В 1966 году Говорухин окончил режиссёрский факультет ВГИКа, после чего в течение двадцати лет проработал на Одесской киностудии. В этот период он снял свои знаменитые фильмы "Вертикаль", "Место встречи изменить нельзя", "Приключения капитана Гранта". В 1986 году Говорухин получил почетное звание "Заслуженный деятель искусств Украинской ССР".
В 1987 году режиссер переехал на работу в Москву, где снимал фильмы вплоть до 1993 года. В этот период мир увидел его документальную картину "Так жить нельзя". Во время работы на "Мосфильме" Говорухин попробовал себя в качестве актера. Самой известной стала роль Андрея Валентиновича Крымова в фильме "Асса". Он также снимался в лентах "Милый друг давно забытых лет", "Орел и решка". "Война окончена...Забудьте".
Первым фильмом, который Говорухин снял после пятилетнего перерыва, стал "Ворошиловский стрелок". Несмотря на популярность, фильм подвергся жёсткой критике за романтизацию мести и самосуда.
В 2000-х Говорухин снял ряд успешных картин - "Благословите женщину", "Не хлебом единым", "Пассажирка","В стиле jazz". Последней его работой стала лента с символическим названием "Конец прекрасной эпохи".
"КП в Украине" подробнее рассказывает о фильмах, по которым все мы запомнили режиссера Станислава Говорухина, который скончался на 83-м году жизни.
Дебютной картиной Говорухина стала "Вертикаль" (1967), главную роль в которой исполнил Владимир Высоцкий. Именно после этого фильма началась всесоюзная известность и широкая популярность Высоцкого и его песен.
Именно в "Вертикали" впервые прозвучала "Песня о друге", написанная Высоцким специально для этого фильма.
- С режиссёром-постановщиком этой картины нас связывает не только дружба, но и многолетнее творческое содружество. И первая-то картина, как раз самая первая — это была и его первая картина, и моя первая картина в том смысле, что я там был, как автор (я впервые написал песни в этот фильм, как автор) — я был автором текста и автором музыки, - вспоминал Высоцкий.
Картина рассказывает о группе альпинистов, которая отправляется в Грузию для покорения горы Ор-Тау. Четверо идут на вершину, а внизу в лагере остаются радист Володя и врач Лариса. Володя получает сообщение о приближении циклона и передаёт его группе, однако один из альпинистов скрывает эту информацию На вершине альпинистов настигает снегопад и гроза. Их ожидает трудный путь домой.
Дружба Высоцкого и Говорухина, которая завязалась на съемках фильма "Вертикаль", продолжалась вплоть до смерти великого барда. Говорухин уговорил Высоцкого сняться в этой картине. У Владимира Семеновича на тот момент уже были серьезные проблемы со здоровьем.
- Невозможно передать, как много значил для меня этот человек. День 25 июля 1980 года черной чертой разделил мою жизнь на две неравные части: "до" и "после". Та, что "до", освещена и освящена светлым образом Высоцкого… Он так хотел сниматься в фильме "Место встречи изменить нельзя", так нервничал — утвердят ли на роль?.. Первый день съемок совпал с днем рождения Марины Влади. Отмечали на даче нашего друга под Одессой. Вдруг Марина уводит меня в другую комнату и, чуть не плача, умоляет: "Снимай вместо Володи кого-нибудь другого, а его отпусти!" Заходит Высоцкий: "Пойми, мне так мало осталось, не могу я тратить год жизни на эту роль…" Какое же счастье для всех нас, что я тогда не согласился. Не сдался, - вспоминал Говорухин.
За создание образа капитана милиции Глеба Жеглова Высоцкий удостоился Государственной премии СССР. Но уже посмертно, в 1987 году.
|
Этот фильм открыл для зрителя молодую актрису Ларису Удовиченко, которой досталась роль "Маньки-облигации". Когда Удовиченко пришла на пробы в "Место встречи...", Говорухин даже не понял, что она раньше уже снималась в его картине "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо". Правда, сцену с ее участием из фильма потом вырезали. Пробы Удовиченко прошла не с первого раза.
- Я отправил барышню домой. Потом каких только актрис не пробовал на эту роль — ни одна не подходила, все какая-то фальшь проскальзывала. Наконец, когда уже начались съемки, решил без всяких проб вызвать ту странную девчонку. Как вы могли убедиться, не ошибся, - вспоминал Говорухин.
|
Культовый приключенческий телевизионный фильм состоит из двух сюжетных линий. Первая рассказывает о жизни писателя Жюля Верна и истории создания и публикации романа "Дети капитана Гранта". Вторая разворачивает сюжет романа так, как он постепенно рождался в воображении писателя. Съемки проходили в Болгарии, Крыму, Париже, Курской области.
Говорухин, как сценарист, вольно истолковал биографию Жюля Верна и сам сюжет романа. Он добавил в сюжетную линию приключений и создал фильм в стиле вестерн. С погонями, скачками на лошадях, дикими аборигенами и прекрасными морскими сценами.
- В романе "Дети капитана Гранта" Жюль Верн умудряется рассказать молодому читателю и о химии, и об астрономии, и о физике, и о биологии, и минералогии, и о прочем. Так что фильм не будет интересным, если он не будет увлекательным. Да, конечно, надо развлекать, но только для того, чтобы этот фильм сильнее запал в душу, сильнее подействовал. Благородное, высокохудожественное, но скучное кино, я не люблю еще больше, чем этот низкого пошиба кинематограф. Это еще вреднее, на мой взгляд. Да и потом, это вообще не искусство, - рассказывал Говорухин о фильме.
В роли "Дункана" сняли бермудскую шхуну "Кодор". Съемки спасли судно от гибели, так как заброшенный корабль давно гнил на дне Каспийского моря.
|
"Десять негритят" (1987) стал первой экранизацией знаменитого романа Агаты Кристи, который использовал оригинальное название книги и полностью соответствовал сюжетной линии с мрачной концовкой. Фильм снимали в Крыму на территории "Ласточкиного гнезда". Съемки в помещении проходили в Воронцовском дворце.
- По сюжету действие происходит в замке на острове, который то исчезает, то появляется в тумане, — рассказывал художник-постановщик Валентин Гидулянов. — Этого острова на самом деле не существует! Мы его построили. И снимали не в море, а… в бассейне. Замок тоже выстроили — в районе "Ласточкина гнезда". Во время съемок было очень ветрено. Декорации построенного сооружения постоянно сносило. Намучились… Самое интересное, что туристы думали, будто это реальный замок, и просили экскурсоводов провести их к нему.
В роли дворецкого Роджерса снялся Алексей Золотницкий. В одном интервью он рассказал забавный случай. По сюжету, его герою разрубают голову топором и он лежит окровавленный под дождем.
- Итак, мне сделали пластиковую наклейку на голову, обильно полили красной краской, а потом наш режиссер Станислав Говорухин сказал: "Ну вот, Алеша, полежи минут десять, чтоб одежда лучше пропиталась составом". Объявил перерыв, и все куда-то ушли. Лежу я, а в это самое время мимо Воронцовского дворца проходит экскурсионная группа. Экскурсовод говорит: "Обратите внимание на композицию львов, которых граф Воронцов привез из самой Италии… На массивные двери. А вот… аааааааа!" — закричала она, увидев мой "труп" возле порога. Тут я приподнялся и повернул к экскурсантам голову. И вся группа с криками и визгом кинулась врассыпную! Тогда я понял, что в своей роли достаточно убедителен, - вспоминал Золотницкий.
Критики называли Десять негритят" самым страшным фильмом в советском кинематографе. Картина постоянно держала в напряжении благодаря симбиозу тревожной музыки и угнетающих картин природы.
Сегодня Светлана Ходченкова является одной из самых востребованных и высокооплачиваемых актрис российского кинематографа. Она одна из немногих, которой удалось сняться в нескольких успешных голливудских фильмах - "Шпион, выйди вон!" и "Россомаха. Бессмертный". Но 15 лет назад о 20-летней актрисе никто не знал и выглядела она совершенно иначе.
Ходченкова дебютировала в фильме Говорухина "Благословите женщину". В то время Светлана очень поправилась, и ее 15 лишних килограммом очень понравились Говорухину. После успеха фильма из аппетитной пышечки Ходченкова очень быстро превратилась стройную и сексуальную красавицу, чем разочаровала Говорухина.
- Очень способная в профессии, фактурная — с прекрасной русской внешностью, с хорошей статью, с абсолютно нормальной фигурой. Могла бы быть великой актрисой, но… оказалась немножко неумненькой, - говорил режиссер о Ходченковой. - Говорил ей: "Света, не вздумай стать такой, как все, не стремись в стадо! Стадных на актерском рынке — миллионы, а таких, как ты, — никого". И еще предупреждал: "Не снимайся в дерьмовых проектах, не иди с хорошей картины в дешевый сериал!" Не помогло. Что поделаешь, если мозгов у человека не хватает. Я успел еще снять ее в картине "Не хлебом единым" и все — дальше она начала бороться с природой, села на жесткую диету и добилась своего: сильно похудела и стала точь-в-точь как все.
Ходченкова на Говорухина не обижается и все-равно считает его своим главным учителем. Человеком, который открыл для нее дверь в мир большого кино.
- Станислав Сергеевич очень переживает за меня. Он мой главный учитель профессии, он привёл меня в кино. Станислав Сергеевич считает, что я специально морю себя диетами, из-за которых потеряла "фактурность и индивидуальность". Как-то мне передали его слова: "Света — девка хорошая, вот только мозгов нет...". Я обиделась! Хотела позвонить Говорухину, спросить: "За что Вы меня так?" Но выяснилось, что у фразы было продолжение: "...Все мозги ушли в талант", - рассказывала Ходченкова.
В прессе даже судачили, что у Ходченковой и Говорухина был роман. Но актриса все отрицает, говорит, что он был для нее, как крестный отец.
|