Не прошло и полгода после жутких ДТП с участием микроавтобусов, как вновь произошла страшная авария с летальным исходом. Опять Житомирская трасса на подъезде к Киеву и роковая ошибка водителя, повлекшая за собой смерть звезды "Дизель шоу" актрисы Марины Поплавской.
Водитель автобуса, на котором актеры возвращались с гастролей из Львова, видимо, заснул и врезался в идущий впереди грузовик. Погибла артистка Марина Поплавская (она сидела рядом с шофером), еще несколько актеров получили переломы, ушибы и вывихи. Авария произошла в 28 километрах от Киева.
Еще в начале текущего года министр инфраструктуры заявил, что скоро на межобластных перевозках вместо маршруток появятся современные автобусы Neoplan. По мнению Владимира Омеляна они и надежнее, и комфортнее для пассажирских перевозок, и требованиям всем отвечают, не то, что переделанные микроавтобусы "Спринтеры".
После ряда аварий (тогда тоже грешили на уснувшего водителя) с участием микроавтобусов в июле – "Спринтеры" и им подобные стали пугать пассажиров. Но трагедия 20 октября с актерами "Дизель Шоу" еще раз доказала – Neoplan или маршрутка – не важно, человеческий фактор никто не отменял.
Существует строгий регламент пассажирских перевозок – но, как показывает практика, лишь на бумаге.
- Во-первых, отправляя автобус в рейс, руководитель предприятия должен провести полный инструктаж водителя – от начала до конца рассказать все что он должен знать в дороге, - рассказывает Глава ассоциации автоперевозок Киевской области Алексей Павленко, - Во-вторых, проверить тех.исправность транспортного средства и состояние здоровья водителя – мед.осмотр. Затем выдаются все необходимые документы – разрешения, лицензии и прочее.
Далее, после, этих стандартных правил, начинается самое интересное. Если рейс уходит на расстояние свыше 500 км – обязательно должен присутствовать второй водитель, и строго соблюдаться режим труда и отдыха.
- На примере трагедии с актерами "Дизель Шоу" прослеживаются грубые нарушения, - продолжает Алексей Павленко, - мы не знаем, что делал водитель пока, артисты отыгрывали шоу – спал, смотрел концерт, или еще что. Можно лишь предполагать, что отдыхал, но это лишь предположение. А если он всю ночь следил за выступлением? А потом что, сел за руль и поехал в ночь со Львова в Киев? И не факт, что Киев был его конечным пунктом назначения. Не удивительно, почему под утром начал засыпать в дороге.
От Львова до столицы чуть больше тех же 500 км, но второго водителя в автобусе не было. И возможно по этой причине Марина Поплавская и находилась рядом с водителем на сидении, предназначенном для "штурмана", - развлекала, чтобы не уснул.
- Суммарно время управления транспортным средством у водителя не должно быть более 13 часов – 8 часов (максимум) один и 4,5 часа – другой. После этого они обязаны сделать перерыв на отдых – все это прописано в регламенте, - говорит Алексей Павленко. - Случившаяся трагедия - результат нарушения режима труда и отдыха и скоростного режима – как всегда, спешил отоспаться.
- Не могу знать наверняка, почему не было второго водителя в автобусе, но есть два важных момента – много водителей отправились в трудовую эмиграцию, а на тех, что остались, руководители предприятий предпочитают экономить, - продолжает Глава ассоциации автоперевозок. - Но решать такие вопросы нужно на уровне повыше – законодательном. Власти не борются с причинами этих трагедий, и почему-то думают, если в автобусах появятся ремни безопасности – людей по салону будет проще собирать после аварии. Но вопрос решать нужно с точки зрения проверок и мониторинга рынка перевозок. Одними ремнями ситуацию не исправишь.
С этим мнением согласен и эксперт по безопасности на дорогах Владимир Караваев – законы "дорог" морально и исторически устарели. По его словам, сегодня вся сфера дорожного движения в Украине регулируется более 100 документов, но между собой они не согласованы.
- Полностью всю базу этих правил – никто не знает. А ведь у нас одно правило может противоречить другому, - Владимир Караваев привел пример несогласованности правил дорожного движения.
Элементарный: так в ПДД прописано что тротуар – это часть дороги, ну а дорога — это линия для движения транспортного средства. То есть по правилам пешеход не может находится на тротуаре – все же машины могут там ездить. Но в Законе "Об автомобильных дорогах" тротуар уже не часть дороги и пешеходы правы. Это как "Кот Шрёдингера" - пешеход, находясь на тротуаре одновременно и нарушает закон и нет.
Есть еще один простой пример: по ПДД водитель обязан пропустить полицейскую машину если та задействовала проблесковые маячки. А по правилам "Об автомобильных дорогах" - водитель может и не пропустить полицейских если у них горят лишь маячки, но звукового сигнала нет.
- Все эти не состыковки лишь от того, что у нас нет одного единого органа, регулирующего такие вопросы, - считает Владимир Караваев, - инициативы о безопасности на дорогах поступают то из Рады, то из Министерства и собираются в кучу, но никто не отслеживает эту базу.
По словам эксперта, в прошлом году он написали специальный дорожный кодекс и собрали специальную группу для его применения на практике. Но кодекс лежит в кабинете где-то в министерстве транспорта, а люди, сформированные под эту работу – за год ни разу не приступили к своим обязанностям.
После ДТП на Житомирской трассе в котором погибло 10 человек, "КП" в Украине" публиковала сухую статистику, приведенную тогда патрульной полицией. Прошло меньше полугода и цифры возросли вдвое.
Было: За первое полугодие 2018 года зарегистрировано более 68 тысяч ДТП.
Стало: на 1 октября – зарегистрировано уже более 108 тыс аварий на дорогах Украины.
Было: Пострадали почти 13 тысяч человек
Стало: 22 394 человека
Было: Из них погибли – 1237 человек
Стало: На начало октября число погибших в ДТП – 2266 человек.