Его реплики впитывались в сознание всех, кто смотрел его мультфильмы. "Молодой крокодил хочет завести себе друзей". "Мы строили, строили и наконец построили". "Ах, какой был слон, какой был слон!" "Ниччего не понимаю". "Это я, почтальон Печкин, принес заметку про вашего мальчика". "Лохматость у меня повысилась". "Неправильно ты, дядя Федор, бутерброд ешь"...
Эдуард Успенский был автором десятков книг. Те, кто их читал, помнят, что история про дядю Федора была изложена подробнее, чем в мультфильме: там имелась, например, никак не отраженная на экране история про обретение мальчиком и зверями искусственного солнца, "маленького, домашнего". Но в историю он навсегда вошел тем материалом, который отобрали режиссеры. "Пластилиновая ворона" – "А может быть, ворона, а может быть, собака, а может быть, корова" – это ведь тоже его стихотворение. А сценарии мультфильмов, которые он написал! Тут и "Антошка", и "Рыжий, рыжий, конопатый", очаровательные "Осьминожки" и "Следствие ведут колобки"…
"Спасибо за детство" - самая популярная (и самая естественная) реакция в Твиттере и Фейсбуке на печальную новость.
Его, как и многих популярнейших авторов 70-х, судьба, казалось, не готовила к сочинительству. Успенский по окончании Московского авиационного института стал инженером, но, несмотря на любовь к математике, чувствовал, что не в этом его призвание. Сначала были эпиграммы и стихи в студенческой стенгазете, тексты для студенческого театра. Потом, когда молодому автору было уже под тридцать, появилась тоненькая книжка "Крокодил Гена и его друзья", в которой Чебурашка на иллюстрациях напоминал странную черную белку с маленькими круглыми ушками.
Уже после того, как фамилия Успенский в глазах школьников младших классов стала знаком качества, рухнул СССР - а вместе с ним "поплыла" и вся детская литература. Эдуард Николаевич упорно пытался приспособить своих героев к новым реалиям - выходили то "Бизнес крокодила Гены", то "Нэнси из интернета в Простоквашино". Они вряд ли многое добавили к его славе, но работал он не останавливаясь. Стал телеведущим и долго выпускал передачу о дворовых песнях "В нашу гавань заходили корабли". Не так давно появились новые серии "Простоквашино" - современные…
Не очень понятно, насколько популярными они будут. Но старые мультфильмы и книги родители еще десятилетия будут подсовывать своим детям - на автомате, на рефлексе. Просто потому, что не так уж много было придумано более симпатичных историй для дошкольников, чем сказки про крокодила и про кота.
Эдуард Николаевич умер в праздник Успения Богородицы. Ему было восемьдесят. Он знал, что ему осталось недолго. Рак желудка, метастазы... Успенский считал, что "заработал" тяжелую болезнь на нервной почве, в результате ссор со своей предпоследней женой Элеонорой Филиной. После удачной операции в Германии пошел было на поправку, но рак вернулся...
В последнее время писателю было тяжело ходить, он передвигался на инвалидной коляске.
Но несмотря на серьезные проблемы со здоровьем, Успенский продолжал оставаться собой и искать простые радости жизни.
Не так давно в четвертый раз женился, причем на своей второй жене Элене. Приобретал недвижимость за рубежом, купил новый автомобиль. Сам водить его он уже не мог, но спускался в гараж, чтобы посидеть за рулем.
По словам близких, покупка дорогих вещей давала ему чувствовать радость жизни.
Многие знают Успенского как великого любителя сутяжных дел. Но, как говорят друзья и коллеги, в этом сутяжничестве, над которым все посмеивались, была неоценимая помощь детским писателям.
- Если бы не его суды по поводу авторских прав и гонораров, детская литература вообще не попадала бы в новостные поводы, а издатели-экранизаторы-производители молочных продуктов плевали бы на писателей с высокой колокольни, - говорит критик детской литературы Ксения Молдавская.
По характеру он оставался ребенком. Любил, когда к нему приезжают гости. И за бокалом красного вина спрашивал по-Печкински: почему меня считают вредным? Ведь я же хороший? Скажи, я же хороший?
Он очень хотел, чтобы его любили.
- Человек он был не простой, но никогда никому не отказывал в помощи, более того, он сам эту помощь предлагал, - вспоминает Ксения Молдавская.
|
* В моих книгах есть "витамин жизни".
* Писать для детей вообще очень сложно. Как раз этого многие не понимают. Думают, что сочинил какую-нибудь маленькую сказочку - и ты уже писатель. На самом деле создание детской книжки можно сравнить с изготовлением сложнейшего технического прибора. Так же нужно рассчитать габариты, соблюсти все пропорции, чтобы получилась серьезная, разумная вещь. Должен быть строго определенный объем, тема, сюжет. Если во взрослой литературе можно сослаться на какое-то оригинальное видение и понимание мира, то с детьми это не проходит.
* В любом деле сталкиваешься с тем, что учишь двадцать человек, а из них остается потом три-четыре талантливых, остальные разбредаются.
|
* Почему дети любят Чебурашку? Потому что рядом с ним ребенок себя чувствует сильным, потому что его надо защищать.
* Я стараюсь, чтобы мои истории звучали современно и сюжет был смешной. Добряк Чебурашка даже пистолет в одном эпизоде выхватывает, чтобы защититься от похитителей.
* Есть, конечно, отдельные герои, которые напоминают моих знакомых. Недавно свою жену Элеонору (третья супруга – Элеонора Филина. – Авт.) вывел в том же "Жаб Жабыче". С ее фотографии и рисунок карикатурный нарисовали. Сначала она даже обижалась, а потом стала всем друзьям с гордостью его показывать. А в советское время я вывел многих партийцев в книге "Клоун Иван Бултых".