На сегодняшний день домашний арест 48-летнего режиссера, которого обвиняют в огромных хищениях госсредств, продлен судом до 19 июля, так что на официальной премьере своего фильма он не был. А вот "КП" в Украине" повезло увидеть "Лето" до выхода в прокат. И думаю, что эта картина станет неожиданностью абсолютно для всех. Кто-то ожидает серьезного биографического фильма о Викторе Цое, а получает мюзикл. Кто-то рассчитывает на суровое кино про питерский рок-андеграунд 80-х, а получает историю любви, причем, по утверждению многих, выдуманную, но зато какую чудесную.
В основе сюжета фильма - история отношений лидера питерской группы "Зоопарк" Майка Науменко, его жены Натальи и только-только начинающего оперяться в своей музыке Виктора Цоя. В титрах написано, что сценарий создавался по воспоминаниям Натальи Науменко. Но люди, имевшие непосредственное отношение к событиям того периода, утверждают, что подобного любовного треугольника никогда не существовало. И если бы только треугольника! Борис Гребенщиков назвал сценарий картины - "Ложь - от начала до конца", а участник первого состава группы "Кино" Алексей Рыбин запретил использовать свое имя в сценарии и собирается снять собственный - достоверный - фильм об истории группы "Кино". Вот только одни собираются, а другие взяли и сняли, вынеся на большой экран имена культовых для многих рок-музыкантов, знаковость творчества которых потихоньку приглушает слой пыли.
И поэтому стоит настаивать, чтобы вся эта "суета вокруг дивана" ни в коем случае не помешала дорогому читателю пойти на фильм "Лето", чтобы вспомнить и в какой-то мере приобщиться к черно-белым событиям 37-летней давности, которые, кажется, происходили лет 100 назад - не меньше. А еще купить билет в кино стоит для того, чтобы два часа, замерев в кресле, наслаждаться хорошим фильмом с отличной актерской игрой, завораживающей операторской работой и ретро-саундтреком, который по делу получил приз в Каннах. Но самое главное в фильме - это необыкновенно теплая атмосфера. Она волнует и возбуждает, она царапает тонкими коготками ностальгии, она топит тебя в волнах любви - любви мужчины к женщине и женщины к мужчине. И ты тонешь в экранных флюидах, ты купаешься в свете, ты жмуришься от счастья. "Лето" Серебренникова смотрится на одном дыхании. Такое вот у него получилось кино-миг, когда с момента выключения в зале света до его появления времени не существует вовсе. А по завершении возникает очень четкое желание прийти и посмотреть "Лето" еще раз и взять с собой любимого мужчину и два часа держать его за руку и летать. Добиться такого зрительского состояния способен только мастер. Так что, может, Кирилл Серебренников снял кино не про то и не так, но он снял замечательное кино.