Александр Стоянов второй год подряд проводит благотворительный спектакль "Щелкунчик". 29 сентября на сцене Национальной оперы Украины признанный мастер полетного прыжка будет танцевать, чтобы помочь детям.
Накануне спектакля нам удалось встретиться с Александром за кулисами.
- Александр, вы так легко делаете все па, прыжки и вращения, сколько времени у вас забирают репетиции?
- Мы оттачиваем свое мастерство всю свою творческую жизнь.
- А можете конкретизировать, сколько в день у вас уходит в среднем времени на репетицию?
- По-разному, все зависит от насыщенности графика. Минимально в день танцуем 2,5 часа. Но если говорить, например, о последней неделе, то сейчас одновременно работаем над несколькими постановками, поэтому в зале в среднем проводим по 8 часов в день.
- С кем вы танцуете к "Щелкунчике" в этом году?
- С прекрасной балериной, заслуженной артисткой Украины Юлией Кулик.
- Почему именно "Щелкунчик"?
- Для меня этот спектакль судьбоносный. Именно в балете "Щелкунчик" я танцевал свою первую сольную партию, кстати, с Екатериной Кухар. Признаюсь честно, поначалу Катя не очень обрадовалась, узнав, что будет со мной танцевать в паре. Когда я пришел в Национальную оперу Украины, она была уже примой, у нее был опыт работы с именитыми артистами. Завоевать ее сердце было очень непросто.
Но если не говорить о личных ассоциациях, "Щелкунчик" – это балетный хит, который одинаково любят и дети, и взрослые за его сказочность и эмоциональный позитивный настрой. Для создания красивой картинки и чарующей атмосферы в спектакле задействовано около 90 артистов. Но ведь есть еще люди, которые работают за кулисами.
- Какое количество артистов балета работает в театре?
- Труппа Национальной оперы Украины насчитывает приблизительно 180 артистов балета, по сравнению с европейскими театрами, это довольно много.
- А какое количество артистов балета в театре работает в кордебалете, если говорить в процентном соотношении?
- Около 55% артистов работает в кордебалете , 35% - солистами и 5% деми-солистами, еще 5% - примами и премьерами.
- Проходили ли вы путь артиста кордебалета?
- Для того чтоб стать настоящим премьером, понимать взаимодействие всех персонажей в спектакле, необходимо пройти весь путь, и начинают его почти все артисты с кордебалета. Я его тоже прошел – два года танцевал в кордебалете. Правда, уже тогда совмещал с сольными выступлениями. Был даже случай, когда в пятницу я танцевал в кордебалете, исполнял партию мышки в "Щелкунчике", а на следующий день исполнял сольную партию самого Щелкунчика.
- Что легче: танцевать в кордебалете или сольно?
- Балет - это искусство, требующее максимальной самоотдачи. И солистам, и кордебалету приходится тренироваться каждый день с утра до вечера. Я с уважением и восхищением отношусь к труду ребят, работающих в кордебалете, ведь на них держится весь репертуар. Они танцуют каждый день новый спектакль, а репертуар нашего театра очень сложный. Потому что мы предлагаем зрителям разнообразие: сегодня мы танцуем шедевр балетной классики "Лебединое озеро", а завтра более современную постановку "Мастер и Маргарита", послезавтра "Кармен"… И так в течение всего балетного сезона.
Физически этот репертуар выдержать сложно, поскольку в классическом балете задействована одна группа мышц, а в современном – другая, из-за чего можно получить травму. Не знаю, как у артистов кордебалета укладывается весь порядок этих балетов в голове? Да что там порядок! Они каждый день находят в себе вдохновение выходить на сцену, выкладываться на полную и давать настроение.
В Европе артисты на протяжении месяца могут танцевать один и тот же спектакль, выбор у зрителя небольшой. Наш же театр старается радовать зрителя каждый день новым спектаклем и разнообразием.
|
- Все девочки, когда решают связать свою жизнь с балетом, мечтают стать примами. Почему, на ваш взгляд, одним удаётся, а другие остаются в кордебалете? По каким критериям видно, что артист готов танцевать сольные партии? Что нужно делать чтоб артиста перевели из кордебалета в премьеры?
- Для того чтоб стать солистом, необходимо иметь несколько важных навыков. Это, конечно же, техническая сторона: вращение, техника, прыжки… Также важны внешние физические данные, правильные балетные линии и, конечно, артистизм, харизма. Ведь балет - не спорт. Безусловно, нельзя забывать про везение и стремление к самосовершенствованию.
- Что самое сложное в вашей профессии?
- Преодолевать самого себя.
- В прошлом году именно в это время, к Международному дню балета, вы вместе с женой, Екатериной Кухар, танцевали благотворительный балет "Щелкунчик". Сколько тогда Вам удалось собрать средств?
- В прошлом году, благода активности зрителям, которые покупали билеты на спектакль, было собрано 90 тысяч гривен. Они пошли на покупку аппарата интенсивной вентиляции легких для реанимации Центра детской токсикологии "ОХМАТДЕТ".
В феврале этот аппарат купили и передали. В этот же день к аппарату подключили ребенка. Если бы аппарат в этот день не доставили, ребенок бы не смог дышать. Таких детей в Украине очень много. Мне говорили, что только за 2017 год через отделение реанимации прошло более 900 детей. Цифра огромная. Поєтому год назад я инициировал эту акцию и пообещал сделать такой благотворительный спектакль ежегодным.