикл "Бриолин", действие которого разворачивалось в 50-е. Благодаря этим картинам Джон стал сверхновой суперзвездой, самым модным молодым актером в Штатах.
|
Но, как говорил один мудрец, огонь, который горит в два раза ярче, горит в два раза короче. После колоссального успеха карьера Траволты вдруг резко (и, казалось, необратимо) просела. Несколько провальных фильмов подряд привели к тому, что Траволта вообще отвернулся от Голливуда и не снимался целых четыре года. Самое обидное, что ему предлагали другие роли - вместо "Хорошей пары" и "Идеально" он мог сняться, например, в "Американском жиголо" и "Офицере и джентльмене". Но отказался. А оба фильма стали хитами - и сделали звездой молодого Ричарда Гира, который как раз согласился.
Единственным хитом Траволты за десять с лишним лет стала комедия "Посмотри, кто говорит". В начале 90-х он снимался в совсем уж проходных картинах - пока Квентин Тарантино рывком, за шиворот не вытащил Траволту из болота, дав ему роль Винсента Веги в "Криминальном чтиве". Вообще-то Тарантино писал ее для Майкла Мэдсена, а Траволта представлялся ему "очень, очень, очень хорошим запасным вариантом". На самом деле Тарантино предложил ему две роли на выбор - в "Чтиве" и фильме "От заката до рассвета", который делал вместе с лучшим другом Робертом Родригесом. "Вампиров я как-то не очень…" - сказал Траволта, сыграл Винсента, получил еще одну номинацию на "Оскар" и снова стал звездой. В тот момент, когда, по его собственным словам, "был уверен, что никогда больше не получу ролей ни в блокбастерах, ни в фильмах с оскаровскими амбициями". За роль он получил всего 150 000 долларов - а вскоре ему уже предлагали по 20 миллионов. Хитов у Траволты потом было немало, но… он сам все испортил.
Как известно, актер с середины 70-х состоит в церкви саентологии. Сценарий "Криминального чтива" он, кстати, показывал своему саентологическому начальству - едва услышав, что герой будет наркоманом и убийцей, начальство попыталось отговорить Джона от этого сомнительного проекта. В тот раз он, по счастью, не послушался совета. Но в 2000-м столкновение саентологии с кинематографом все-таки принесло печальные плоды.
Тогда Траволта осуществил проект мечты - выступил продюсером картины "Поле битвы - Земля" по роману основателя церкви Л. Рона Хаббарда и сыграл в картине главную роль - злого инопланетянина с дредами. Провал был самым оглушительным в его карьере. Фильм стоил 73 миллиона долларов, а в мировом прокате собрал меньше 30. Критик Роджер Эберт написал, что смотреть его примерно так же приятно, как ехать в автобусе рядом с бомжом. Траволта получил три антипремии "Золотая малина" - как продюсер худшего фильма, худший актер и еще в категории "Худшая экранная пара" (причем сформулировано это было безжалостно: "Худшая экранная пара - Джон Траволта и любой, кто появляется рядом с ним в кадре"). Репутацию актера эта несчастная картина не загубила, но очень сильно подмочила - что, впрочем, не заставило его отказаться от веры в идеалы Л. Рона Хаббарда.
Траволта женился на актрисе Келли Престон (бывшей невесте Чарли Шина) в 1991 году, у них родился сначала сын Джетт, а потом дочь Элла Блю. В 2009 году 16-летний Джетт погиб, когда отдыхал с семьей на Багамах. Он был аутистом, в детстве страдал от синдрома Кавасаки, потом от эпилептических припадков - и один из них закончился смертью. По словам самого Траволты, он и Престон приходили в себя больше года; Келли вскоре родила еще одного сына.
Если не считать трагедии (а такие часто остаются незаживающими ранами), все в семье вроде бы гладко. А с другой стороны, про Траволту упорнее, чем про любого другого голливудского семьянина, поговаривают, что он на самом деле гей, и его брак с Престон - не более чем прикрытие… Актер героически отбивается от обвинений - в то время как все остальные раздумывают, бывает ли дым без огня.
|