Что интересно - Наталья Мацак никогда не мечтала стать примой. Но сегодня она – прима-балерина Национальной оперы, выступающая к тому же во многих странах мира. Мы поговорили с Натальей о том, как живется примам в современном театре.
- Наталья, в спектакле "Раймонда" вы танцуете с зарубежным гостем Эриком Мурзагалиевым, в спектакле "Под волной" - с Мэтью Голдингом. Сильно ли отличаются западные артисты от наших?
- Востребованные во всем мире звезды имеют свой характер, и зачастую он – сложный. Наша профессия очень эмоциональная. Из ничего нечто шикарное не рождается! Люди, безусловно, отдают работе много эмоций, они требовательны к себе, поэтому иногда это отражается и в жизни. Но зато будет хороший результат.
- Наши артисты востребованы за границей?
- Очень востребованы. В любом театре мира, любой труппе, куда бы вы не приехали, вы найдете артистов из Украины. И это не шутка. Другое дело, что они выступают под именами зарубежных театров, и здесь о них мало кто знает. Наши ведущие солисты, которые работают Украине, тоже ездят достаточно много, имеют очень много предложений от серьезных площадок.
Говорят, мы очень хваткие. Поэтому мы находим возможности ездить по всему миру, общаться с другими артистами, изучать другие школы, смотреть на репертуар других театров. Естественно, потом мы хотим показать увиденное в нашей стране и создаем свои точечные проекты. Зритель должен видеть разное, чтобы понимать, что хорошо, а что плохо, где звезды, а где нет. В свои спектакли мы приглашаем зарубежных гостей, чтобы люди видели разницу, знали, что происходит в мире. Ведь не у всех есть возможность куда-то поехать, чтобы посмотреть спектакль.
- В Европе вы подписываете какой-то контракт, когда выступаете? Жесткие ли у них условия?
- У них все четко. Если ты подписываешь контракт, соглашаешься на какую- то работу, то уже не может быть "устал или не сделаю". Ты должен выполнять все на 100%, в нашем случае - на 200%, если хочешь быть на уровне со всеми. Наш театр, к сожалению, не настолько популярен в Европе. Некоторые наши артисты очень конкурентоспособные, но им всегда приходится работать гораздо больше, чем другим.
Чаще всего у нас еще и программа сложнее, чем у других. От нас хотят, чтобы мы танцевали классику, а классика – это, например, па-де-де. А если ты танцуешь два па-де-де, то это похлеще, чем станцевать целый спектакль. Очень тяжело, но наши артисты на это идут, и делают это достойно. Чтобы занять позиции в Европе, другого выхода нет.
У каждого ведущего солиста своя жизнь, совершенно эксклюзивная - свои контракты, предложения и, соответственно, оплата. У нас нет такого понятия – есть одна схема и нормы для всех. Например, наши звания в Европе не ценятся. Их я условно называю "комплекс Борисполя": вылетел из аэропорта, и уже неважно, кто ты – заслуженный, народный, премьер театра…
- А как наши балерины попадают на международную сцену?
- Наши театры не делают нам никакой рекламы. В основном артисты сами занимаются своим развитием. Единственный вариант - ездить на международные конкурсы и получать международные премии. Как раз там вас и могут заметить. Но нужно понимать, что на сегодняшний день конкурсы - это коммерческие предприятия. Это не то, что было лет 10 назад. Сегодня, если ты хорошо отработаешь на конкурсе, еще нет гарантий, что ты получишь то, что заслужил. С другой стороны, не надо обращать внимание на награды. Если вы действительно хороши, вас заметят.
- Вы выступаете за границей, в той же Италии, Франции, Америке, Китае. Список можно продолжать. А жить там не хотите?
- Когда была младше, было страшно ехать одной. Сейчас не вижу в этом смысла. Считаю, что для взрослого танцовщика, который может ездить по всему миру, не важно, где жить. Другая страна - это совсем другой менталитет, другие правила, причем жесткие. У меня никогда не возникало желания уехать куда-то на постоянное место жительства.
|
- Стекло в пуанты – это актуально? Недавно ваша коллега Екатерина Кухар говорила, что ей в пуанты насыпали стекло, благо, что ее костюмер это вовремя заметила.
- Некоторые рассказывают об этом. Но я в это не верю.
- Почему?
- Никто не будет этим заниматься. Вы представляете, какое надо иметь имя, какие вообще надо иметь проблемы с общественностью, какой уровень конкуренции должен быть, чтобы тебе такое делали?! Бывает, портятся костюмы, случайно или не случайно. А стекло в пуанты, думаю, закончилось еще лет 15-20 назад. Мне кажется, гораздо хуже, когда люди портят тебе нервы. У меня была ситуация, когда перед выходом на сцену балетная пачка оказалась полностью разобрана. Хорошо, что муж очень быстро сориентировался, починил и я успела выйти на сцену. Но за столько лет работы ты к этому привыкаешь.
- Но конкуренция все равно есть? Тем более, что вы – прима-балерина Национальной оперы.
- Кто-то может с кем-то ругаться, кто-то может не общаться, гадости ходить рассказывать – это сплошь и рядом. Многие распускают слухи, ставят тебя в какие-то дурацкие ситуации, когда ты должен объяснять то, к чему не имеешь никакого отношения. Но я не думаю, что стоит на этом зацикливаться.
- Слухи, интриги, зависть… Это же психологически выдерживать сложно?
- Да, это правда очень тяжело. Когда люди делают гадости просто потому, что у них в жизни что-то пошло не так или у них слишком много амбиций, это гадко. Но, кстати, чаще всего амбиции зашкаливают у людей, которые сами собой ничего не представляют, у них сплошная неудовлетворенность своим рабочим местом, статусом.
- Как вы отдыхаете от сцены?
- Никак, потому что ничего не успеваю. Даже поспать. Сейчас вообще приезжаю домой в начале 11 вечера, потом еще что-то доделываю… А вообще отдых для меня – это куда-нибудь уехать хотя бы на пару дней или пойти в бассейн или сауну.
- Бывает, что хочется накупить фаст-фуд на целый день и ничего не делать?
- Конечно! Думаю, всем, бывает, хочется лежать и ничего делать. Но такие моменты бывают редко, когда ты можешь себе это позволить.
- Как вы питаетесь?
- Я считаю, что нужно сбалансировано питаться, мониторить свой организм, понимать свой род деятельности и род нагрузки, что терпит ваш организм, что в нем может быть потеряно и все это быстро восстанавливать.
- Можно ли совмещать работу в балете с семьей и детьми? Бывают случаи, когда балерина всю жизнь отдает только балету.
- Считаю, что это реально трагедия. Это, безусловно, сложно для артиста балета. Мы же не можем, как обычные женщины ходить до 8 месяцев на работу, а через 2 месяца выйти из декрета. Не всем так просто уйти в декрет, потом еще нужно иметь силу воли выйти из него правильно и привести себя в порядок. Для женщины-балерины родить - это в 10 раз сложнее задача, чем для обычной женщины. И потом – совмещать работу без помощников невозможно.
- Какой вес для балерины вы считаете нормальным?
- Думаю, балерина не должна весить больше 50 кг. Но, кто-то весит меньше, потому что он меньше в принципе, у кого-то тяжелая кость, кто-то очень высокий и будет весить 52-54 кг. Тут еще важно, как балерина работает. Важно иметь правильный и хороший дуэт с партнером. Если ты не группируешься правильно, не помогаешь партнеру, то полностью кладешь на его плечи весь свой вес в чистом виде. Бывает, мужчины становятся с очень легкими балеринами, которые действительно весят очень мало, но поднять их не могут, потому что они недвижимы. Профессиональная подготовка тоже имеет большое значение.
- А как относитесь к званию прима-балерина?
- Уже с юмором. Сегодня едва ли не каждая балерина, которую куда-то приглашали, будет говорить, что она прима. Раньше такого не было. Но среди ведущих солистов есть так же определенное количество и девушек, и мужчин, которые ничем не уступают премьерам. Поэтому, мне кажется, чтобы понимать, кто есть кто, лучше приходить и смотреть. Причем вживую на сцене, не в записи. На сегодняшний день ни звания, ни положения не говорят об уровне танцовщика.
|
- 20 ноября в Национальной опере – премьера спектакля "Раймонда". Рекомендуете?
- Этот знаменитый балет считают одной из самых зрелищных постановок наряду с "Лебединым озером", а партия Раймонды считается сложнейшей в истории балета. Это стоит увидеть. Специальным гостем станет премьер Норвежского театра оперы и балета Эрик Мурзагалиев – он исполнит главную мужскую партию. Ради участия в "Раймонде" Эрик перекроил свой гастрольный график, который расписан на год вперед.
Это красивая рыцарская история с любовным треугольником. В образе Жана де Бриенна появится один из солистов Нацоперы Сергей Кривоконь. В спектакле много хореографии и красивые костюмы.
- Костюмы шили в Украине?
- Да. За последние десять лет мы в этом деле преуспели. Самое интересное, что многие из мастеров - бывшие артисты балета, которые переквалифицировались в дизайнеров, имея очень точное представление и ориентирование в этой плоскости. Любой костюм – это эксклюзив. Он создается при непосредственном участии танцовщика, у которого свое видение роли, особенности фигуры. У всех балерин всегда разные костюмы. В Европе, например, стандартные костюмы, и не важно – идет он танцовщику или нет. У нас в Украине есть возможность делать свои вкрапления в этот процесс. И это очень здорово!
- Хотите сказать, что в Украине костюмы интереснее?
- Я бы сказала разнообразнее. Человек, приходя на один и тот же спектакль, получает каждый раз совершенно новые впечатления, потому что каждый солист вносит в него очень много своего видения и вкуса, в том числе и благодаря костюму. Безусловно, все контролируется, есть рамки, но свобода допускается.