|
На 83-м году жизни скончался Станислав Говорухин. Многие зрители чуть ли не наизусть, до последнего кадра, знают его фильмы. Мы вспомнили малоизвестные эпизоды, связанные с самыми знаменитыми картинами мастера.
Тот фильм сам Говорухин называл "поэмой о горах". "Нас осенила идея построить весь фильм на песнях, сделать эдакую поэму о горах, - вспоминал режиссер. - Стали думать, кого пригласить. Визбора? Окуджаву? И остановились на Владимире Высоцком. Он никогда не был в горах, но мы очень рассчитывали на его песни.
Последней из его цикла была написана "Военная песня". С ней связана такая история. Я прихожу в гостиницу с ледника грязный, уставший - часов шесть шел пешком. Володи нет. На столе лежит черновик. Смотрю - новая песня. Читаю и думаю: какие потрясающие слова! Вдруг пришла озорная мысль. Я быстро запомнил припев, спускаюсь в бар. Там сидят американские туристы и с ними - Володя. Он вертелся там, потому что в их группе было десятка полтора молодых девчонок, одна симпатичнее другой. Он пел им песни. Они ни слова не понимали по-русски, но хохотали.
Увидев меня, Володя подбегает и говорит: "Слава, я такую песню написал! Хочешь, - говорит, - я ее тебе прямо здесь спою, даже без гитары?" - и начинает.
Я говорю:
- Постой, ты уж совсем как Остап Бендер, который всю ночь сочинял "Я помню чудное мгновенье" и только утром понял, что это кто-то уже сочинил до него.
- Что ты мелешь?!
- Как - что я мелю? - отвечаю. - Это старая баксанская альпинистская песня, еще военных лет. Там еще есть такие слова:
Отставить разговоры! Вперед и вверх, а там...
Ведь это наши горы - они помогут нам.
Он побледнел:
- Не может быть!
- Да ладно, Володя, - не выдержал я, - я тебя разыграл.
Как он посмотрел на меня!..
Альпинисты считали его своим. Верили, что он опытный восходитель. А он увидел горы впервые".
Много ходило разговоров о том, что своего друга Высоцкого Говорухин в этой ленте снимал по доброй воле, а Владимира Конкина (уже отмеченного властью артиста за роль Павки Корчагина в "Как закалялась сталь") ему навязали сверху. Но сам Говорухин отметал эти домыслы. Говорил сценаристам: "Посмотрите, какие у него глаза. Он настоящий интеллигент". Как он сам объяснял Конкину: "Мне нужна антитеза Жеглову. Вот твоя интеллигентность и необходима как противовес напору и темпераменту Высоцкого".
Станислав Говорухин вспоминал, что в середине работы Марина Влади чуть не "похоронила" фильм:
"Марина уводит меня в другую комнату, запирает дверь, со слезами на глазах говорит:
- Сними другого актера, отпусти Володю! Он не может сниматься.
- Давай его сюда, - говорю я.
Володя приходит и объявляет:
- Славик, я тебя прошу... Ну не могу тратить год жизни на эту картину. Мне так мало осталось. (У него предчувствие близкого конца всегда было.) У нас большие планы: мне хочется на Таити поехать.
Я тут же нажал на все педали:
- Ты что, сумасшедший? Так хотел сниматься в "Эре милосердия", можно сказать, был зачинателем идеи - сделать фильм по роману Вайнеров, так волновался - утвердят, не утвердят на Жеглова, и вдруг... Ну хотя бы о деньгах подумай - это бешеные деньги: остановить все производство, искать нового актера! Кто нам после этого вообще даст это кино снимать?
С трудом, но мне удалось их уговорить..."
|
Эту картину называли первым советским триллером. Режиссер признавался, что ему не сразу удалось выбить финансирование, поскольку Госкино долгое время не верило в успех экранизации Агаты Кристи. В ленте Говорухин собрал самый звездный актерский ансамбль.
В прессе часто связывали раннюю смерть актеров с "проклятием" этого фильма. Например, героя Анатолия Ромашина в фильме сбрасывают со скалы в море. Летел в воду манекен, а в волнах плавал каскадер. Во время съемок этой сцены дублер Ромашина чуть не погиб. Сам Ромашин боялся играть свою смерть, но и в жизни он погиб трагически - через три года, в 2000 году, актера убила сосна, которую он спилил на даче.
Александр Кайдановский согласился сниматься только из-за гонорара. В фильме его героя убивают выстрелом в сердце. Кайдановскому на момент съемок был 41 год, а в 49 он умер от инфаркта.
Съемки в триллере едва не стоили жизни и актрисе Татьяне Друбич. По сценарию она должна была покончить с собой. С помощью специального приспособления актриса висела в петле. Но после объявленного перерыва группа разошлась, а актрису забыли вытащить. Друбич спасла дочь - она услышала, что мама захрипела, и позвала на помощь.
|
Это был первый советский боевик. Сценарий к картине написал Говорухин, прочитав заметку в газете о реальном нападении пиратов на итальянское судно, перевозившее урановую руду. Но снимать не смог, потому что готовился к съемкам ленты "Место встречи изменить нельзя", и отдал работу другу - Борису Дурову. Тот вспоминал: "Мы сразу задумали кино о мужиках, которые способны защитить своих женщин, свой корабль. Сценарий фильма должен был пройти цензуру. Тут-то нам и зарубили уран. Тогда мы предложили "погрузить" на корабль опиум для фармацевтической промышленности. Поднялся шум: никаких наркотиков, это пропаганда! Я разозлился: "Это же для фармацевтической промышленности! Наркотики, говорите, нельзя? А что же везти кораблю: пустые бланки партийных билетов?" В общем, опиум отстояли".
"Снимали сцену спасения женщин в бассейне целую неделю. По семь часов я сидел в воде, и все время надо было нырять, нырять, нырять, - вспоминал актер Николай Еременко. - И тогда уже из носа кровь шла моя личная, и часто прекращали съемку, чтобы остановить мне кровь".
Зато после премьеры картины Еременко превратился в секс-символ. А "Пираты ХХ века" стали самым кассовым фильмом 80‑х: в год выхода картина собрала 90-миллионную аудиторию, обогнав даже оскароносную мелодраму "Москва слезам не верит".
|