Режиссер фильма Максим Ксьонда, рассказал "КП в Украине", почему сегодня модны фильмы о подростках и как ржавый трансформатор на Днепропетровщине может стать толчком для создания целой Вселенной.
-Максим, как появилась идея этого фильма? У вас там была история с трансформаторами, которые вы наблюдали, путешествуя по всей Украине и они поразили ваше воображение.
- Изначально Бобот появился как персонаж в клипе ТНМК "Новина" в 2011 году. Там бродили персонажи, которые в конце уходили в море. А впервые я обратил на трансформаторы внимание, когда искали локации для рекламного ролика. И я нащелкал в Днепропетровской области таких антропоморфных героев, которые стояли в полях, ржавые. Было похоже, что они стоят, чего-то ждут и скоро пойдут. После того, как мы сделали клип, идея прижилась, персонаж обрел имя и все с ним сроднились. И где-то в 2012 году мы начали придумывать историю, которую можно было бы экранизировать. Сценарий мы писали четыре года. И в результате родился фильм о приключениях 12-летнего подростка Вадика, который за счет своего болтливого языка, вранья и фантазерства попадает во всевозможные передряги - в том числе спасает наш мир. Т.е. это такая комиксовая фантастика, рассчитанная на семейную аудиторию.
- И все-таки, почему Бобот. Откуда это слово?
- Помните, было "Шоу Довгоносикив", в нем бутафором работал замечательный человек Вадим Тупчий, творил для Андриенко и других актеров носы из латекса. Так вот он из пенопласта, дерева и краски создал первую куклу Бобота, которая ходила. Это был первый персонаж, который частично рисовался, а частично был съемочный, т.е. кукла. Мы все думали, как его назвать. Робот не робот… Искали мы, искали, и как-то сам по себе родился Бобот. Вроде как робот, но не робот - добрый, безобидный, куда-то идет… Потом он обрел своих боботоводов, появилась своя боботология.
- Некоторые зрители утверждают, что ваш фильм схож с "Трансформерами". Похож?
- Фантастика. Скажем так, схож именно в жанре, но наш "Бобот" не на столько отстранено от реалий.
- Но синопсис фильма абсолютно голливудский. Замахнулись вы серьезно. Что дало вам повод быть таким смелым?
-Спасение мира – это скорее такое классическое клише любого рода фильмов про супергероев или фантастические приключения. И тут действуют законы жанра, против которых не попрешь. А вот реализация этого аспекта была более интересна.
- Какой бюджет фильма?
- Официальный бюджет – 20 миллионов гривен. Но без поддержки Госкино такие фильмы не случаются - они дали половину средств. Не так уж и много, если не считать сил и здоровья многих людей, которые вложились в этот фильм.
- Чем в этом проекте вы гордитесь особенно?
- Поскольку мы четко оценивали силы и возможности нашего производства, мы делали акцент на концептуальную составляющую. Т.е. мы придумывали мир пришельцев, способы общения. В нашем случае была важна идея, чем то, как она нарисована. Потому что нарисовать это можно 180 способами. А мы заморачивались больше над тем, как это должно быть придумано, и из чего должно состоять. Я говорю о набросках мест, пространств, что происходит, как все раскрывается.
Задача компьютерной графики не только в том, чтобы удивить зрителя каким-то невероятным эффектом, а в том, чтобы сделать этот эффект реалистичным. И мы скорее боролись за это.
- Компьютерная графика в фильме занимает более 50% экранного времени? Кто их создавал?
- В основном украинские студии. Я с гордостью скажу, что "Бобот" - это амбициозный объем для мощностей наших студий. Период постпродакшена в картине занял два года.
- Вы снимали лето зимой? Листья на деревья приклеивали?
- Там не было деревьев. Но актеры под шортиками были в гидрокостюмах. Если на съемочный процесс смотреть со стороны, то куча людей, одетых в три куртки, актеры в летней одежде и проливной дождь. А на экране этого не видно. Но это обычно происходит в кино, когда затягиваются сроки. Ничего нового для тех, кто делает кино в этом нет.
- А как убирается пар изо рта актеров?
- Либо зарисовывать пар, либо кушать мороженное на съемочной площадке, либо смириться.
- То есть вы актеров морозите и еще мороженным добиваете?
- Ну, мы не давали, нас пар не смущал. А тем, кому надо – поят холодной водой. Все просто.
- В одном интервью вы сказали, что ваш фильм - это новая Вселенная, в который смогут играть наши дети. Заявка серьезная. Вы собираетесь как Marvel , создавать историю с продолжением?
- В идеале да. Если родится продолжение истории и будет запрос, возможности финансовые – почему нет. Т.е. если эта история зажжет детей, и они захотят продолжения – мы только за.
- Компьютерную игру не планируете запускать?
- Бюджеты современных компьютерных игр превышают бюджеты голливудских блокбастеров.
- В фильме нет известных имен – это было сделано сознательно?
- Известные актеры – это известные проблемы. Во-вторых, известных актеров по каким критериям? Если известных по каким-то кухонным сериалам – мы, наверное, их не смотрим, поэтому они нам не известны. И у нас не было задачи снимать известных актеров и мы не хотели, чтобы "Бобота" смотрели потому, что там играет кто-то. Была задача снимать актеров, которые выполняют задачи и реализуют своего персонажа. Они подбирались именно по этому критерию. У нас есть непрофессиональный актер, участник АТО и он замечательно вписался в роль. Дети – это всегда непрофессиональные актеры, – их выбирают по принципу верю-не верю.
- А исполнитель главной роли Витя Григорьев снимался где-то до вас?
- Опыт дубляжей и съемок у него обширный. Если считать известность по этим критериям – то он известный актер. Но это не значит, что Витя и дальше будет исключительно актерствовать. Он играет на скрипке и я так понял, что его цели направлены именно на музыку.
- В прошлом году с успехом шел фильм "Сторожевая застава", где главные герои также подростки. Это такая незанятая ниша – кино о подростках?
- Давно забытая ниша. Подобных фильмов в советское время было достаточно много, а с 90-х - затишье. Мы не помним за этот период ни одного Электроника, ни одной Гостьи из будущего. Сейчас идет заполнение ниши, потому что, если показывать на экране героев, только привезенных из вне, то и акцент в умах будет исключительно на то, что у нас не умеют, а где-то умеют. Для меня, наоборот, эта тенденция радостная, что есть кино, на которое хотят ходить дети. Те фантастические вещи, которые сегодня придумываются - это какая-то внутренняя потребность к фэнтези. У меня дети смотрят Гари Поттера, "Фантастических зверей". Им это интересно. У детей от 10 до 16 лет есть потребность в таком жанре. И вообще мировые тенденции: фильмы про подростков "Очень странные дела", "Темные умы" и т.д. Есть целый кластер фильмов о подростках. "Трансформеры", кстати, тоже условно про подростков.
- Глава Госкино Филипп Ильенко уверен, что фильм Бобот может соревноваться на равных с мировым кинематографом. Как вы думаете, что он имел в виду?
- Думаю, что именно это и имел ввиду. Мы же в любом случае будем находится в прокате вместе с фильмами, снятыми в Голливуде. Поэтому зритель будет голосовать билетом и деньгами, выбирая из множества разных фильмов. Мы надеемся, что зритель выберет нас.
- Максим, еще до Бобота вы собирались снимать фильм "Танк", который блестяще прошел питчинг в Госкино и все возлагали большие надежды. Какова судьба проекта?
- Сейчас выпустим Бобота и приступим к "допиливанию напильником" "Танка". Этот проект никуда не делся.
- О чем этот фильм?
- Заявленный синопсис был о том, что ребенку достался танк второй мировой войны. Как раритет, его ценность порядка 2 миллиона евро. Соответственно, за ним начинают охотится разные люди. Это что-то типа триллера, драмы, экшена.
На Солнце происходит мощный взрыв, в результате которого на Земле может исчезнуть вся электроэнергия. Спасти человечество от этой катастрофы может только 12-летний Вадик. На помощь ему приходит живая трансформаторная будка Бобот, которая является носителем Энергии Вселенной. Вадик и его новый друг отправляются навстречу серьезным испытаниям, чтобы сразиться со всемогущим Злом и предотвратить крах человечества.
Режиссер Максим Ксьонда ранее был известен прежде всего как клипмейкер. Один из самых известных его клипов - дебютное видео Кристины Соловей на песню "Тримай", то самое, что с клубочками. Также среди его работ видео для ТНМК, Сергея Бабкинa, Mad Heads и др.
"Бобот" стал для Ксьонды дебютом в полнометражном кино. Также режиссер работает над фильмом "Танк".